Смекни!
smekni.com

Оценка эффективности инвестиционного проекта производства полиэтилен ОАО "Нижнекамскнефтехим" (стр. 2 из 15)

Как правило, капитальные блага, приобретённые за счёт инвестиций окупят себя не сразу. Поэтому по срокам реализации инвестиции подразделяются на краткосрочные (срок истекает в течение года), среднесрочные (1-3 года) и долгосрочные (свыше 3-х лет). Кроме того, инвестиции часто высокоспециализированы. Именно эти свойства делают инвестиции рискованными. Обычно путь от чертёжной доски до полноценного производства занимает от трёх до пяти лет. Значит необходимо предвидеть характер спроса в достаточно отдалённой перспективе. Особенность большинства капитальных благ состоит в том, что они - блага длительного пользования, с ожидаемым сроком жизни в 10 и более лет [28, c.167].

Инвестиционный процесс представляет собой механизм взаимодействия между участниками, предлагающими инвестиции и теми, кто предъявляет спрос на эти инвестиции.

Основными участниками инвестиционного процесса являются государство, институты, финансовые организации, физические лица, иностранные партнеры. Каждый из них может выступать в инвестиционном процессе как на стороне поставщика, так и на стороне потребителя инвестиций.

Поставщики инвестиций предоставляют их тем, кто предъявляет на них спрос через финансовые организации, финансовые рынки, либо напрямую. Финансовые организации могут участвовать на финансовых рынках как на стороне спроса, так и на стороне предложения.

Финансовые организации включают в себя банковские структуры, ссудо-сберегательные ассоциации, кредитные организации, страховые компании, пенсионные фонды. Они обычно принимают вклады и затем дают деньги в кредит или иным способом инвестируют средства [30, c.27].

При этом, вопреки распространенному мнению о дефиците средств как главной причине сдерживания инвестиционного процесса, практика свидетельствует о том, что в основе этого явления нередко лежит неудовлетворительное качество подготовки инвестиций.

Методы управления до сих пор нередко носят внеэкономический характер (многие так называемые престижные проекты по-прежнему осуществляются по принципу “любой ценой”), большинство крупных управленческих структур не является проектно-ориентированными, инвестиционный процесс традиционно раздроблен, недооценивается значимость начальной - прединвестиционной фазы проекта.

Под инвестиционной деятельностью понимается процесс, охватывающий вложение инвестиций и совокупность практических действий при их реализации. Инвестиционная деятельность в условиях рыночной экономики осуществляется хозяйствующими субъектами в целях получения дохода и состоит из взаимосвязанных частей: объекта и субъекта инвестиционной деятельности.

Объектами инвестиционной деятельности являются: строительство новых организаций, расширение, реконструкция и перевооружение действующих организаций, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, а также имущественные права на интеллектуальную собственность. Инвестирование в создание и воспроизводство основных фондов осуществляется в виде капитальных вложений.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, пользователи инвестиционных объектов, исполнители работ, поставщики всех видов инвестиционных ресурсов. К субъектам относятся также банки, страховые организации, биржи и посредники. Субъектами инвестиционной деятельности могут быть физические и юридические лица, как нашей страны, так и зарубежных стран.

Особую категорию участников инвестиционного процесса представляют инвесторы. Инвесторы - это субъекты инвестиционной деятельности, которые осуществляют вложение собственных, заемных и привлеченных средств в виде инвестиций и обеспечивают их целевое использование [9, с.14].

1.2 Инвестиции в нефтегазохимическом комплексе

Продукция нефтехимии находит применение практически во всех отраслях промышленности, транспорта, сельского хозяйства, в оборонном и топливно-энергетическом комплексе, в сфере услуг, торговле, науке и образовании. Продукция нефтехимии используется в основном органическом синтезе — 9,6%; при производстве пластмассовых изделий — 12,1%; резинотехнических изделий — 7,7%; химических средств защиты растений и других агрохимических продуктов — 0,2%; производстве синтетических и искусственных волокон — 1,3%; лаков и красок — 2,3%; синтетического каучука — 9,0%; пластмасс и синтетических смол — 8,5% и др. В настоящее время Россия производит около 1% мирового объема нефтехимической продукции и занимает 20-е место в мире (лидирующие позиции здесь твердо занимают США, Китай и Евросоюз).

Вклад нефтехимии в ВВП РФ незначителен и составлял в 2006 году 1,7% (в 2005 году — 1,9%). Индекс промышленного производства (в % к предыдущему году) в отрасли в 2006 г. составил 104,2% (в 2005 г. — 103,3%). Степень износа основных фондов в отрасли в период 2000—2006 гг. непрерывно повышалась, что свидетельствует о недостаточных инвестициях в основной капитал (рисунок 1.1) и расходах этих инвестиций, по-видимому, в основном, на природоохранные мероприятий [7, с.4].


Годы 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Рисунок 1.1 – Инвестиции в основной капитал в нефтехимической отрасли в 2000-2006гг.

Доля нефтехимической продукции в общероссийском экспорте в 2006 г. составила около 4%, в импорте — около 7%. В общемировом экспорте нефтехимической промышленности доля российских товаров крайне низка и составляет около 0,6%.

В общем объеме продукции среди обрабатывающих производств удельный вес предприятий нефтехимического комплекса по данным за 2006г. составляет 10,2%.

Основная системная проблема нефтехимии в России заключается в разрыве между производством и рынком нефтехимической продукции, что свидетельствует о кризисе отрасли. Кризис отрасли будет иметь не только экономические, но и негативные социальные последствия, поскольку крупные нефтехимические предприятия нередко являются градообразующими.

Основной причиной проблемы является изменение структуры спроса и предложения нефтехимической продукции. Товарная (ассортиментная) структура большинства российских нефтехимических предприятий сформировалась еще в 1980-х годах и не соответствует международным стандартам.

В частности, в производстве пластмасс преобладают термопластичные пластмассы в первичных формах и недостаточен выпуск передовых эластомеров. При этом даже в секторе базовых крупнотоннажных термопластов в товарной структуре выпуска отсутствуют наиболее востребованные сорта (например, линейный полиэтилен низкой плотности). Общую ситуацию можно проиллюстрировать на примере полистирола. Спрос на высококачественные виды полистирола специального назначения (жаро-, механо-, кислотостойкого и с другими специальными свойствами) удовлетворяется за счет импорта. Качество традиционных отечественных сортов полистирола низкое и российские потребители вынуждены от него отказываться, несмотря на низкие цены. Для продукции массового спроса все большее значение имеют не только функциональные свойства, но и безопасность, и декоративные свойства. В целом, по мере роста платежеспособности растет значение качества продукции, динамика и структура потребления нефтехимической продукции в России приближается к мировой, и разрыв между товарной структурой и спросом будет нарастать.

Для примера географических структурных изменений рынка можно указать на активное развитие нефтехимии в странах Ближнего Востока и переход некоторых крупных потребителей российской продукции, например, КНР, от импорта к собственному производству и экспорту.

Существенные трансформации произошли за последние два десятилетия и в инвестиционных процессах. Промышленно развитые страны сосредоточили в своих руках основную часть производства высокотехнологичных материалов специального назначения. При этом крупнотоннажные производства полупродуктов для нефтехимической промышленности активно переносятся в регионы с дешевым сырьем и рабочей силой. Так, например, если на создание мощности по полиэтилену в Венесуэле на единицу продукции (1 т) требуется 900, то в Швеции почти 1500 долл. США.

Другой важной проблемой является техническая отсталость и высокий износ основных фондов. В нефтехимическом комплексе достигнут практически предельный уровень загрузки мощностей (82—100% по отдельным видам продукции). Степень износа основных производственных фондов в 2006 г. в нефтехимии составила около 46%, а оборудования — около 48%, причем по отдельным видам оборудования до 100%. Сроки эксплуатации значительной части оборудования составляют 20 и более лет. Коэффициент обновления основных фондов в 4 раза ниже минимально необходимого [7, с.8].

Экономический кризис 90-х годов и радикальные изменения характера и структуры собственности разрушили инвестиционный процесс в российской нефтехимии, в 2006 г. инвестиции составляли всего 59,5% от уровня 1991 г.

Для нефтехимического производства характерны высокая капиталоемкость и длительный период окупаемости (более 5 лет), сложность внутренних производственных связей, вследствие чего инвестиции только в одну стадию технологической цепочки недостаточно эффективны. Высоки экологические, инфраструктурные и сырьевые риски, связанные с неопределенностью поведения естественных монополий, дефицитом соответствующих мощностей первого передела и слабым развитием инфраструктуры.

Наиболее инвестиционно привлекательными в таких условиях являются два практически противоположных варианта. Первый — развитие производств с минимальным числом технологических звеньев до выхода товарной продукции, второй — вложение средств в технологии со сравнительно малыми затратами и сроком окупаемости (товары бытовой химии, катализаторы, лакокрасочные материалы и т.п.). На два этих варианта и пришлась наибольшая часть всех инвестиций в нефтехимический комплекс в течение 1992—2004 гг.