Смекни!
smekni.com

Электронные деньги (стр. 4 из 13)

Мир станет, фактически, единой хозяйственной системой суперогромного размера. А такие системы чрезвычайно инерционны. Если повысятся цены на говядину в Марокко, то местный продавец сразу же закупит его в соседней стране, где такого повышения еще не произошло. А скоординировать этот процесс во всемирном масштабе чрезвычайно трудно. Вот почему и цены будут стабильными, инфляция становится практически невозможной. Это всего лишь тривиальный эффект очень, супербольшой экономической системы.

Но уровень оплаты труда в этих условиях будет определяться его производительностью. Ясно, что там, где низка производительность труда, там будет и ниже уровень оплаты труда, для того чтобы эти товары смогли выйти на мировой уровень конкуренции в единой общемировой экономической системе. Но так как капиталы в значительной степени интернациональны, то как раз там, где низка оплата труда, и выгодно будет вкладывать капиталы. А это естественно приводит к повышению производительности труда и к росту оплаты труда, Таким образом, постепенно начнется определенное выравнивание уровней оплаты труда и, следовательно, уровней жизни в различных районах Земли, особенно в сфере производства, не имеющих специфических территориально-географических условий. Там же где такие условия существенны, например, в сельском хозяйстве, начнутся процессы поддержки сельского хозяйства на различных - местных, региональных и даже общеземных уровнях.

Но ясно, что такое повышение не может идти за счет того, что весь мир будет подтягиваться до нынешнего уровня жизни на Западе с его сверхпотреблением. Для этого на Земле просто нет ресурсов. Значит, этот процесс объективно будет способствовать понижению уровня жизни высокоразвитых стран. Фактически, сейчас Запад переживает пик своего уровня жизни, который обеспечивает ему существующая мировая финансовая система. Впрочем, вряд ли правильно говорить об уровне жизни, речь необходимо вести об уровне потребления. Этот уровень снизится неизбежно. Но ведь уровень жизни и уровень потребления - это все-таки не одно и то же. И для того, чтобы при существенно более низком уровне потребления не ощущать это как ухудшение уровня жизни, должна быть перестроена массовая потребительская психология. И она неизбежно будет перестраиваться, другого пути у Человечества нет.

Электронные деньги - конец потребительского общества

Как въелось в нашу кровь, в сам воздух цивилизации, что лучше жить означает "больше потреблять". Для подавляющего числа людей это просто аксиома. И потому миллиарды людей смотрят с завистью на Западные страны с их уровнем сверхпотребления как на райский уголок Земли. Можно сколько угодно критиковать и издеваться, но сие есть факт массовой психологии конца ХХ века.

Ясно, что с такой психологией будущего у Человечества просто не существует. Не может Земля обеспечить западный уровень потребления всему многомиллиардному Человечеству. Таких ресурсов у нее просто нет.

Нужна смена психологии. Но не просто смена парадигм сознания, но и изменение самого типа производства.

Сначала о смене парадигм сознания.

В основе всей человеческой психологии лежит стремление выделиться, отличиться от других. Это естественное свойство человека, отличающее его от животных, в том числе и от коллективных, например, пчел. Впрочем, у высших стадных животных уже имеется в зародыше этот инстинкт - стремление стать главой стада, прайда и т.д.

Но у человека стремление к индивидуализации стало одним из главных жизненных стимулов. Именно благодаря этому Человек и смог создать свою цивилизацию, именно поэтому существует самое "Всемирная История".

Социализм пытался ввести это стремление Человека к выделению в некие формализованные рамки. Поощрялось только "выделение" через деятельность в сфере официальной работы или службы. Остальные пути были закрыты или чрезвычайно осложнены. И это создавало "духоту" социализма. Честолюбивым и талантливым людям просто нечем было дышать, они уходили в "андеграунд". Лишившись поддержки наиболее талантливой и амбициозной (пассионарной) части общества, социализм оказался, в конце концов, настолько ослабленным, что пал в фантастически короткие сроки.

На Западе, в обществе потребления, человек пытается выделиться, прежде всего, своим потреблением. Работа на Западе есть не смысл жизни, а лишь источник потребления. И стремление к карьере определяется тем, что появляется возможность больше потреблять.

Причем потребляется в этом обществе на 99.9 процентов созданное другими, в рамках рыночного экономического процесса. Именно это и приводит к расточительности общества.

Объем вещей у среднего западного человека просто умопомрачителен, если рассматривать это с точки здравого смысла. Сотни предметов одежды, Десятки предметов косметики, парфюмерии и гигиены, сотни предметов обстановки на кухне, одна или даже две автомашины на семью.

Причем все это создано кем-то другим, индустриальным образом в невообразимом разнообразии.

Эта система создает самораскручивающуюся спираль потребления, не могущая остановиться,

Приведем один пример.

Значительное число людей хочет выделиться в одежде.

Материалом, покроем, фасоном выделиться невозможно, ибо индустрия мгновенно тиражирует все. Тогда для того, чтобы выделиться в одежде состоятельные люди начали покупать самую обычную одежду в отдельных магазинах или у производителей (у Версаччи, Кардена и пр.) по бешеным ценам, отсекая от этой "этикетки" массы других менее обеспеченных. Продавая товары по таким ценам, естественно, эти фирмы стараются дать и хорошее качество, платят бешеные цены своим модельерам дают рекламу и т.д. Таким образом, не в "гениальности" Кардена и высоком качестве его предметов туалета дело, а в высоких ценах, которые кое-кто готов платить только для того, чтобы выделиться одеждой из массы других, когда других путей нет. На Западе хорошо (модно) одетый человек - это просто дорого одетый, одетый от "фирм".

В моде быть одетым во все новое, "с иголочки".

А теперь представим себе, что мода коренным образом изменилась. Что одежда, купленная в магазине, уже просто не модна. А в моде самоделки. В моде все, что сделано собственными руками. Либо руками жены, знакомого надомного мастера и т.д. В моде то, чего уж точно нет ни у кого. Представим, что в моде старина. Девушка, одетая в платье своей бабушки, вызывает острую зависть у своих сверстниц. В моде не покупать, а делать самому. Или использовать старое.

Такое изменение потребительской психологии резко меняет все. Фактически, исчезают дорогие магазины готовых товаров, ибо готовое - немодно. Исчезает дух накопления вещей, ибо чем старее вещь, тем она моднее. Исчезает громадное количество вещей, ибо своими руками можно сделать все-таки не очень много, а если что-то и делается, то оно становится человеку дорогим, с ним не так-то легко расстаться. Это не то, что выбросить купленное. Выделиться человек стремится через свои руки, свою изобретательность, через работу "на себя".

В результате мы возвращаемся к временам патриархального хозяйства, когда каждый обеспечивал сам себя, но уже на новом уровне. Если ранее человек брал сырье у Природы и доводил его до потребительского состояния, то теперь он берет уже не сырье, а полуфабрикаты у индустрии и доводит его до потребительского уровня.

Но индустриальное производство полуфабрикатов в нынешних условиях чрезвычайно высокопроизводительно и дешево. Это поточное (конвейерное производство), ибо номенклатура полуфабрикатов много меньше, чем номенклатура готовых изделий. Сравните, сколько существует расцветок тканей и фасонов одежды и сколько существует самих видов тканей. Цифры просто несопоставимые.

Таким образом, создается новая производственная технология. Индустрия, прежде всего, поставляет полуфабрикаты, из которых каждый сам либо в семье, производит готовые продукты. И современная технология позволяет осуществить это. Созданы различные станки и приспособления для ручной работы, имеется уже много книг и спецлитературы под рубрикой "Сделай сам" - наиболее известный пример - журналы "Бурда Моден". У многих на Западе имеются собственные домашние мастерские. Существуют и специальные ателье, в которых вы можете, оснащенные соответствующей техникой и консультантами, в которых вы можете сами сшить себе платье, собрать себе телевизор или компьютер из комплектующих и т.д. Можно даже представить себе в будущем даже ателье, в которых человек сможет сам собрать себе автомобиль из отдельных узлов. Например, он заказывает заранее в мастерской тип двигателя, кузов и другие агрегаты, а затем приходит в мастерскую и на специальном стенде под консультацией и проверкой специалистов сам собирает себе автомобиль, сам его раскрашивает, сам устанавливает на него "прибамбасы" и т.д. Такой автомобиль будет в несколько раз дешевле заводского. Да а и беречь его хозяин будет ох как долго, ухаживать за ним будет лучше и сам, потому что он же его знает до самого последнего винтика.

И мы получаем "богатое" общество, но со значительно меньшим уровнем потребления.

Фактически, создается новый тип технотронного общества - индивидуально-индустриальное общество. В нем совмещено индивидуальное производство доиндустриального общества с индустриальным (конвейерным, рыночным) типом производства индустриального.

А сейчас отметим, что указанный процесс действительно идет, на Западе он получил название "демассофикации". Первый вызов массовому потреблению бросили хиппи. Но они сделали его слишком рано. И тем ни менее, их воздействие на общество продолжается. И потому мы скажем, что в эпоху электронных денег именно "хиповая" идеология станет стилем жизни масс. Именно она позволит обеспечить более высокое качество жизни при экономном отношении к земным ресурсам.