Смекни!
smekni.com

Оценка и пути совершенствования межбюджетных отношений в субъекте Российской Федерации (стр. 5 из 6)

Действующая модель межбюджетных отношений до сих пор ориентирована преимущественно на выравни­вание доходов бюджетов разных уровней в соответствии со сложившимися расходными частями местных бюджетов. Такая модель не может эффективно работать, поскольку в ней не предусмотрен принцип распреде­ления бюджетных полномочий. Необходимо разумное разграничение и законодательное закрепление бюджет­ных полномочий между всеми уровнями власти, исходя из полномочий, закрепленных за каждым уровнем влас­ти Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. При этом, передача на муни­ципальный уровень исполнения отдельных государственных полномочий должна сопровождаться передачей соответствующих финансовых средств или источников доходных поступлений из бюджетов других уровней.

Так как выполняя расходные полномочия по феде­ральному законодательству, отвлекая доходы ме­стных бюджетов на них, местные бюджеты не имеют возможности сократить собственные рас­ходы, которые относятся к ведению муниципа­литета. Так или иначе вопрос о разделении пол­номочий назрел.

Бюджетный кодекс проблему разграничения расходных полномочий обозначил, но не решил. Нечетко раз­граничены расходы, (финансируемые раздельно из федерального, региональных и местных бюджетов). Сфера – “совместного финансирования” остается слишком широкой, многие позиции сформулиро­ваны аморфно. Региональные и особенно местные бюджеты перегружены так называемыми “нефи­нансируемыми мандатами” — финансовыми обяза­тельствами, возложенными на них решениями вы­шестоящих властей без предоставления источников финансирования. Непонятна статья 85, которая предус­матривает финансирование вопросов совместного ведения. Нет ясности, в каком слу­чае финансирование должно идти из федерального бюджета, в каком из регионального или местного бюджета? В каждом конкретном случае необходимо договариваться. А это — сложный, процесс. Поэтому, исходя из точки зрения Министерства финансов и НИФИ Минфина, необходимо, чтобы все рас­ходы, производимые тем или иным звеном бюд­жетной системы, отвечали определенным требованиям. Если решается вопрос в интересах всей страны или нескольких субъектов Федерации, то это — расходы чисто федеральные. Если расходы производятся в интересах населения субъекта Фе­дерации или нескольких муниципальных образо­ваний, то они должны финансироваться из регио­нального бюджета. А расходы, осуществляемые в основном в интересах данного муниципального об­разования, должны финансироваться из местного бюджета.

ФЗ № 154 “ Об общих принципах организации местного самоуправления” так же гласит, что органы местного само­управления могут выполнять не только возложенные на них задачи, отнесенные к их ведению, но и брать на себя полномочия государственной власти, выпол­нять полномочия, переданные органами государствен­ной власти местному самоуправлению.

В случае передачи им таких полномочий в рас­ходной части местного бюджета расходы по исполнению государственных полномочий должно быть представлены в виде раздель­ных статей расходов по исполнению каждого отдельного государственного полномочия, переданного на муниципальный уровень. В ст. 36, ФЗ № 154 по этому поводу прямо говорится: "в доходной и расходной частях ме­стных бюджетов раздельно предусматривается финан­сирование решения вопросов местного значения и осу­ществления органами местного самоуправления от­дельных федеральных полномочий, полномочий субъектов Российской Федерации". В до­ходной части должны быть определены источники финансирования государственных полномочий, вы­полнения законов, принятых на федеральном или региональном уровнях, которые органы межрегио­нального управления обязывает выполнять.

Может быть и такой вариант — финансирова­ние местным бюджетам исполнение государственных полно­мочий через повышение нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов.

В последнее время в этой сфере наметилось оп­ределенное продвижение. К настоящему времени Минфином завершена ин­вентаризация нормативно-правовых актов, устанав­ливающих разграничение расходных полномочий и ответственности между уровнями бюджетной систе­мы.

На этой основе нужно будет:

1) подго­товить поправки к Бюджетному кодексу, которые конкретизировали бы разграничение расходных пол­номочий между уровнями бюджетной системы. Всем должно быть предельно ясно, кто за что отвечает.

2) необходимо упорядочить или, на­зывая вещи своими именами, сократить значитель­ную часть “нефинансируемых мандатов”, прежде всего — в части различных малообоснованных льгот, которыми пользуется чуть ли не все население стра­ны. К сожалению, соответствующие законопроек­ты через Федеральное Собрание проходят с боль­шим трудом.

3) После того, как определится, какие расходы реально могут быть профинансированы, необходимо будет оценить объективные потребности каждого уровня бюд­жетной системы (в целом) в финансовых ресурсах. Это позволит провести так называемое “вер­тикальное выравнивание” с тем, чтобы обеспе­чить каждому уровню бюджетной системы — фе­деральному, региональному и местному источники финансирования, отвечающие их от­ветственности и функциям. Такой задачи пока не только никогда не решали, но даже и не ставили. Рано или поздно это придется сделать. Если ее удастся решить, то по­явится объективная основа для разделения доход­ных источников.

2) стабильное закрепление доходных источников.

Сегодня идет речь о реформирование межбюджетных от­ношений, налоговой системы. Феде­ральное правительство поставило вопрос о разделе­нии налоговых поступлений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации.

А в субъектах Федерации вопрос о разграничении на постоянной основе налоговых поступлений между региональным уровнем и местными бюджетами никак не решается.

У местного самоуправления до сих пор не сформи­ровалась необходимая материальная база в виде цело­стной системы его финансового обеспечения. Более того, статистические данные свидетельствуют, что эта база все более размывается. Например, в 1992-96 гг. имело место сокращение доли местных бюджетов в кон­солидированном бюджете Российской Федерации по до­ходам — с 27,6% до 21,4%. В этот же период времени происходил рост доли местных бюджетов в расходной части — с 28,5% до 31,6%. Доля региональных бюджетов в консолидированном бюджете по доходам возросла с 16,5% до 29,1%, закономерно подкрепив рост удельного веса и их бюджетных расходов —с 10,1% до 21,8%.

Большинство бюджетов муниципальных образова­ний в России в настоящее время являются дотационными.

Абсолютный и относительный рост их количе­ства в общей совокупности бюджетов муниципальныхобразований продолжает возрастать. Не реализуется важное положение действующего бюджетного законодательства (ст.9 закона "Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных орга­нов государственной власти республик в составе Рос­сийской Федерации, автономной области, автоном­ных округов, краев, областей, городов Москвы, и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправле­ния"), которое гласит, что уровень закрепленных за муниципальным образованием бюджетных доходов дол­жен быть не менее 70% общей суммы двух составляющих (закрепленной и регулирующей) доходной частя минимального бюджета (без учета дотаций).

В то же время за счет бюджетов муниципальных , образований финансируется почти 100% расходов на среднее образование, 85% — на здравоохранение, 60% — на содержание детских садов, 80% — на коммуналь­ные услуги, 60% — на содержание жилья. Поэтому со­вершенно закономерно, что система социальной защиты, которая в настоящее время в большей своей части передана на местный уровень, не может нор­мально функционировать из-за недостатка средств в ме­стных и муниципальных бюджетах для ее реализации.

Налицо кризис формирования доходной части местных бюджетов, а следовательно, и местных финан­сов в целом за счет собственных доходов и все большая их зависимость от бюджетов других уровней (в пер­вую очередь от регионального). Сложившаяся ситуация ведет к дискредитации местной власти и, как следствие, государственной власти вообще.

В настоящее время введение местных налогов носит подчас произвольный характер. Используя предоставленное им ранее право и ссылаясь на потребности в решении социально-экономических вопросов, мно­гие органы местного самоуправления ввели на своей территории дополнительные налоги, не предусмотрен­ные законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем приходится признать и справедливость требований органов местного самоуправления о при­дании системе местного налогообложения более дей­ственного характера.

1) Прежде всего, нуж­но четко различать разграничение налоговых полномочий, т.е. право вводить те или иные налоги устанавливать их ставки, и разделение налоговых доходов.Для этого в федеральной налого­вой политике следует большее внимание уделить раз­витию муниципальной налоговой системы, а также ее институциональной базы.

2) Необходимо определить и законодательно закрепить устойчивый блок местных налогов и сборов, поступающих напрямую в местные бюджета.

3) Также необходимо предусмотреть возмож­ность введения института местной налоговой инспек­ции, ответственной за сбор местных налогов и веду­щей информационную базу данных по налоговым пла­тежам в местный бюджет.

4) Необходимо также законодательно установить на федеральном уровне предельно допустимый дефицит местного бюджета, который не должен превышать фиксированной величины, исчисляемой в процентах. Эта мера должна заставить субъекты Российской Фе­дерации установить для муниципальных образований собственные нормативы отчислений от региональных налогов и способствовать сбалансированности мест­ных бюджетов.