С 29 по 31 мая 2001 г. в г. Харбине (КНР) проходила первая конференция по научно-техническому и торгово-экономическому сотрудничеству между российским Дальним Востоком и провинцией Китая Хэйлунцзян. Инициаторами развития сотрудничества выступили Академия Общественных наук провинции Хэйлунцзян и Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН. В октябре 2000 г. Новосибирск посетила китайская делегация во главе с президентом АОН провинции Хэйлунцзян Цюй Вэем, а в феврале 2001 г. делегацию ИЭОП СО РАН во главе с директором института академиком В.Кулешовым принимали в АОН провинции Хэйлунцзян, где и было достигнуто соглашение о сотрудничестве. Соглашение предусматривает проведение конференций поочередно в Китае и России. Первую конференцию было решено провести в Китае.
Выступление президента Академии общественных наук провинции Хэйлунцзян Цюй Вэя на открытии международной конференции "Китайско-российское региональное сотрудничество и развитие"
Открывая конференцию, Цюй Вэй отметил, что она организована учеными, официальными представителями и предпринимателями двух стран и поэтому отличается не только высоким научным уровнем, но и ярко выраженной целевой направленностью и практицизмом. Тот факт, что ученые, официальные лица и предприниматели двух стран собрались вместе для общего обсуждения проблем, способствует объединению их усилий в области теории и практики и на этой основе - выработке выводов и политических мероприятий, отвечающих реальной действительности. "Я верю, - подчеркнул Цюй Вэй, -что конференция окажет позитивное влияние и будет иметь далеко идущее значение в области содействия китайски-российскому региональному сотрудничеству, укрепления и развития китайско-российских отношений стратегического партнерства, направленных в XXI век, углубления научных обменов и сотрудничества между научно-исследовательскими организациями двух стран."
Цюй Вэй поделился своими соображениями относительно стратегии подъема на новую ступенъ китайско-российских торгово-экономических отношений.
Во-первых, Цюй Вэй отметил настоятельную необходимость развития торгово-экономических отношений.
1. Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений — это настоятельная необходимость, диктуемая китайско-российскими отношениями стратегического партнерства в политической сфере. Достигнутый в 2000 г. уровень экспортно-импортных операций, который составил 2% от общего объема китайской внешней торговли, не только не идет ни в какое сравнение с боле чем 50% в 50-е годы, но и не достигает уровня, которого требует руководство обеих стран, — 5%. Если положение не изменится, то появится опасность возникновения "пустотелости" отношений стратегического партнерства. Автор полагает, что китайско-российское торгово-экономическое сотрудничество охватывает не только торговлю, оно должно включать и другие области, дополненные научно-техническим сотрудничеством. Только так можно достичь требуемого уровня — не ниже 5% в общем объеме китайской внешней торговли. В противном случае, предупреждает автор, нельзя будет говорить об устойчивых и прочных отношениях стратегического партнерства между двумя странами в политической области, а также о дальнейшем их развитии и укреплении.
2. Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений — это настоятельная необходимость, диктуемая в экономической области отношениями стратегического сотрудничества и партнерства, исходящими из условий взаимной выгоды и взаимной дополняемости. Географическое положение и очень значительная дополняемость в производстве стали теми естественными преимуществами) на основе которых могут строиться стратегические отношения взаимной выгоды и взаимодополняемости в экономике.
3. Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений настоятельно необходимо для защиты экономической безопасности Китая и России. Докладчик предлагает объединить усилия двух стран для совместного освоения нефтяных и лесных ресурсов и поставить эту задачу в число важнейших для правительств обеих стран, чтобы обеспечить постоянный рост валютных поступлений России и удовлетворить неуклонно растущие потребности Китая в нефти и лесе.
4. Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений. настоятельно необходимо для защиты экономической безопасности Китая и России. Экономической безопасности России угрожают нехватка валюты и пассивный баланс экспортно-импортных операций, экономической безопасности Китая угрожает нехватка нефти, леса и природного газа. Отсюда вытекает необходимость усиления экономического и торгового сотрудничества между двумя странами. Россия может обращать в валюту свои природные богатства, а Китай обменивать на сырье свои финансовые и людские ресурсы.
5 Развитие китайско-российских торгово-экономических отношений необходимо для реорганизации отраслевой структуры в Китае и России. В стратегии развития России выдвигается мысль об ускорении освоения восточных регионов и превращении их в новую базу подъема российской экономики. Это представляет редкую возможность для отраслевой реструктуризации и широкомасштабного развития экономики и торговли двух стран. Мы полагаем, что России следует проводить льготную политику по отношению к Китаю в плане участия Китая в освоении восточных районов, поощрять китайских предпринимателей еще активнее внедряться в восточные районы, принимать участие в освоении запасов нефти, природного газа, леса и других природных богатств. Это очень важно для реорганизации отраслевой структуры, а также для ускорения темпов освоения восточных регионов России.
Во-вторых, Цюй Вэй указал на следующие стратегические направления развития широкомасштабных торгово-экономических отношений:
1. Совместные разработки в области высоких технологий, внедрение их в производство. Китай нуждается в производимом в России оборудовании и продукции обрабатывающей промышленности в области военной, космической,. авиационной и судостроительной отраслей. Радует, что Китай и Россия договорились о создании двух центров научно-технического сотрудничества в провинции Шаньдун (город Яньтай) и провинции Хэйлунцзян (город Харбин). Предлагается в ходе совместного сотрудничества на основе высоких технологий производить самолеты гражданского и военного назначения, косметические летательные аппараты и военное оборудование, газовые турбины и другое крупное оборудование гражданского назначения. Сотрудничество может быть осуществлено на таких условиях: Россия выделяет в качестве своей доли технику и технологии, а Китай предлагает денежные средства, рынок для совместного освоения и совместного производства.
2. Совместное освоение запасов нефти и газа в России. Речь идет об ускоренном освоении богатейших запасов нефти и газа в России, прокладке трубопроводов для поставки нефти и газа в Китай за счет предоставляемых Китаем капиталов и рабочей силы. При таком варианте в ближайшие 10 лет Китай смог бы получать ежегодно 50 млн. тонн сырой нефти и 10 млрд. кубометров природного газа, а Россия — более 10 млрд. ам. долл. или товаров на эту сумму.
3. Совместное освоение лесных ресурсов России. Россия обладает одной четвертой всех мировых запасов древесины, производит ежегодно древесины в 2 раза больше Китая. После принятия программы охраны природных лесонасаждений Китай сократил производство древесины, а потребность в ней растет. Предлагается, чтобы Россия увеличила свое производство и экспорт древесины в Китай с нынешних нескольких миллионов кубометров до нескольких десятков миллионов кубометров в год, увеличив тем самым свои валютные поступления до 10 млрд. ам. долл. Для удовлетворения этих потребностей Россия ежегодно будет расходовать только часть естественного прироста леса, это никак не повлияет на экологию. С другой стороны, в Китае только на Северо-Востоке имеется несколько сот тысяч свободных лесорубов.
4. Совместное освоение земельных ресурсов. Россия занимает первое в мире место по территории, а по размеру пахотной земли на душу населения превышает Китай в 10 раз. Однако вследствие влияния таких факторов, как нехватка рабочей силы в сельском хозяйстве, недостатки механизма управления и использования научных достижений в производстве ощущается нехватка продукции сельского хозяйства, на ее импорт приходится тратить валюту. В Китае же, где отмечается наименьшая в мире площадь на душу населения и огромный избыток рабочей силы, наработана достаточно передовая технология сельскохозяйственного производства. Население России за последние 10 лет сократилось более чем на 6 млн. чел., одна только Сибирь испытывает острую потребность в рабочей силы — около 5 млн. человек. В этой ситуации выходом из положения могло бы быть использование качественной, дешевой и многочисленной китайской рабочей силы ля участия в освоении обширных районов восточной части России, особенно в форме подряда на обработку земли для выращивания зерновых, овощей, фруктов, а также в животноводстве. Если бы Китай экспортировал 1 млн. человек рабочей силы, то это было бы менее 1% населения России, но обеспечило бы обработку около 10% пахотных земель, с которых можно получить продукции на 10 млрд. ам. долл. Китай и Россия занимают 1/6 территории земного шара, их население составляет 1/5 населения планеты. Фактически подобное сотрудничество в настоящее время непрерывно расширяется в пограничных районах. Если бы его можно было поднять на государственный уровень, то это стало бы мощным стимулом для ускорения развития экономики обеих стран.
5. Совместное создание районов свободной торговли, торговых зон взаимных рынков и районов совместного освоения. Условия для этого развития прекрасны. Они обеспечиваются большой протяженностью наших границ, многочисленными пунктами пропуска на границе и огромными потенциальными возможностями торговли. В самое ближайшее время необходимо решить ряд вопросов: в приграничных районах, особенно там, где имеются парные пункты пропуска и удобные пути сообщения, организовать зоны свободной торговли, торговые зоны взаимных рынков, районы экономического освоения. Сюда относится и спорная территория — участок площадью в 400 кв. км на островах Б.Уссурийский и Тарабарова, которую можно было бы, отложив споры, совместно использовать для создания особой торговой зоны или свободного порта. Таким образом, Китай и Россия могли бы избежать налогообложения или сократить налогообложение при проведении экспортно-импортных операций, чтобы расширить масштабы торгово-экономической деятельности.