Смекни!
smekni.com

Ответы на вопросы государственного экзамена по специальности Мировая Экономика (стр. 16 из 37)

Иную оценку последней ситуации дает известный исследова­тель проблем мирового хозяйства Г. Хаберлер [8]. Для него тео­рия сравнительных издержек — лучшее обоснование политики свободной торговли, обусловливающей выгоды для всех участ­вующих стран и прежде всего слаборазвитых. Отступление от принципов свободной торговли допустимо лишь в исключитель­ных случаях для поддержания молодой промышленности в этих странах, а конкуренция является лучшим фактором развития.

Автор капитального труда по проблемам международной тор­говли, где последовательно рассматриваются и основные концеп­ции предшественников, американский ученый-экономист С. Харрис также исходит из определяющего значения различий в издержках на международное разделение труда, обеспечиваю­щее участвующим странам равные выгоды от внешней торговли [9]. Но это — не абсолютно точное, универсальное правило, ка­кие-либо отклонения от которого обязательно затрагивают на­циональные интересы- По теории, малоразвитые страны должны заниматься разработкой естественных ресурсов, а развитые — промышленным производством. Это должно поощряться соот­ветствующим экспортом капитала из развитых стран. Внутрен­няя политика, размеры дохода на душу населения, констатирует С. Харрис, могут оказывать существенное влияние на развитие различных отраслей промышленности. Отсюда необходимость регулирования экономики, в частности, контроль за движением капитала, цен, заработной платы и т.д.


32. Россия в международных экономических отношениях.

Данные внешней торговли, показывающие участие России в системе международного разделения труда, свидетельствуют о том, что наша страна по этому показателю занимает положение, неадекватное ее экономическим возможностям и политической значимости.

Обеспечивая в 1996 г. поставку на мировой рынок товаров в объеме, равном 88,3 млрд долл., а в 1998 г. — 72 млрд долл., Россия обладала менее чем 2,0% мирового экспорта. При этом впереди оказались такие страны, как Нидерланды, Бельгия, Ис­пания, Республика Корея и др. Россия же находилась во втором десятке. Такое положение отражает довольно ограниченный

уровень вовлеченности страны в мировой товарообмен. Динами­ка развития российского внешнеторгового товарооборота в 90-е годы свидетельствует о наличии двух фаз. На первоначальном этапе имело место некоторое падение, связанное с разрывом хо­зяйственных связей после распада СССР; с 1992 г. наблюдается рост товарооборота, который к 1996 г. увеличился на 52,3%. Од­нако в 1997—1998 гг. наблюдался спад товарооборота (табл. 8.1).

Другой отличительный момент — стабильное положительное торговое сальдо начиная с 1991 г. В 1996 г. оно достигло 28,5 млрд долл., а в 1998 г., несмотря на уменьшение внешне­торгового оборота, — 28,4 млрд долл.

Это результат либерализации внешнеэкономических связей, совершенствования системы регулирования ВЭД, улучшения доступа российских традиционных товаров на внешние рынки.

Важной предпосылкой стал мировой экономический подъем, начавшийся после длительного спада в 1990—1993 гг., когда под воздействием спроса со стороны развитых стран Западной Евро­пы произошел рост потребления традиционных сырьевых това­ров российского экспорта.

С другой стороны, относительно низкие темпы роста импор­та явились следствием сокращения государственных расходов на централизованные закупки и ужесточения таможенно-тарифной политики и налоговой системы. Сказались также ограничения внешних заимствований и постепенная отмена бюджетного до­тирования импорта. Наличие в течение последних лет активного торгового баланса способствовало быстрому накоплению валют­ных запасов России.

Географическое распределение внешней торговли свидетель­ствует о расширении связей с развитыми странами и прежде всего с Европой и Америкой, доля которых достаточно высока в последнее время. Наблюдается рост торговли с азиатскими стра­нами.

Традиционно главным партнером России является Германия. Ее лидерство обусловлено высоким качеством производимых и поставляемых товаров (автомобили, видео- и аудиотехника, бы­товая электроника, косметика, парфюмерия, мебель, одежда, обувь) при сравнительно низких оптовых ценах и территориаль­ной близости. Немаловажны также установившиеся традицион­ные связи российских фирм, сохранившиеся с прежних времен, а также устойчивое положение немецкой марки.

Другими важными и стабильными партнерами России остаются Великобритания, Италия, Финляндия, США, Япония, Китай.

Бывшие социалистические страны Европы, попытавшиеся в начале 90-х годов переориентировать свои связи на Запад, встретили там активное противодействие. Потеряв «западные иллюзии», эти страны начали шире использовать свои традици­онные технологические и производственные взаимосвязи, гео­

графическую близость, неплохое знание российского рынка. Ак­тивно развиваются в последние годы экономические связи с Венгрией, Польшей, Чехией и Словакией. Структура внешней торговли с этими странами дает возможность прогнозировать стабильное поддержание объема товарооборота.

В отношении торговли со странами СНГ, входившими ранее в состав СССР, наблюдается постепенное падение товарооборо­та, связанное прежде всего с нестабильностью экономической обстановки, несбалансированностью поставок в пользу России, нехваткой валютных средств у стран-контрагентов.

Товарная структура российской внешней торговли на протя­жении многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень товаров, обеспечивающих наибольшую валютную вы­ручку. В целом в структуру экспорта входит примерно 4 тыс. различных видов отечественной продукции. Однако список то­варов, на которые приходятся все основные объемы поступаю­щей валюты, включает не более десяти позиций, сюда входят прежде всего нефть, газ, лес, цветные металлы, алмазы.

В 1996 г. на долю топливно-энергетических ресурсов прихо­дилось около 45,6%, на черные и цветные металлы и изделия из этих металлов — 15% валютных поступлений. Поставки машин и оборудования составляли 9,4%.

Особенностью российского экспорта является значительный объем поставок вооружения, прежде всего в развивающиеся страны, и, в частности, в новые индустриальные страны Азии. В последние годы экспорт вооружения в этом направлении значи­тельно вырос.

Основной статьей импорта в 1996 г. являлась продукция ма­шиностроения, на которую приходилось 32% всего объема импор­та. Существенна доля продовольствия и сырья для его производ­ства, составляющего 27%, а также химических товаров — пример­но 10% и изделий легкой промышленности — в пределах 15—16%.

В статистической отчетности не находит отражения деятель­ность физических лиц (так называемых «челноков»), осуществ­ляющих поставку в Россию потребительских товаров из близле­жащих стран. По ориентировочным данным, этот импорт колеб­лется в пределах 8—10 млрд долл. и включает одежду, автомоби­ли, бытовую электронику.

Сохраняющееся в течение ряда последних лет положитель­ное торговое сальдо в торговле России является важным фактором, позволяющим стабилизировать положение страны в систе­ме международных валютно-финансовых связей.

По состоянию на начало 1999 г. внешний долг России соста­вил 145,0 млрд долл., со своей стороны зарубежные государства должны ей 140 млрд, проблема, однако, заключается в качест­венном различии этих двух сумм.

Основная масса невозвращенных кредитов — долги разви­вающихся стран, осуществлявших в свое время крупные воен­ные закупки в бывшем СССР. Получение этого долга в полном объеме маловероятно из-за отсутствия у стран-должников воз­можностей оплачивать эти долги. Проводя переговоры об усло­виях погашения имеющейся задолженности в рамках Париж­ского клуба кредиторов, Россия вынуждена считаться с тем по­ложением, что 2/3 долга по кредитам, полученным наименее развитыми странами, могут быть списаны. По предварительному решению последнего заседания «большой восьмерки» (Кельн, июнь 1999 г.), предполагается списать долги развивающихся стран на сумму 70 млрд долл. Группа наименее развитых стран составляет основную часть должников бывшего СССР. Остав­шаяся часть долга, вероятно, будет погашаться поставками на­циональных товаров ограниченной номенклатуры.

Иное положение с российской задолженностью, которая почти целиком состоит из кредитов, предоставленных развиты­ми странами в свободно конвертируемой валюте. Из 145,0 млрд долл. 103 млрд составляют долги бывшего СССР: 42 млрд при­ходится на Россию, получившую кредиты после 1 января 1992 г. Рост задолженности объясняется двумя причинами: невыплатой процентов по долгу СССР и ростом собственно российского долга в связи с новыми займами.

Основная масса долга — банковские кредиты, предоставлен­ные СССР до 1991 г. Стремясь обеспечить эффективное реше­ние проблемы задолженности, России удалось добиться согласия на реструктуризацию долга. В середине 1996 г. Лондонский клуб кредиторов, куда входят около 600 банков-кредиторов, пошел на отсрочку выплаты долга СССР, составляющего более 32 млрд долл. Россия получила право на 25-летнюю реструктуризацию долга, его погашение должно начаться в 2020 г. Пролонгация сроков погашения задолженности дополнялась расширением программ дополнительного финансирования России.

В конце 1997 г. Совет директоров МВФ принял решение о продолжении выплат в счет 10,5-миллиардной суммы кредита, рассчитанного на трехлетний период. Первый транш этого кре­дита был предоставлен в III квартале 1998 г. Но затем в связи с финансовым кризисом, событиями 17 августа предоставление кредитов было прекращено. Трудные переговоры в апреле 1999 г. закончились принятием решения о выделении России очередного транша в течение полутора лет в сумме 4,5 млрд долл., который будет предоставляться по частям и практически уйдет на оплату долга тому же МВФ. Дальнейшая реструктури­зация и возможное списание долгов в рамках Парижского (долг РФ на начало 1999 г. — 38,7 млрд долл.) и Лондонского (32,5 млрд долл.) клубов поставлены в зависимость от достижения договоренностей с МВФ.