Дополнительным инструментом трансформации сбережений населения в производственные инвестиции (и оценки привлекательности результатов последних для потенциальных потребителей) могли бы стать инвестиционные лотереи, в том числе с полным или частичным погашением стоимости лотерейных билетов их покупателю за счёт адекватных скидок к цене товаров или услуг, выпуск которых должен начаться вследствие реализации соответствующих инвестиционных проектов.
Естественной, при очевидной и надоевшей уже связи между ростом денежной массы и инфляцией, является необходимость законодательного ограничения максимального увеличения денежной эмиссии достигнутым темпом роста реального ВВП и сурового запрета снижать уровень денежной базы эмиссионным центром страны. Денационализация денег не решит проблему обеспечения денежной стабильности, т.к. разрешение частной эмиссии неизбежно приведет, о чем свидетельствует исторический опыт, к массовым фальсификациям. Вот две цитаты по этому поводу (заслуживает упоминания и российский опыт построения финансовых "пирамид"): "При Кромвеле в эпоху "протектората" [середина XVII века - К.Ч.] в Ирландии широко практиковалась чеканка монет частными лицами, что приводило к постоянным злоупотреблениям. Так, незадолго до прибытия Петти в Ирландию, там были казнены несколько лондонцев за ввоз фальшивой и обрезанной монеты из Англии и стертой - из Перу" [10, с.8], "Какие только монеты не ходили до этого [объединения Бисмарком в XIX в. разрозненных немецких княжеств в единый рейх с централизованными деньгами - К.Ч.] в Германии! ... 59 разных банков выпускали разные банкноты. Некоторые рейнские города собирали арендную плату в 16 валютах, включая пистоли, дукаты, соверены и русские империалы. Неудивительно, что подделка их стала излюбленным занятием населения... Огромной популярностью пользовался журнал, дававший советы, как печатать фальшивые купюры" [11].
Серьезным бременем для экономики и питательной почвой коррупции является зарегулированность большинства ее (экономики) сфер. Единственное разумное обоснование такого регулирования вне вопросов, касающихся цен естественных монополий, экологических проблем и контроля качества продуктов питания и лекарств, - высокий вероятный уровень внешних издержек в случае максимально полной либерализации - наблюдается в трех секторах: здравоохранении (здесь такие издержки - потеря здоровья или даже смерть), образовании (потеря времени и весьма крупных средств в случае получения некачественного образования) и связанном с угрозой для жизни пассажиров транспорте. Здесь и только здесь допустимо требовать от выходящих на рынок агентов получения лицензий и сертификатов.
Уменьшить объективные возможности для коррупции в этой сфере и бюрократического рэкета вообще могли бы:
1) сужение круга принимаемых чиновниками относительно бизнеса персонализированных разрешительных решений (т.е. действий, оставленных на их личное усмотрение) за счёт перехода к автоматической выдаче лицензий лицам и организациям, удовлетворяющим чётко сформулированным объективным критериям (отсутствие вредных эффектов и веществ в выпускаемой или намечаемой к выпуску продукции, образовательный и квалификационный ценз персонала, адекватные личные данные руководства и т.п.) и сдавшим периодически меняющиеся экзаменационные тесты, правильность ответов на которые проверяет компьютер;
2) ограничение числа чиновников, санкционированно знакомых с утверждёнными правильными ответами на указанные стандартные тесты, и увольнение, как минимум, за их раскрытие посторонним, т.е. всем другим, лицам; разграничение между разными людьми (службами) функций выработки критериев и тестов и оперативной выдачи лицензий;
3) ограничение максимального числа допустимых проверок деятельности фирм административными службами (налоговая, пожарная охрана, санэпидемнадзор и т.д.) в год, осуществление этих проверок только согласно документированным основаниям и письменному распоряжению начальника соответствующей местной службы;
4) увольнение последнего в случае проведения в течение года трёх (3) таких проверок, не выявивших никаких нарушений, там, где требования охраны безопасности и здоровья населения не требуют категорически более или менее постоянного мониторинга;
5) автоматическое продление действия лицензии при отсутствии установленных законным образом нарушений; указание законодателем однозначных санкций и сумм штрафов с нарушителей, а не их вилок.
Отметим здесь, что поклонники государства как, якобы, эффективного экономического регулировщика неявно исходят из посылки, что живущие на фиксированное жалованье и не отвечающие своим материальным положением за эффективность (или неэффективность) распределения отнимаемых ими у частного сектора ресурсов государственные чиновники, в условиях общедоступности экономической статистики, библиотек и широкой доступности Интернета, отсутствия технологического превосходства и концентрации в госсекторе сверхгениальных личностей, смогут с меньшими издержками собрать, обработать и переработать информацию в более эффективные и легко реализуемые решения, чем это делают частные предприниматели, к тому же нередко являющиеся и узкотехническими специалистами.
О неверности указанной посылки свидетельствуют провалы политики государственных инвестиций и стимулирования экономического роста в Японии, Франции и восточных землях Германии [12, 13] и статистические данные об обратной связи роли государства в экономике с темпами экономического роста [14]. Сотрудничество южнокорейского государства с местными финансово-промышленными группами ("крупными корпоративными структурами") - "чеболями"- привело лишь к широким коррупционным связям, невозвратным долгам и неработающим проектам [15].
Учитывая всё вышесказанное (и принципиальную рискованность любых инвестиций) опасными и ошибочными являются попытки увязать начисление пенсий с какими бы то ни было инвестиционными (накопительными) схемами, гарантировать коммерческий успех которых никто (тем более государственные чиновники) не в состоянии. В основу дифференциации размера пенсий (при данных ресурсах государственного бюджета и с учётом очевидной необходимости обеспечить всем пенсионерам минимальный необходимый уровень жизни) должен быть положен также очевидный, в условиях связи налогов с личными доходами, принцип - соответствие различиям в сумме выплаченных за всю трудовую жизнь налогов, что будет снижать и привлекательность уклонения от уплаты последних. Однако, в любом случае, недопустимо требовать с (часто больных и немощных) пенсионеров поиска справок от часто уже и не существующих организаций, в которых они когда-то работали. Законодатель должен потребовать, чтобы все справки такого рода выдавались при увольнении, и само государство вело соответствующую работу по накоплению необходимой информации.
В условиях значительной вероятности инфляции, неустойчивости цен на такие инструменты накопления, как золото и иностранная валюта, относительной редкости (в долгосрочном плане) государственных дефолтов по сравнению с кризисными явлениями в частном секторе наименее рискованным и наиболее социально безопасным средством финансирования пенсий являются даже не частные сбережения, а покрываемые за счёт налогов расходы государственного бюджета.
Значительный рост мировых цен на экспортируемые, прежде всего, являющиеся общенациональным достоянием природные, ресурсы, сокращает их предложение внутри страны, повышает внутренние цены и ставит под угрозу поставки необходимой отечественным потребителям продукции в прежнем объеме.
В связи с вышеизложенным для расчета целесообразных налогов на экспорт и импорт предлагаю действующий в качестве автоматического стабилизатора следующий подход к обложению внешнеторговых операций в целях защиты внутреннего рынка от неблагоприятных внешних условий (при этом я понимаю, что либерализация внешней торговли: 1) приносит (и это можно показать даже с помощью элементарных кривых спроса и предложения - см. [16]) чистый выигрыш обществу, если выгоду потребителей и отечественных поставщиков импортных товаров оценивать одинаково с потерями национальных производителей, бюджета и бюджетников; 2) способствует повышению темпов экономического роста в торгующих друг с другом странах примерно одинакового уровня развития):
Экспортная пошлина = экспортная цена - максимальная рентабельность в реальном секторе • max {темп роста цен производителей (индекс-дефлятор), индекс потребительских цен} • внутренние издержки на производство и доставку единицы экспортируемой продукции в базовом периоде (неизменном для всего времени расчетов - для, с одной стороны, дестимулирования завышения издержек и, с другой, адекватного поощрения усилий по рационализации производства; в ценах предыдущего года) / курс инвалюты;
Импортная пошлина (максимальная - через несколько лет адаптационного периода) = импортная цена • [(отечественные, в пересчете на инвалюту, издержки на сравнимую продукцию / минимальные зарубежные издержки) - 1+ R / 100], R = например, 5 или 10. Из величины зарубежных издержек следует вычитать экспортные субсидии заграничным производителям (поставщикам), выплачиваемые их правительствами. Нетрудно видеть, что с ростом курса отечественной валюты (и, соответственно, конкурентоспособности импорта) растёт и величина импортной пошлины.