Риск-менеджеры рассматривают ценные бумаги как объект, который постоянно создает те или иные виды рисков. В идеальной ситуации необходимо найти инструмент, обеспечивающий достаточно высокую доходность (выше эталонных значений, например, соответствующих индексов) и надежность. В рыночной практике такие инструменты достаточно редки, поэтому конфликт интересов между риск-менеджментом и казначейством вызван объективными условиями и задача руководителей обоих подразделений – найти консенсус в интересах банка в целом. Рассмотренная ситуация касается не только операций с ценными бумагами, но также и работы на денежном рынке или на рынке межбанковского кредита. Как указывалось выше, казначейство может проводить операции используя в качестве обеспечения залоги различных активов (кроме ценных бумаг), однако и в этом случае «открытие» лимита на межбанковском рынке находится в компетенции управления рисков – они оценивают риски, сопутствующие реализации залоговых активов (мы рассматриваем наихудший вариант – отказ контрагента по сделки выполнять принятые в срок обязательства, т.е. дефолт по инструменту) и решают работать с залогом или нет. Чем больше масштаб операций коммерческого банка, тем больше у него возникает различного рода рисков и, соответственно, сложнее процессы взаимодействия между структурными подразделениями и механизмы «настройки» внутрибанковских систем проведения активных операций и систем управления рисками. При этом последние в обязательном порядке должны охватывать все операции банка, включая и те, в которых ценные бумаги не являются предметами сделок.
Управление (департамент) выдачи кредитов в основном использует ценные бумаги в качестве залогового инструмента. Исключение составляют операции вексельного кредитования, но в рамках данной работы мы не станем рассматривать этот аспект в связи с особыми свойствами векселя как ценной бумаги.
Кредиты могут быть разные: коммерческие, потребительские, целевые и другие. Необходимо подчеркнуть, что рынок межбанковского кредита занимает в кредитной работе особое место – на нем традиционно «правит бал» казначейство. Разработкой же и реализация банковских продуктов, связанных с традиционными видами кредитования, обычно занимается кредитный департамент коммерческого банка. Кредитный департамент при выдаче кредита в рамках установленных ему полномочий решает, брать предложенное имущество в залог или нет, как более надежно оформлять залог. Следует отметить, в этой ситуации достаточно часто возникают конфликты (несовпадение мнений) между управлением рисками и кредитным департаментом. В таком случае решение принимается вышестоящим органом управления – Правлением, а в более крупных банках – кредитным или иным профильным комитетом.
Как видно, разные подразделения относятся к ценным бумагам по-разному:
1) как к инструменту получения прибыли
2) как к инструменту поддержания ликвидности
3) как к инструменту залога.
Однако в любом случае общим для всех перечисленных банковских подразделений является стремление получения прибыли. Даже принимая в залог ценные бумаги, их оценивают с учетом вероятной продажи в условиях «низкого рынка» с тем, чтобы реализация залогового имущества позволяла покрыть все возможные потери банка.
2. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ СДЕЛОК С ЦЕННЫМИ БУМАГАМИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ
2.1 Операции с ценными бумагами
Коммерческие банки занимают на рынке ценных бумаг достаточно заметное место, они могут работать со всеми видами финансовых и производных инструментов и производить различные операции на рынке ценных бумаг.
Операции коммерческих банков можно поделить на:
- спекулятивные
- хеджирование
- портфельные
- эмиссионные
Спекуляция – купля-продажа активов с целью последующей перепродажи для получения прибыли.
В банковской практике предметом спекулятивных сделок могут быть как финансовые активы (включая ценные бумаги и валютные ценности), так и их производные, включая производные на биржевые товары (например, товарные фьючерсы). Основной целью спекулятивных операций, как видно из определения, является получение максимальной прибыли. Спекулянт использует различные приемы, например различные сообщения, которые могут повлиять на стоимость инструмента, слухи, компиляции различных видов рисков (политические, финансовые и др.) для максимизации прибыли. Спекулянт выполняет некие «санитарные» функции, «срезая» ценовые пики. На финансовом рынке наиболее популярно «скальпирование» - получение прибыли посредством проведения значительного количества сделок в течение одного торгового дня с минимальной разницей в ценах. Спекулянт, «скальпер» как правило, использует агрессивную, рискованную тактику проведения операций на рынке.
Существует два основных вида стратегий спекулятивных операций: «бычья» - игра на повышение и «медвежья» - игра на понижение.
Сущность стратегии «быков» заключается в том, что котировки инструментов идут вверх, в зависимости от этого можно открывать позиции за свой счет или использовать заемные средства для получения дополнительной прибыли (использование «levereage/рычага»).
При стратегии «медведей» игра идет, наоборот, на понижение котировок инструментов, что также позволяет работать с собственными или заемными средствами. Использование leverage на «медвежьем» рынке гораздо рискованнее, чем на «бычьем». Это связано в первую очередь с психологией участников рынка: психологически продавать актив (базовые финансовые инструменты или их производные) а тем более фиксировать убыток (выполнять требования «stop-loss») гораздо сложнее, чем фиксировать прибыль (выполнять требования «take profit»).
Спекулятивные операции совершаются в довольно короткий период времени, чаще всего в течение одного дня, хотя период может быть продлен до нескольких дней.
Скальперы совершают максимальное количество сделок (несколько десятков) в течение торгового дня и вынуждены платить значительные суммы в качестве комиссионных брокерам и торговым площадкам. Именно среди них особой популярностью пользуется интернет-торговля.
Спекулятивные операции особенно эффективны при высокой волатильности рынка, когда котировки инструментов могут значительно колебаться в течение дня. Таким образом, наибольшей эффективности спекулятивные операции достигают на развивающихся рынках с высокими рисками. Стоит отметить, что чем больше средств вовлечено в спекулятивные операции, тем больше объем, а соответственно и возможная прибыль. В течение одного дня котировки могут колебаться незначительно и соответственно если заниматься куплей-продажей с малыми объемами, то прибыль будет небольшая, тот же принцип можно применить и относительно времени удержания спекулятивных позиций: чем дольше удерживаются позиции, тем больше возможности получить сверхприбыль, но, соответственно, пропорционально времени удержания позиций растут и риски.
Крупные коммерческие банки, являясь искушенными инвесторами и располагая мощными информационными системами (такими, как например Reuter) и значительными финансовыми ресурсами, могут использовать спекулятивные операции с большой выгодой для себя. Как указывалось выше одной и функций банка является аккумулирование временно свободных средств корпораций и населения, поэтому у него существуют свободные средства и возможности совершать спекулятивные сделки с большими объемами. Кроме того, банки в состоянии привлекать высокопрофессиональные команды аналитиков и трейдеров, умеющих улавливать малейшие колебания различных сегментов финансового рынка (в том числе зарубежных рынков) и давать рекомендации по использованию этой информации в интересах банка.
Спекулятивные сделки, могут быть связаны и с использованием инсайдерской информации. Например, готовится существенная информация о какой-либо компании и соответственно если она будет позитивная, то котировки пойдут вверх, если негативная – вниз (например, финансовые итоги квартала, полугодия, готовящаяся крупная сделка или иное существенное событие в жизни акционерного общества). Сущность заключается в том, что спекулянты заранее узнают о ней и соответственно выстраивают торговые стратегии.
Существующее в России законодательство не обеспечивает полноценной защиты рынка от использования инсайдерской информации и манипулирования на этой основе ценами. В странах с более развитой инфраструктурой фондового рынка и более совершенными правовыми отношениями между участниками фондового рынка, например в США, за использование инсайдерской информации грозит крупный штраф или тюремное заключение на срок до 10 лет. Справедливости ради стоит отметить, что полностью решить проблему использования инсайда не удается пока ни одному регулятору.
Коммерческие банки могут проводить спекулятивные операции как с инструментами базового актива, так и с их производными.
Спекулятивными сделками также можно признать искусственное завышение цены котировок инструментов. Например, акции компании, не торгующиеся на бирже активно и не имеющие достаточного «free float» за короткое время взлетаю вверх в несколько десятков раз. Подобные операции могут производиться и в достаточно долгосрочной перспективе маркетмейкерами при подготовке к дополнительному выпуску акций на рынок, при подготовке сделок по слиянию, продаже части общества и других рыночных ситуация. Смысл спекулятивных действий заключается в том, чтобы поднять на рынке инвестиционную привлекательность инструмента путем временного повышения котировок. На практике чрезвычайно трудно доказать, не являются ли при этом подобного рода действия маркетмейкеров манипулированием ценами на основе инсайдерской информации.
В зависимости от стратегии, выбранной банком для работы на рынке, спекулятивные операции могут занимать значительную долю от объема операций с ценными бумагами или наоборот.