Смекни!
smekni.com

Операции банков с ценными бумагами (стр. 6 из 10)

Арбитражные сделки являются условно-спекулятивными, они занимают промежуточное положение между сделками спекуляции и сделками хеджирования.

Арбитражные сделки – сделки, основанные на разной стоимости актива. По сути, арбитраж с базовым активом сводится к тому, что участник арбитражной сделки покупает актив по одной цене в одном месте, а продает в другом и за счет разницы в ценах получает прибыль. Арбитраж может быть как на рынке ценных бумаг, так и на денежном рынке – валютный арбитраж, основанный на разнице курсовой стоимости. Российский рынок пережил период массового распространения арбитражных сделок, приносящих брокерским компаниям львиную долю дохода, в конце 1990-х начале 2000-х годов.

Основной для столь широкого распространения арбитража была существовавшая в эти годы разница в ценах на ценные бумаги российских эмитентов на внутреннем и международном рынках. Пример арбитража с акциями Газпром стал уже хрестоматийным. В арбитражные сделки были вовлечены как непосредственно акции российских эмитентов (того же Газпрома) на внутреннем рынке, таки и их ADR – на внешнем. Использование оффшорных фирм и «серых» схем позволяло обходить установленные ограничения на участие иностранных инвесторов в капитале акциями газового гиганта.

Операции хеджирования используется практически всеми участниками рынка. Термин происходит от английского слова хедж – изгородь и др.

Смысл хеджирования заключается в том, чтобы перенести риски от операции от того кто хеджирует (хеджера) на другого участника рынка. Другими словами это защита от риска.

Операции хеджирования положены в основу деятельности хеджевых фондов, участников рынка, операции которых характеризуются высокой степенью риска. Фонды проводят преимущественно спекулятивные операции, ориентированы на получение сверхприбыли, часто работают на развивающихся рынках. Обычно в хедж-фондах участвуют небольшие группы людей из обеспеченных слоев населения, которые способные содержать его операции связанные с высокими рисками. Число участников может быть разным, например, в США количество ограничено 100 человек.

Хедж-фонд не регистрируется финансовым регулятором как таковой, не раскрывает информацию о своих участниках, на его деятельность наложено меньше ограничений, чем на другие институты коллективного инвестирования, которые ориентированы на более мелких держателей (хотя в последние годы в Комиссия по ценным бумагам и биржам США все настойчивее говорит о необходимости регулирования деятельности хедж-фондов).

Хедж-фонды представляют собой партнерства, которые управляются генеральным партнерам. В российской практике организация хеджевого фонда в классическом виде крайне затруднена, поэтому коммерческие банки работают с хедж-фондами в основном как со своими клиентами, по поручению которых приобретают/продают те или иные виды финансовых инструментов.

Операции хеджирования в каждодневной деятельности коммерческого банка ориентированы в основном на минимизацию всех видов рисков, присущих деятельности банка на финансовых рынках. Использование хеджирование не единственная стратегия, которая может применяться участниками рынка для управления рисками. Наиболее распространенным и доступным методом является диверсификация активов, мест проведения сделок – торговых площадок, мест хранения ценных бумаг и т.д. Вместе с тем, применение в торговой практике операций хеджирования свидетельствует о достижении банком высокого уровне развития бизнеса (сравнимого с практикой работы на международных финансовых рынках) и наличии профессиональной команды.

Как мы уже отмечали, в коммерческом банке существуют два вида портфеля ценных бумаг: торговый и инвестиционный. Инвестиционный портфель формируется для получения доходов и реализации стратегии «купил и держи». Он формируется в основном за счет инструментов с фиксированной доходностью – облигаций первоклассных эмитентов – государства, крупных корпоративных компаний. Обычно этот портфель формируют из бумаг высокого инвестиционного качества и держат их до погашения. Указанные бумаги находятся на балансе банка. В силу того, что бумаги являются «первоклассными» вероятность дефолта по ним минимальная, так же как и их волатильность. Эти же бумаги могут быть использованы при проведении сделок РЕПО для привлечения банком дополнительного финансирования. Кроме того, облигации первоклассных эмитентов обеспечивают их владельцу получение гарантированного дохода в виде процентных выплат.

Торговый портфель также формируется из ценных бумаг, но в него кроме облигаций могут входить и акции, кроме того, инвестиционные качества бумаг, входящих в этот портфель, могут быть значительно ниже. Сделки с бумагами этого портфеля совершаются гораздо чаще, чем инвестиционного.

С января 2008 года согласно Положению 302-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях» от 26.03.2007 года, ценные бумаги, приобретенные за счет собственных средств, учитываются по следующим позициям: ценные бумаги, удерживаемые для перепродажи и ценные бумаги, оцениваемые по справедливой стоимости через прибыль или убыток.

Рынок акций имеют более высокую волатильность по сравнению с рынком облигаций. Это обстоятельство принимается во внимание при формировании банковских портфелей. Значительное влияние на структуру портфелей ценных бумаг оказывают и методики их учета. Так как ценные бумаги учитываются на балансе по цене приобретения с последующей регулярной переоценкой, то волатильность рынка скажется на стоимости портфеля при переоценках. При этом отрицательные переоценки негативно отражаются на результатах деятельности банка и вызывают дополнительное внимание к нему как со стороны надзорных органов и регуляторов, так и со стороны учредителей. В этой связи банки оперируют весьма ограниченным перечнем акций первоклассных эмитентов, что подтверждается данными о доле акций в банковским активах.

Эмиссионные операции – операции по выпуску собственных ценных бумаг. Коммерческие банки могут выпускать собственные ценные бумаги. Акции обычно выпускаются для формирования уставного капитала, его дальнейшего увеличения, а также при реорганизации кредитной организации.

Процедура эмиссии акций коммерческими банками регулируется Банком России и ФСФР. Все выпуски акций коммерческими банками подлежат обязательной регистрации. Процедура эмиссии включает в себя несколько этапов: принятие решения, подготовка проспекта эмиссии, государственная регистрация выпуска ценных бумаг, реализация выпуска, отчет об итогах эмиссии. Банки могут выпускать, как обыкновенные акции, так и привилегированные.

Как указывалось выше, банки выпускают акции для формирования/увеличения уставного капитала, но в последнее время стала нарастать тенденция вывода ценных бумаг на фондовые биржи, примером для банков могут служить ВТБ, Сбербанк – проводившие IPO – первичное размещение сравнительно недавно, и банки которые вывели акции на биржу несколько лет назад – Возрождение, Росбанк, УрсаБанк и др.

В стратегии банков, особенно крупных, в последнее время присутствуют тенденции проведения IPO, этот способ является достаточно хорошим для увеличения капитализации банка и улучшения его инвестиционной привлекательности.

Кроме акций банки могут проводить эмиссию облигаций. Как указывалось выше, облигации являются долговым инструментом и их выпуск осуществляется для привлечения дополнительных средств. Процедура эмиссии облигаций практически схожа с выпуском акций. Коммерческие банки часто выпускают облигации не только для внутреннего рынка, но для внешних рынков – еврооблигации. Выпуск облигаций является достаточно распространенным явлением, причем многие банки имеют не один, а несколько выпусков облигаций, так как это сравнительно простой способ привлечения дополнительных свободных ресурсов с рынка.

Кроме этих ценных бумаг, коммерческие банки могут выпускать депозитные и сберегательные сертификаты, но хождение этих ценных бумаг в РФ не распространено.

2.2 Операции с ценными бумагами обеспечивающие условно-традиционные банковские сделки: РЕПО, кредитование под залог, вексельные сделки

Рынок РЕПО появился в России несколько лет назад и в настоящее время развивается весьма динамично. Причин тому несколько: во-первых, без рынка РЕПО, без финансирования позиций и заимствования ценных бумаг практически невозможно развивать торговлю ценными бумагами. РЕПО позволяет дополнительно задействовать имеющиеся фондовые активы (что очень важно в условиях их недостатка), а также повысить эффективность операций с ними; во-вторых, российские банки, в любом случае, вынуждены развивать данные операции, являясь контрагентами своих западных партнеров. Таким образом, рынок РЕПО перспективен как с точки зрения развития создаваемой Банком России системы рефинансирования кредитных учреждений, так и с точки зрения развития системы кредитования коммерческих банков, посредством биржевого междилерского РЕПО. Постоянно растущие объемы операций РЕПО на западных рынках позволяют судить об их востребованности и экономической эффективности для участников финансового рынка.

В своем развитии российский сегмент РЕПО прошел 2 этапа. Первый характеризовался в основном применением локальных практик и использованием в подавляющем большинстве случае государственных ценных бумаг (ГКО-ОФЗ) в качестве предметов сделок. На первоначальном этапе (до 1998 года) в роли кредиторов коммерческих банков – дилеров ГКО-ОФЗ выступали Банк России и крупные иностранные банки. При этом если Банк России не использовал механизмы дисконтирования и переоценки ценных бумаг, участвующих в сделках, то иностранные банки, как более искушенные операторы этого сегмента рынка, встраивали названные механизмы в свои договорные конструкции. В итоге имущественные потери иностранных банков оказались несравненно ниже, чем у российских участников. В результате 1998 года кризиса выявились ошибки «доморощенных» практик проведения операций РЕПО и у всех участников рынка появилось понимание необходимости интеграции российских обычаев делового оборота в части операций РЕПО в мировую практику проведения сделок рефинансирования. Несмотря на то, что после кризиса 1998 года у Банка России остались в качестве обеспечения по сделкам государственные ценные бумаги, их портфель резко обесценился, а отсутствие практики дисконтирования и переоценки бумаг в течение операции РЕПО только усугубило ситуацию. По нашему мнению, имеющийся печальный опыт был одной из причин, не позволявшей Банку России в течение длительного времени возобновлять рефинансирование банковской системы посредством проведения операций РЕПО.