Смекни!
smekni.com

Государство Русь (IX - начало XII в.) (стр. 3 из 6)

Принятие христианства. В 988 г. при Владимире I в качестве госу­дарственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его про­поведовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Хри­ста. В начале нашей эры апостол Андрей - старший брат апостола Пет­ра отправился в Скифию. Как свидетельствует "Повесть временных лет", апостол Андрей поднялся до среднего течения Днепра, установил на киевских холмах крест и предсказал, что Киев будет "матерью горо­дов русских". Дальнейший путь апостола лежал через Новгород, где, по словам летописца, его привела в изумление русская баня, на Балтику и далее вокруг Европы в Рим. Рассказы о последующих крещениях от­дельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство посте­пенно входило в жизнь древнерусского общества.

Крещение Владимира и его приближенных было совершено в г. Кор-суни (Херсонесе) - центре византийских владений в Крыму (Херсонес располагается в черте нынешнего Севастополя). Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия II с мятежом полководца Варды Фоки. Император победил, но не вы­полнил своего обязательства - отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение "варвара", которого давно привлека­ла греческая вера.

Владимир был канонизирован церковью как святой и за заслуги в кре­щении Руси именуется "равноапостольным".

Ярослав Мудрый. Двенадцать сыновей Владимира I от нескольких браков управляли крупнейшими волостями Руси. После его смерти ки­евский престол перешел к старшему в роду Святополку (1015-1019). Во вспыхнувшей междоусобице по приказу нового великого князя без­винно были убиты братья - любимец Владимира и его дружины Борис Ростовский и Глеб Муромский. Борис и Глеб были причислены русской церковью к лику святых. Святополк за свое преступление получил про­звище Окаянный.

Против Святоцолка Окаянного выступил его брат Ярослав, княжив­ший в Новгороде Великом. Незадолго до смерти отца Ярослав сделал попытку не подчиниться Киеву, что говорит о появлении тенденций к дроблению государства. Опираясь на помощь новгородцев и варягов, Ярослав в жесточайшей усобице сумел изгнать "Святошку Окаянно­го" - зятя польского короля Болеслава Храброго - из Киева в Польшу, где Святополк пропал без вести.

При Ярославе Мудром (1019-1054) Киевская Русь достигла наивыс­шего могущества. Ему, так же как и Владимиру I, удалось обезопасить Русь от печенежских набегов. В 1030 г. после успешного похода на прибалтийскую чудь Ярослав основал неподалеку от Чудского озера г. Юрьев (ныне г. Тарту в Эстонии), утвердив русские позиции в При­балтике. После смерти брата Мстислава Тмутараканского в 1035 г., владевшего с 1024 г. землями к востоку от Днепра, Ярослав оконча­тельно стал единодержавным князем Киевской Руси.

При Ярославе Мудром (1019 –1054) Киев превратился в один из крупнейших горо­дов Европы, соперничавший с Константинополем. По дошедшим свиде­тельствам, в городе было около четырехсот церквей и восемь рынков. По преданию, в 1037 г. на месте, где Ярослав ранее разбил печенегов, был возведен Софийский собор - храм, посвященный мудрости, боже­ственному разуму, правящему миром. Тогда же, при Ярославе, в Киеве были сооружены Золотые ворота - парадный въезд в столицу Древней Руси. Широко велись работы по переписке и переводу книг на русский язык, обучению грамоте.

Рост силы и авторитета Руси позволили Ярославу впервые назначить киевским митрополитом государственного деятеля и писателя Илларио­на - русского по происхождению. Сам князь назывался, подобно визан­тийским правителям, царем, о чем свидетельствует надпись XI в. на стене Софийского собора. Над саркофагом, выполненным из целого куска мрамора, в котором похоронен Ярослав, можно прочесть торже­ственную запись "об успении (смерти) царя нашего.

При Ярославе Мудром Русь достигла широкого международного признания. С семьей киевского князя стремились породниться круп­нейшие королевские дворы Европы. Сам Ярослав был женат на швед­ской принцессе. Его дочери были замужем за французским, венгерским и норвежским королями. Польский король женился на сестре великого князя, а внучка Ярослава вышла замуж за германского императора. Сын Ярослава Всеволод женился на дочери византийского императора Кон­стантина Мономаха. Отсюда прозвище, которое получил сын Всеволо­да, - Владимир Мономах. Митрополит Илларион справедливо писал о киевских князьях: "Не в плохой стране были они владыками, но в рус­ской, которая ведома и слышима во всех концах земли".

Социально-экономический строй Киевской Руси. Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.

Распространенной формой организации производства стала феодаль­ная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся от отца к сыну по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю.

Все свободное население Киевской Руси носило название "люди". Отсюда термин, означающий сбор дани, - "полюдье". Основная масса сельского населения, зависимого от князя, называлась "смердами". Они могли жить как в крестьянских общинах, которые несли повинности в пользу государства, так и в вотчинах. Те смерды, которые жили в вот­чинах, находились в более тяжелой форме зависимости и теряли лич­ную свободу. Одним из путей закабаления свободного населения было закупничество. Разорившиеся или обедневшие крестьяне брали у фео­далов в долг "купу" - часть урожая, скота, деньги. Отсюда название этой категории населения - закупы. Закуп должен был работать на сво­его кредитора и подчиняться ему, пока не вернет долг.

Кроме смердов и закупов в княжеской и боярской вотчине были ра­бы, называемые холопами или челядью, которые пополнялись и из чис­ла пленников, и из числа разорившихся соплеменников. Рабовладельче­ский уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно ши­рокое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей сис­темой производственных отношений был феодализм.

Процесс экономической жизни Киевской Руси слабо отражен в ис­торических источниках. Очевидны отличия феодального строя Руси от "классических" западноевропейских образцов. Они заключаются в ог­ромной роли государственного сектора в экономике страны – наличии значительного числа свободных крестьянских общин,находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

Переход к удельной раздробленности (вторая половинаXI- начало XII в.)

"Очередной" порядок престолонаследия.

Умирая, Ярослав Мудрый разделил территорию державы между пятью своими сыновьями и пле­мянником от умершего старшего сына Владимира. Он завещал наслед­никам жить в мире и любви и слушаться во всем старшего брата Изяслава. Такой порядок передачи престола к старшему в роду, т.е. от бра­та к брату, а после смерти последнего из княживших братьев старшему племяннику, получил название "очередного" или "лествичного" (от сло­ва "лестница"). Киевский престол, таким образом, должен был занимать старший в роду Рюриковичей князь.

Сложность династических счетов, с одной стороны, рост могущества каждого отдельного княжества, с другой, личные амбиции, с третьей, неминуемо вели к княжеским усобицам. Богатство же отдельных кня­жеств основывалось, прежде всего, на богатстве местных землевладельцев - бояр, а также доходов, собираемых князем с подчиненных крестьянских общин.

Любечский съезд. Со смертью в 1093 г. последнего из Ярославичей - Всеволода в соответствии с лествичным порядком престолонаследия власть над Киевом перешла к старейшему в роду Святополку II Изяславичу (1093-1113). Новый князь не сумел справиться с усобицами, противостоять половцам. Более того - он был человеком корыстолюбивым, очень неразборчивым в средствах укрепления власти. Taк при нем широко велась спекуляция хлебом и солью, процветало бес. Контрольное ростовщичество.

Наиболее популярным на Руси в то время был Владимир Всеволодевич Мономах. По его инициативе в 1097 г. состоялся Любечский съезд князей. Было принято решение прекратить усобицы и провозглашен принцип "Каждо да держит отчину свою". Однако усобицы продолжа­лись и после Любечского съезда.

Внешний фактор, а именно необходимость отпора появившимся в середине XI в. в южнорусских степях кочевникам - половцам, еще удерживал на некоторое время Киевскую Русь от распада на отдельные княжества. Борьба была нелегкой. Историки насчитывают около 50 по­ловецких вторжений с середины XI до начала XIII в.

Владимир Мономах. После смерти Святонолка II в 1113г. вспых­нуло восстание в Киеве. Народ громил дворы княжеских управителей, крупных феодалов и ростовщиков. Восстание бушевало четыре дня. Киевские бояре призвали на великокняжеский престол Владимира Мо­номаха (1113-1125).

Владимир Мономах вынужден был пойти на определенные уступки, издав так называемый "Устав Владимира Мономаха", ставший еще од­ной частью "Русской Правды". Устав упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламенти­ровал переход в холопство. Большое место в этом законодательстве Мономах уделил правовому положению закупов, что говорит о том, что закушшчество стало очень распространенным институтом и закабале­ние смердов шло более решительными темпами.