Смекни!
smekni.com

Государство Русь (IX - начало XII в.) (стр. 1 из 6)

1. Проблема этногенеза русских и создание Древнерусского государства.

Вопрос об этногенезе русских и роли варягов в создании государства в историографиии, к сожалению, довольно искусственно запутан. Выде­ляются три основных теории.

Норманнская. Начало ее обоснования было положено в XVIII веке немецким историком Готлибом Байером, в XX веке она получила свое обоснование в работах Л. Гумилева. Согласно норманнской теории, часть историков утверждает, что первоначальные русы были варягами, пришед­шими с севера, из Скандинавии, другие, что русы - это племя с берегов южной Балтики. Этот спор вряд ли удастся разрешить. Речь идет о гипоте­зах. Л. Гумилев высказывал мнение, что русы - это скорее племя южных германцев. Этот народ отличался еще со времен Римской империи буй­ным нравом, воинственностью. Славянские племена, проживавшие на се­веро-западе, в районе несколько позже возникшего Новгорода, признали власть норманнского князя и его дружины. Закрепление на этой террито­рии пришельцев с севера диктовалось заинтересованностью в борьбе с ха­зарами, поскольку последние в отличие от скандинавов стремились пол­ностью ликвидировать самостоятельность славянских земель, подчинив себе торговые пути к Балтике. Часть историков связывает с норманнами образование древнерусского государства - призвание Рюрика с братьями, о чем сказано в нашей древнейшей летописи "Повесть временных лет". Основания для этого есть: период с конца VIII по XI век - это время викин­гов в Европе. Военная демократия викингов становилась организующим элементом для появления европейской государственности. Викинги сти­мулировали процесс образования государств в Западной Европе (в XI веке скандинавы образовали Норманнское королевство в Сицилии). В этом же контексте предлагается рассматривать влияние варягов (викингов) на Русь.

Таким образом, согласно этой концепции, у истоков этноса "русские" стояли славяне и русы. От одних идет привязанность к земле, тихий нрав, от других - воинственность, склонность к насилию. Древняя Русь одно­временно с Западной Европой подошла к рубежу образования раннесредневекового государства. Призвание варягов стимулировало этот процесс.

В IX веке князья Рюриковичи расширили территорию своих владений. В 882 году князь Олег присоединил Киев, объявив его "матерью городов русских". Расцвет Древнерусского государства приходится на X век - вре­мя княжения Владимира и его сына Ярослава Мудрого.

Антинорманнская теория утверждает только славянское происхожде­ние этноса "русские". Начало ее обоснования было положено М. В, Ломо­носовым, в советский период русской истории только эта теория считалась правильной. Аргументация строилась не на письменных источниках, а на археологических данных академика Рыбакова.

Согласно антинорманнской концепции русская земля и русские люди пошли не с северо-запада, позже Новгородская земля, а с территории сред­него Приднепровья. Здесь по берегу реки Рось проживало славянское пле­мя росов, оно и дало название славянам, объединенным под властью Кие­ва. Правили в Киеве русские князья, обманным путем Олег умертвил рус­ских князей Аскольда и Дира, и сам закрепился в южном городе. Летопис­ные сказания о варяга? Рюриковичах вымышлены и позже внесены в "По­весть временных лет". Это было сделано с целью доказательства независи­мости Руси от Византии, которая претендовала на гегемонию над Русью. По этой концепции влияние норманнов - русов на Русь ничтожно. Они не могли насадить здесь свою культуру, законы и государственность, т. к. сами находились не на более высоком уровне.

Концепция, стоящая на позициях норманнизма, но с иной аргумента­цией. Этот взгляд на исходные истоки русского этноса и его государствен­ности оформился в 90-е годы нашего века в работах Мурада Аджиева (см. напр.: "Независимая газета", 1994, 11 января), Искандера Измайлова (см. напр.: "Родина", 1994, №2). Аргументация следующая. Киев и южное При­днепровье населялись тюркскими народами (печенеги, хазары, половцы) и никакие южные и восточные славянские племена здесь не жили. Киев, в переводе с тюркского, "город зятя" был с V века столицей каганата Укра­ина. Его правители назывались каганами (хаканами). Степная страна по­явилась в IV веке в результате великого переселения народов и просуще­ствовала до XVIII века, до присоединения Причерноморья и Крыма к Рос­сии. Киев в IX веке завоевали русы - варяги, сделав его столицей своего государства. Христианство до прихода русов уже было распространено среди степняков. Таким образом, согласно этому взгляду этногенез рус­ских шел при участии русов - варягов, исконные земли русских - это рай­он Новгорода, а далее русские выступали как завоеватели. Сердцевина нынешней России, Московия, населялась народами фино-угорского про­исхождения, а в прилегающих территориях, южнее, в степи, жили тюркс­кие народы. Русские завоевали и уничтожили эти народы и присоединили их исторические земли. Это произошло в XIV веке. Таков еще один взгляд на проблему происхождения русских и их исконной земли.

Анализируя современную литературу по данной проблеме, можно ут­верждать следующее. В конце VIII - начале IX веков началась эпоха ви­кингов, когда вследствие избытка населения в бедных скандинавских стра­нах началась эмиграция на запад и восток. Эмиграция имела на востоке свою специфику, поскольку там викинги, или, как их здесь называли, Русь, сталкивались с местным населением, находившимся на том же цивилиза-ционном уровне, что и они сами; чаще всего руководители норманнских отрядов заключали союзы с местной знатью, выгодные обеим сторонам. В то время, как на севере активизировали деятельность скандинавы, юг все больше вовлекался в орбиту влияния или прямо под власть хазар' Ни варяги, ни хазары славянам государственность не принесли, посколь­ку она возникает прежде всего в результате определенных процессов внут­ри самого общества с возникновением имущественного неравенства и со­циального расслоения. Вот и у восточных славян, очевидно, не позже VIII века появились свои княжения, о которых говорится в "Повести времен­ных лет". Древний летописец говорит, что свои княжения до "призвания варягов" существовали у полян (хотя поляне какое-то время зависели от хазар), древлян, кривичей, словен ильменских и у дреговичей. В отноше­нии полян летописец, уроженец Киева и его патриот, записал легенды о князьях, основателях города Кие, Щеке и Хореве и их сестре Лыбеде.

Все эти местные княжения были мало друг с другом связаны и не мог­ли противостоять ни хазарам, ни варягам. Хазарская угроза была более сильной, поскольку хазары представляли более сильное политическое объе­динение, господствовавшее почти на всей Восточной Европе. Варяги же здесь никаких завоеваний не делали. Все, что известно о них, говорит за то, что они утверждались в славянских землях как союзники местной зна­ти - более самостоятельные на севере и зависимые от последней на юге. В таких условиях в Восточной Европе начала складываться новая полити­ческая сила - Древнерусское государство, или Русь, как его тогда имено­вали.

Первоначальные русы были скандинавы, пришедшие в Восточную Европу с севера. По-видимому, в Восточной Европе IX века возникло не­сколько княжеств, во главе которых стояли "призванные" русские князья. Важнейшими из этих политических объединений были Киевское и север­ное, в районе несколько позже возникшего Новгорода. Закрепление в них пришельцев с севера диктовалось заинтересованностью в борьбе с хазара­ми. Хазары уже прибрали к рукам волжский путь (булгары волжские им платили дань) и хотели подчинить себе выходы к Балтике. Поэтому славя­не были заинтересованы в свержении хазарского ига и с этой целью зак­лючали разного рода союзы со скандинавами.

Главная роль в борьбе с хазарами выпала на долю правителей Киева, которые уже в первой половине IX века достаточно усилились, чтобы при­нять титул хакана. Однако, судя по всему, такое усиление не было стабиль­ным, тем более что южные князья вступили в противоречие с северными. Правил ли на севере Рюрик или его наследники, принципиального значе­ния не имеет. Но о попытках южных князей закрепиться и на севере (в зем­ле кривичей) известия есть. Поход на Византию в 860 году южнорусского княжества был предпринят, чтобы показать свою силу и значимость. Од­нако поход закончился неудачей. Несомненно, поражение у Константино­поля сказалось весьма отрицательно на южном княжестве. Попытка пока­зать северу свою силу не увенчалась успехом. А на севере, по свидетельству летописи, положение стало более стабильным. Северным князьям был необходим доступ на богатый юг и далее для торговли в Византию. Юж­ные князья сделали еще одну отчаянную попытку: они приняли христиан­ство в надежде на помощь со стороны греков. Это случилось около 867 г. Возможно, принятие христианства было связано и с миссией славянских просветителей Кирилла и Мефодия в Крым в 60-х годах IX века. Есть ос­нования говорить, что после похода 860 г. произошло резкое изменение политики киевских князей, ставших теперь союзниками Византии и Хаза-рии. Но именно это явилось одной из причин их дальнейшего поражения в борьбе с северными князьями. Нет сомнений в общей канве дальнейших событий, описанных в "Повести временных лет" и связанных, прежде все­го с походом северного князя Олега на юг и захватом им Киева. Олег побе­дил (отвлекаясь от датировок) ближайших соседей полян - древлян и севе­рян, из которых последние платили дань хазарам. Затем князь освободил от хазарской зависимости радимичей. По сути дела есть основания гово­рить о русско-хазарской войне при Олеге, причем союзниками его высту­пали, согласно восточным известиям, печенеги. Война Олега с хазарами датируется 80-ми годами IX века. Именно с конца IX века можно говорить о начале становления государства, которое получило название Русь и по­явилось в результате прежде всего объединения двух главных политичес­ких центров восточных славян - южного с Киевом и северного с Новгоро­дом. Последний и возник в это время. Олег постепенно присоединил к Киеву большую часть восточнославянских земель. Так возникло Древнерусское, или Киевское, государство и "Русская земля, Русь".