Смекни!
smekni.com

Правление дома Медичи во Флоренции в XV веке по Историям Флоренции Франческо Гвиччардини и Никколо Макиавелли (стр. 4 из 21)

Николло Макиавелли[67] начал работу над «Историей» по заказу Флорентийского университета, во главе которого тогда стоял Джулиано Медичи в 1520 году (то есть спустя 11 лет после написания «Истории Флоренции» Франческо Гвиччардини). Структуру «Истории» Рутенбург определяет как «…сложную и несколько искусственную…»[68]. Первая книга в основном посвящена политической истории Древнего Рима. В трех последующих книгах рассматривается история Флоренции вплоть до установления синьории Медичи в 1434 г. Во второй части своего сочинения (четыре книги) исследуется история медичейского правления XV века до смерти Лоренцо Медичи.

«История Флоренции» писалась Гвиччардини, когда во главе республики встал пожизненный гонфалоньер Пьеро Содерини, а власть принадлежала промышленным и торговым группам. Точная дата начала работы над «Историей» неизвестна. Известно, что Гвиччардини начал писать историю в 1508 году. К 23 февраля 1509 года, когда была написана новая редакция двадцать первой главы, «История» была закончена[69]. Здесь необходимо сделать отступление и сказать о том, что первоначально Гвиччардини не делил свою работу на части. Однако для удобства в изданиях «Истории Флоренции» было введено разделение на главы[70].

«История Флоренции»[71] является главным трудом юности для Гвиччардини. Как предполагает один из исследователей, идея создания «Истории» пришла к Гвиччардини во время работы над «Семейной хроникой» (Memorie di famiglia)[72]. Повествование возвращает нас ко временам восстания чомпи, с которого автор начинает изложение событий. Вначале автор дает нам кратко изложение событий со времени восстания чомпи и до смерти Козимо Медичи (первая глава), во второй главе автор описывает время правления сына Козимо – Пьеро Медичи и, наконец, главы с третьей по девятую посвящены времени правления Лоренцо Медичи. Эта часть и будет служить для нас предметом анализа. «История Флоренции» Макиавелли, как известно, охватывает период от древнейших времен и также до смерти Лоренцо Медичи и таким образом хронологические рамки в освещение истории Флоренции, совпадающие у обоих авторов представляют собой период с 1378 (восстание чомпи), по 1492 год (смерть Лоренцо Медичи). Конечно, при сравнении данных источников учитывалась не только эта их часть. В целом же в «Истории» автор доводит повествование до освещения последней фазы войны против Пизы в 1509 году. Принято считать, что автор прекратил работу над «Историей Флоренции» в связи с его назначением послом в Испанию[73]. Один из исследователей написал, что Гвиччардини, создавал эту работу с целью «написать историю родного города за четырнадцатое столетие»[74]. При работе над историей автор использовал и сочинения гуманистов, и данные домашних архивов, семейные записки и «многие распространяемые в то время слухи»[75].

Как уже было сказано, Гвиччардини не делил свою «Историю» на составляющие. Однако все же ряд исследователей делят её на несколько частей: на две как у Р.Ридольфи, либо на три части. При трехчленном делении первая часть включает в себя первую и вторую главы (период от восстания чомпи до смерти Пьеро Медичи), вторая часть – главы, посвященные Лоренцо Медичи, и третья – оставшийся период, от правления Пьеро Младшего и до войны с Пизой[76]. При делении на две части разделом служит девятая глава автора, т.е. смерть Лоренцо Великолепного и рассуждения автора на этот счет[77].

«История Флоренции», как и остальные сочинения Гвиччардини не была опубликована при его жизни. Первое издание вышло в 1859 году под названием «История Флоренции от времен Козимо Медичи и до гонфалоньерата Содерини»[78] (Storia fiorentina da` tempi di Cosimo de` Medici a quelli del gonfaloniere Soderini) под редакцией Канестрини. Второе издание, уже под названием «История Флоренция», под которым этот труд известен и теперь, было осуществлено только в 1931 под редакцией Пальмарокки.

Из других сочинений Гвиччардини можно отметить еще две работы. «Заметки о делах политических и гражданских»[79] представляют собой, если так можно выразиться, мысли Гвиччардини о политике и жизни. Данная работа важна для нас прежде всего в контексте понимания философии Гвиччардини, ибо упоминаний о семье Медичи XV в. в ней крайне скудны. Эти заметки, написанные автором, как он сам пишет «на досуге»[80], для себя[81], состоят из трех частей, написанных автором в разное время. Первую часть Гвиччардини начал писать в 1511 году после возвращения из Испании. После перерыва он продолжил работу, написав вторую часть в 1527, и заключительную в 1529 году.

«Семейная хроника»[82] Гвиччардини посвящена, как он сам пишет, некоторым событиям его жизни до дня его рождения. Однако в этом труде, который он написал уже в конце своей жизни (точная дата не известна), он рассказывает о своей семье, ведя свое повествование с 1300 года. В данном труде нас интересует сведения о Пьеро Гвиччардини, имя которого будет упоминаться в «Истории Флоренции».

Что касается основных идей Гвиччардини и Макиавелли, то конечно в данном случае необходимо отметить, что взгляды Макиавелли исследованы в нашей стране более детально. На мой взгляд, связанно это не в последнюю очередь с тем, что все основные произведения Макиавелли переведены на русский язык и исследуются довольно давно. Из произведений же Гвиччардини на русский язык переведены «Заметки о делах политических и гражданских», «Семейная хроника» и «Воспоминания о себе самом», вышедшие в собрании сочинений под редакцией А.К.Дживилегова в 1934 году. Перевод «Истории Флоренции вышел в год написания данной работы, к тому же лишь частичный[83]. «История Италии» же до сих пор не стала достоянием широкого круга читателей.

В числе прочих произведений Макиавелли, анализу подверглась и его «История Флоренции». Считается, что одной из главных целей этой работы было изучение действий государственных деятелей, в том числе и Козимо Медичи Старшего, Пьеро Подагрика, Лоренцо Великолепного. Фактически Макиавелли занимался тем, что искал среди этих типов черты идеального государя[84]. Кроме того, ему было важно сравнить тех Медичи, которые правили в 15 веке и современных ему представителей этого дома, Медичи периода их реставрации[85]. Целью Макиавелли не является детальное и последовательное изложение событий. Он сосредотачивает свое внимание на поворотных и характерных периодах истории: на попытках свергнуть медичейский режим, возникновении и ходе таких мятежей, как заговор Пацци, и таких крупных народных волнений, как восстание чомпи и т.д. Что касается освещения в «Истории» семьи Медичи то, как к примеру считает Рутенбург «…написанная по заказу представителя правящей семьи Медичи, она не стала промедичейской»[86]. Метод критики Медичи был у Макиавелли достаточно оригинальным. Он изложил его в письме к Донато Джанотти. Вот что он пишет: «Я свободен от всяких авторитетов; я скажу о том, как Козимо успешно овладел государством, но не буду говорить о том, какими средствами он достиг этих высот. А кто хочет узнать об этом, пусть внимательно смотрит на то, что я вкладываю в уста его противников, так как то, что я не хочу сказать от себя, я заставляю сказать его противников»[87]. Когда он писал «Историю», то обращался за советом к Гвиччардини, заявляя, что заплатит ему 10 сольдов или больше, если тот посоветует, как ему избежать при характеристике Медичи двух крайностей: излишней похвалы и излишней хулы. Макиавелли предстает перед нами и как мастер монологов, которые вкладываются им в уста политических деятелей. При этом текст этих речей – плод фантазии автора и не взят из источников[88].

Необходимо, на мой взгляд, отметить следующее. Говоря об обеих «Историях» исследователи отмечают, что главным их достоинством является именно историческая идея, историческая концепция. На второе место ставят язык. «История Флоренции» Макиавелли – ярчайший пример итальянской художественной прозы. А вот фактическое содержание ставится при анализе этих произведений на последнее место. Поэтому, на мой взгляд, в контексте нашей темы следует уделить большее внимание именно фактической стороне обоих произведений. И как позже будет ясно, в «Истории Флоренции» Гвиччардини упоминает много интересных и новых фактов. И особенно это касается семьи Медичи, для характеристики которой в отечественной литературе используется в большинстве случаев именно «История Флоренция» Макиавелли.

Характерно, что точка зрения Гвиччардини рассматривается чаще всего не отдельно, а вкупе с анализом идей Макиавелли. Одним из наиболее характерных примеров такого подхода является исследование Франческо Де Санктиса. В своей «Истории итальянской литературы» он кратко дает нам изложение идей Гвиччардини в главе, посвященной Макиавелли. Идеи Макиавелли и Гвиччардини принято противопоставлять друг другу. При этом считается, что Гвиччардини гораздо вернее и точнее оценивал положение Италии и Флоренции, потому, что в отличие от Макиавелли Гвиччардини не питал ложных иллюзий и пытался найти практические пути спасения Италии, и поэтому считал себя умнее его[89]. Но многие, как и Ф. Де Санктис считали, что это было не столько плодом его умственных достижений, сколько объяснялось тем, что у Гвиччардини «совесть его к тому времени умолкла, окаменела»[90]. Гвиччардини и правда относился к тем, кто думал иначе чем он, с видом «презрительного превосходства». При этом он понимал Макиавелли, и вообще был «единственным современником Макиавелли, способным подняться до его уровня»[91], хотя при этом считал его человеком «мнения которого большей частью отличаются от общепринятых, изобретателем новых и непривычных вещей»[92]. Одним из примеров такого отношения явились события в Италии в 1525 году, когда страну угрожал поработить Карл V. Макиавелли предложил военный проект, основной идеей которого служило создание народного ополчения. Для осуществления своего замысла он обратился к Гвиччардини, который, по сути, руководил политикой Климента VII. Гвиччардини пришлось разъяснять другу, что план его в принципе был неплохим, но в конкретных условиях Романьи он неизбежно приведет к гражданской войне, ибо народ, получив в руки оружие, повернет его против церкви[93]. П.Виллани, исследуя этот эпизод отмечает, что нельзя забывать о том, что Макиавелли несмотря на свое «Искусство войны» не был ни солдатом, ни полководцем и поэтому его советы носили более теоретический, нежели практический характер[94]. В жизни же Макиавелли и Гвиччардини были близкими друзьями. Макиавелли знал отца Франческо – Пьеро Гвиччардини, с которым работал во время создания флорентийской милиции[95]. В одном из писем, к примеру, Макиавелли пишет в начале письма, что адресует его «Сиятельному Господину Франческо Гвиччардини, доктору прав, достойнейшему и мною высоко чтимому губернатору Модены и Реджо» и просит его поскорее приехать «развеятся» [96].