Смекни!
smekni.com

Финансирование инновационной деятельности ОАО "НКНХ" (стр. 7 из 18)

Поэтому инвестиционная политика освоения новшества может быть ориентирована на конечный продукт и на эффективное воспроизводство новации на любой из относительно самостоятельных стадий инновационного процесса. Сам процесс движения инновационного цикла в данной цепи может быть прекращен, если инвестор видит целесообразность превращения в товар промежуточного результата (методика исследования, «ноу-хау» технологии и т. д.) [19, с.169].

Нововведение — это совокупность процесса и результата, а инвестиционный цикл инноваций содержит также следующие признаки процесса: последовательность, стадийность, относительная самостоятельность стадий и этапов. Поскольку инвестиционный цикл охватывает все стадии инновационного цикла, для реализации инновационного продукта необходимо сквозное инвестирование процессов создания и освоения нововведения. Взаимосвязь инновационного и инвестиционного процессов проявляется посредством реализации следующих видов их финансового обеспечения.

Первый этап. Оценка экономической целесообразности создания и использования инновационного продукта.

Второй этап. Определение субъектов инновационных отношений, источников и форм их финансового обеспечения; распределение авансируемых средств по фазам инновационной деятельности; определение степени риска и прогнозирование эффекта на каждой фазе.

Третий этап связан с преобразованием ресурсов в конкретные объекты инновационного продукта.

Четвертый этап. Выявление промежуточных эффектов от реализации инноваций и инвестиций.

Пятый этап. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства инноваций.

Шестой этап. Возмещение затраченных финансово-кредитных средств и получение коммерческого эффекта.

В отечественной и зарубежной экономической литературе отсутствует однозначное определение финансового рычага. Финансовые рычаги определяются как инструмент финансовых методов регулирования, служащих для реализации экономического воздействия государства на интересы субъектов производства, базирующегося на использовании товарно-денежных отношений в конкретных условиях.

В условиях стабильных экономических систем зрелые экономические отношения предоставляют инновационной деятельности необходимые условия. Сюда, в первую очередь, необходимо отнести законодательное оформление инновационной деятельности, а также закрепление на уровне нормативно-правовых актов характер воздействия финансовых рычагов на инновационную активность. Таким образом, финансовые рычаги являются выражением экономических взаимоотношений, закрепленных в нормативно-правовых актах и направленных на стимулирование экономических агентов как участников производственного процесса.

Критерии эффективности инновационной деятельности должны быть положены в основу выбора оптимальных рычагов финансовой политики. Ключевой критерий эффективности — уровень прибыли, остающейся в распоряжении инновационного предприятия — главная цель его деятельности в экономическом проблемы цели.

Зарубежная практика свидетельствует, что в условиях нестабильных экономических систем, характеризующихся высоким уровнем инфляционных процессов, а также их сильного влияния на поведение экономических агентов, рычаги прямого стимулирования (дотации из государственного бюджета, субвенции) должны отступить на второй план. Решающая роль здесь принадлежит рычагам косвенного стимулирования: налоговым льготам, кредиту, процентным платежам за кредит, страхованию, амортизационным отчислениям и т. д. В данном случае степень стимулирующего влияния нельзя определить однозначно для всех перечисленных типов финансовых рычагов косвенного воздействия. Во многом она (степень) зависит от состояния совокупного спроса и предложения в экономической системе и природы этих инструментов, характеризующей их существенные отличия между собой. Основным рычагом косвенного стимулирования инновационной активности в сфере промышленного производства должны выступать налоги и кредит (кредитные ресурсы частных финансовых институтов, а также государственный кредит, но направленный только в сферу реального промышленного производства). Амортизационные отчисления находятся под жестким влиянием уровня спросовых ограничений в конкретных отраслях промышленности, а потому далеко не однозначны в применении к стимулированию различных групп инноваторов. Страхование как рычаг косвенного стимулирования эффективен лишь в случае достаточности развития инфраструктурной и нормативно-правовой базы и в случаях целевого использования средств страховых фондов для инновационной деятельности.

Отечественная система финансирования инновационной деятельности постоянно развивается. До 1991 г. она основывалась на бюджетных ассигнованиях и децентрализованных источниках целевого назначения. В ходе реорганизационных мероприятий, проводившихся в 1990—1991 гг. в нашей стране, было отменено регламентированное распределение прибыли по формам экономического стимулирования, ликвидировано большинство отраслевых централизованных фондов, упрощена система контроля за оплатой труда, либерализованы цены. Порядок финансирования инновационных проектов в каждом конкретном случае стал зависеть от характера внедряемых мероприятий и финансовых источников, привлекаемых субъектами инновационной деятельности. В настоящее время основными источниками средств, используемых для финансирования инновационной деятельности являются:

· бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;

· средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые создаются предприятиями и региональными органами управлениями;

· финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (ФПГ, инвестиционных компаний, коммерческих банков и др.);

· кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;

· конверсионные кредиты для инновационных проектов, реализуемых в ВПК;

· иностранные инвестиции;

· средства отечественных и зарубежных научных инновационных фондов;

· частные накопления физических лиц [20, с.83].


2. Организация финансирования инновационной деятельности

2.1 Венчурное финансирование в России и за рубежом

Для того, чтобы в современном мире создавать удивительные вещи, нужны не только принципиально новые идеи и продолжительное время для их воплощения в жизнь. Сложность большинства выпускаемых сейчас новых изделий требует от общества специальной организации работы по их созданию. Инфраструктура инновационного процесса должна не только объединить усилия многих людей, но и обеспечить коллективы разработчиков материальными и финансовыми ресурсами на весь период их совместной работы - от появления идеи до массового производства удивительных вещей. До начала 60-х годов XX века подавляющее большинство инноваций во всем мире могло появиться только в рамках крупных государственных или частных научно-производственных объединений. При этом начинающие предприниматели и молодые фирмы могли привлечь средства, необходимые для развития своего инновационного бизнеса, только у друзей, родственников, знакомых или должны были закладывать имущество под обеспечение банковского кредита. Этих источников, чаще всего, было недостаточно, и, следовательно, шансов на реализацию даже самых перспективных идей у предпринимателей не было никаких. Причем, чем более революционные технологии затрагивала идея, тем меньше было возможностей для ее быстрого воплощения. Решительный перелом в эту отстававшую от темпов технического прогресса организацию инновационного процесса принесло возникновение венчурного бизнеса [21, с.48].

Становление венчурного капитала совпало по времени с бурным развитием компьютерных технологий. Современные гиганты компьютерного бизнеса DEC, Apple Computers, Compaq, Sun Microsystems, Microsoft, Lotus, Intel сумели стать тем, кем они есть теперь, во многом благодаря венчурному капиталу. Более того, бурный рост новых отраслей, таких как персональные компьютеры и биотехнология, оказались возможным в основном при участии венчурных инвестиций.

Первый венчурный фонд, сформированный А.Роком в 1961 г. был размером $5 млн., из которых инвестировано было всего $3 млн.. Но результаты работы фонда оказались ошеломляющими: Рок, израсходовав всего три миллиона, через непродолжительное время вернул инвесторам почти девяносто! Другим вожделенным воспоминанием венчурных капиталистов является компания Cisco Systems, один из мировых лидеров производства телекоммуникационного оборудования. В 1987 году Дон Валентин из Sequoia Capital приобрел за $2,5 млн. пакет акций Cisco. Через год стоимость его пакета составила $3 миллиарда.

Венчурный капитал в Европе появился чуть более 15 лет назад. Первые шаги в этом направлении делала Великобритания. Очень скоро робкие шаги перешли в резвый галоп. Если в 1979 году общий объем венчурных инвестиций в этой стране составлял всего 20 млн. фунтов, то в 1987 г. он уже превышал 6 млрд. фунтов. В настоящее время количество проинвестированных частных компаний в Европе составляет около 200 000. В 1996 году в этом инвестиционном бизнесе трудилось более 3000 профессиональных менеджеров и инвесторов. В 20 странах Европы насчитывалось 500 венчурных фондов и компаний. В 1996 г. объем инвестиций достиг рекордной отметки 6,8 млрд. ECU. При этом 15% всех инвестиций было сделано за пределами Европы, в том числе и в Россию. Европейская ассоциация венчурного капитала , основанная в 1983 г. всего 43 членами, сейчас насчитывает 320.

Венчурное финансирование стало одним из двигателей экономики развитых стран, хотя объем его капиталовложений в общем инвестиционном потоке относительно невелик. По данным компании PricewaterhouseCoopers частные инвестиции в новые технологии в 1998 году составили $14,3 млрд. Из них Силиконовой долине досталось только $4,5 млрд. Тем не менее, именно создаваемые здесь таким путем небольшие предприятия, развивая новые технологии, тянут за собой остальных, оперативно обеспечивая их передовыми разработками в самых различных областях. Сами же обитатели Силиконовой долины живут по формуле - высокий риск (high risk) - высокие технологии (high tech) - высокий уровень жизни - (high life) [22, с.25].