Смекни!
smekni.com

Финансирование инновационной деятельности ОАО "НКНХ" (стр. 9 из 18)

В целях минимизации риска венчурные капиталисты, как правило, распределяют свои средства между несколькими проектами, и в то же время несколько инвесторов могут поддерживать один проект.

Совершенно нерискованных финансовых операций в принципе не может быть - в жизни немало примеров, когда прогорают и нефтяные компании, и оказываются банкротами самые казалось бы надежные банки (в этом отношении у россиян еще слишком свежи в памяти банковские крахи 1998 года), а тот риск, который многим казался слишком большим и совершенно очевидным, часто на деле бывает явно преувеличенным. Более того, выясняется, что тот, кто не побоялся рискнуть, оказывался в большом выигрыше.

Инвестиции охотнее и чаще всего направляются в те отрасли, которые связаны с возможностью быстрой и доходной реализации наукоемкой продукции, на которую уже есть или только формируется ажиотажный спрос, приносящий наибольшую прибыль.

Например, в 80-е годы прошлого столетия началось повальное увлечение СD-"сидиромами", и немедленно в эту отрасль венчурные капиталисты стали с готовностью и на выгодных для компаний условиях вкладывать большие средства. Потом эта мода начала отходить, и приток инвестиций иссяк.

Вполне правомерен вывод: венчурное финансирование будет всегда привлекательно для тех, кто готов к высокой степени риска, начальной неликвидности активов компании и длительному "замораживанию" определенной части своих капиталов ради воплощения научно-технической идеи в жизнь, удовлетворения новых потребностей человечества и последующего негарантированного получения сверхприбылей.

В России, в отличие от многих стран Европы, все еще не сформировалась система индустрии венчурного бизнеса, что без сомнения негативно сказывается на развитии ее экономики. Но рано или поздно венчурный бизнес займет и в России свое достойное место. Тем более, что в Европе и Америке не угасает интерес к российскому "хай теку". Многие венчурные фонды Англии, Франции, Германии и других стран готовы стать партнерами по созданию новых малых высокотехнологичных венчурных компаний в России. И есть надежда, что тогда, вслед за западными инвесторами, в венчурный бизнес нашей страны придут и российские капиталы.

Но до этого в России должен сформироваться более благоприятный инвестиционный климат, который тесно связан с наличием соответствующей законодательной базы, создающей оптимальные условия для научно-технического прогресса и развития экономики. Или, по крайней мере, такой климат, который бы не мешал развитию свободного предпринимательства и саморегулированию промышленности в условиях свободного рынка. Важнейшим из этих условий является льготное налогообложение, стимулирующее развитие высокотехнологичного производства конкурентоспособных товаров. Причем наибольший успех, по опыту других стран, можно достичь лишь в том случае, когда в реализации правительственной политики тесно взаимодействуют государственный и частный сектор экономики. Это способствует большему взаимопониманию и объединению усилий для решения общих задач подъема экономики.

Венчурные фонды в России стали создаваться в 1994 г. по инициативе Европейского Банка Реконструкции и Развития (ЕБРР). Региональные венчурные фонды (РВФ), число которых составляло в конце 1996 г. 10, были образованы в различных регионах России. Одновременно с ЕБРР другая крупная финансовая структура - Международная Финансовая Корпорация (International Finance Corporation) также решилась на участие в создаваемых венчурных структурах совместно с некоторыми известными в мире корпоративными и частными инвесторами. В 1997 г. 12 действующих на территории России венчурных фондов образовали Российскую Ассоциацию Венчурного Инвестирования (РАВИ)со штаб-квартирой в Москве. По данным Financial Times на сентябрь 1997 г. в России действовало 26 специализированных фондов, инвестирующих в российские корпоративные активы с суммарной капитализацией в $ 1.6 млрд. Помимо этого, еще 16 восточноевропейских фондов инвестировали в Россию часть своих портфелей. (Financial Times, 2.9.1997). Российское законодательство не содержит нормативных актов, регулирующих деятельность венчурных фондов и компаний. Все действующие на территории России и работающие извне с Россией фонды не являются российскими резидентами, что, как уже отмечалось выше, является общемировой практикой.

В подавляющем большинстве работающих сегодня с Россией фондов присутствует значительная доля средств европейских инвесторов. В Европе же под венчурным бизнесом чаще всего понимается финансирование развития компаний. Поэтому существующий сейчас в стране венчурный бизнес практически не оказывает поддержки разработке и внедрению российских товаров и технологий для XXI века.

Сегодняшняя ситуация в России напоминает нам период, предшествующий бурному развитию венчурного бизнеса в США в начале 60-х годов. Главными предпосылками для этого рывка в то время были:

· зарождение нового научно-технического направления, которое на протяжении следующих нескольких десятилетий дало толчок к революционным изменениям в технологии производства потребительских товаров и услуг. За это время был пройден путь от разработки первых компонентов, электронной техники до внедрения сложнейших устройств создаваемых на основе этих компонентов в самые разнообразные отрасли человеческой деятельности;

· наличие в США научно-технического потенциала, способного поддержать опережающие конкурентов темпы развития новых технологических направлений;

· присутствие частного капитала в руках людей, способных оценить открывавшиеся перспективы и пойти на риск финансирования разработок в новых технологических направлениях.

Сейчас в России складывается аналогичное сочетание необходимых для развития венчурного бизнеса факторов:

· предстоящие в ближайшие десятилетия революционные перемены в сферах производства широкой номенклатуры товаров и услуг под влиянием применения в них современных информационных технологий. Суть этой начавшейся революции заключается в изменении отношений потребителей и производителей товаров и услуг. На смену главному существующему принципу - изготовители сначала производят товары в расчете на гипотетических усредненных покупателей, а затем "заставляют" реальных индивидуумов этот товар приобретать - приходит другой. Сначала производители должны будут выяснить с помощью информационных технологий у каждого реального покупателя, что можно сделать для удовлетворения его индивидуальных потребностей, и только после этого для него товар изготовить. Современные технологии сбора, обработки и передачи информации уже сейчас позволяют начинать эти изменения, которые продлятся не одно десятилетие, постепенно затрагивая все большее число отраслей производства товаров и услуг;

· наличие в России научно-технического потенциала для развития новых приложений телекоммуникационных технологий в производстве широкой номенклатуры товаров и услуг для населения. Причем этот потенциал могут составлять, не только, как уже отмечалось выше, специалисты, работавшие в научно-технических подразделениях ВПК, но и большое количество молодых программистов, с достаточно высоким уровнем квалификации (темпы роста создаваемых WEB-сайтов в сети Интернет одни из самых высоких в мире (еще в 1995 году их было около 500, а в середине 1998 года уже более 17 тысяч!));

· наличие потенциального российского венчурного капитала, который мы оцениваем на ближайшие год в диапазоне от $20 до $30 млн. ,что составляет 2 - 3% от объемов российского рискового капитала, вкладываемого сейчас в акции. Этот объем венчурного капитала приблизительно соответствует тому, с которого начинала в 1979 г. Великобритания. Напомним, что за восемь лет после старта, венчурный капитал там увеличился в 300 раз! Существующие оценки объемов российских частных капиталов, размещенных вне страны, которые колеблются в пределах от $100 до $300 млрд., позволяют нам надеяться на резкий рост венчурного капитала, вкладываемого резидентами в России в ближайшие 5-10 лет. Высокий уровень технического образования в России (1,5 млн. человек), который превышает аналогичный уровень в США в 2 раза, делает значительной вероятность наличия российского венчурного капитала у людей, способных оценить перспективность предлагаемых бизнес-идей [27, с.28].

С учетом развития передовых технологий инвестирования и в целях внедрения системы для организации финансирования наиболее значимых инновационных проектов в Республике Татарстан создается Фонд финансирования венчурных проектов Республики Татарстан (далее – Фонд), который будет способствовать усовершенствованию рыночной инфраструктуры, повышению эффективности предпринимательства и обеспечению роста добавленной стоимости в общественном хозяйстве. Основным инструментом для венчурного финансирования является содействие росту наукоемкого бизнеса путем инвестирования финансовых ресурсов в обмен на долю в уставном капитале или пакет акций компании для дальнейшего участия в органах ее управления, вплоть до получения максимально прогнозируемой прибыли.

Исходя из общепринятой мировой практики, а также с учетом особенностей социально-экономического развития Республики Татарстан в последние годы к основным направлениям деятельности Фонда относятся:

· финансирование наукоемких бизнес – технологий малого и среднего предпринимательства (в первую очередь в сфере нефтехимического комплекса);

· проведение маркетинговых, информационно – аналитических исследований в сфере наукоемких технологий;