Соответственно, освобождение рабов лишь тогда стало целью войны, когда Линкольн увидел в этом потенциальное преимущество - а именно к концу 1862 года, когда стало ясно, что южан уговорить не удастся. Чтобы привлечь на свою сторону основные европейские державы, которые почти всегда симпатизировали южанам, Линкольн издал указ, согласно которому с 1 января 1863 года все рабы в мятежных штатах объявлялись свободными людьми. Этот указ касался только мятежных штатов, а не тех лояльных южных штатов, которые не собирались отделяться, но Линкольн переломил общественное мнение Европы в свою пользу - теперь уже никто не вступал в пакт с южанами и - война тем самым была выиграна.
Первого января 1863г. вступила в силу «Прокламация об освобождении», объявившая о ликвидации рабства в 11 мятежных штатах (оно было сохранено в четырёх лояльных рабовладельческих штатах). Вместе со свободой негры получили право вступать в армию США: им воспользовались 100тыс. бывших рабов, существенно способствовавших перелому войны в пользу Севера.
В январе 1865г. Конгресс США одобрил тринадцатую поправку к федеральной Конституции, запрещавшую рабство уже на территории всех США (ратифицирована штатами в декабре того же года). Тогда же Линкольн и республиканцы отказались от идеи вывоза свободных негров из США и приняли план наделения их равными с белыми политическими и гражданскими правами.
Среди всех реформ Реконструкции наиболее весомыми оказались политичекие. Две поправки к федеральной Конституции, оказавшиеся одними из самых демократических за всю американскую историю.
Четырнадцатая поправка, вступившая в силу в 1868г. провозглашала равенство юридических и политических прав всех американцев, независимо от цвета кожи, позволяла федеральному правительству « наказывать» штаты за её нарушение. На основании этой поправки федеральное правительство могло ввести в любой штат войска для защиты прав чернокожих.
Пятнадцатая поправка, ратифицированная в 1870г., развивала предыдущую и запрещала федерации и штатам лишать граждан той или иной расы избиратеоьного права. На основании этих поправок, как и других демократических законов, чёрные американцы существенно расширили свои права и возможности не только в политической, но также в социальной и экономической сферах. В результате выросли, хотя и остались существенно ниже, чем у белых, заработки и джоходы чернокожих рабочих, арендаторов, фермеров. Чернокожие стали приобщаться и к классу собственников, хотя здесь их успехи были гораздо скромнее, чем у белых. Их белые защитники добивались отмены «чёрных кодексов», подавления организаций ку-клус-клана, других проявлений расизма.
К началу 1870-х гг. опасность реставрации рабовладельческого строя на Юге была ликвидирована, а утверждение буржуазно- либерального миропорядка гарантировано. Произошла смена политических, а взначительной мере также экономических и социальных элит. Место бывшего рабовладельческого класса занял новый политичекий класс, по преимуществу из рядов активистов Республиканской партии и её радикального крыла.
Эта сложная и быстрая трансформация означала, помимо всего прочего, радикальную метаморфозу мировидения белых друзей чёрной расы. Утвердившись в рядах экономической и политической элиты, они всё более действовали и мыслили в соответствии с интересами своей экономической и политической выгоды и всё меньше руководствовались идеальными соображениями, которые были присущи многим из них в предшествующий период. Обязательства перед чёрной расой, которая помогла им стать новой элитой, их всё более тяготили. Погружённость в собственные интересы стала всепоглащаюшей. Имена бывших идеалистов всё чаще всплывали в связи с громкими скандалами, связанными с коррупцией, грязными экономическими махинацияи. На смену Революции пришёл Термидор – завершающая фаза большинства революционных эпох. Американский термидор не отменил основопологающих социально-экономических и политических сдвигов революционной эпохи, а подчинил их преимущественно интересам элит, возвысившихся благодаря революции. 4
___________________________________________________________________
4. Согрин В.В. Политическая история США с. 159
Заключение.
Американское рабовладение возникло как способ эксплуатации рабочей силы в рамках капитализма , но постепенно оформилось в автономную социально- экономичекую и политичекую структуру, основываюшуюся на своеобразной отличной от капиталистической, “политической экономии”. Будучи первоначально “придатком” британского капитализма американское рабовладение после войны за Независимость, сохранив связи с капиталистическим рынком, превратилось в “аристократичекую” систему, определяющей основой которой стало не только часнокапиталистичекое накопление, но и рабовладельчекий способ эксплуатации негритянского населения Юга.
Постепенно капиталистические системы Севера и плантационное рабство Юга выступили как две разнородные, с точки зрения заключенных в них тенденций развития, общественные системы.
Сравнение промышленного капитализма и плантационного рабства с позиций историзма не оставляет сомнений, что рынок наёмного труда, свободная конкуренция и выраставшие из них производственные и социальные отношения (экономика, политика и культура) были исторически прогрессивнее и несовместимы с системой рабства.
Гражданская война в Северной Америке уничтожила рабство, но идеологические основы этого института до сих пор оказывают влияние на политическую жизнь США. Впитав в себя опыт рабовладельческих устремлений колониального периода, южное общество породило огромное количество различных расистских теорий. Эти идеи были умело отшлифованы и использованы в работах защитников рабовладельческой системы первой половины XIXвека.
В годы перед Гражданской войной появилось огромное множество аргументов в защиту рабовладельческой системы. Миф о «проклятии Хама» уступил место теории различного происхождения рас, основанной на данных антропологии. Дж. Нотт и С. Картрайт доказали различия двух рас с научной точки зрения и признали их неискоренимыми.
Расовые войны, вспыхнувшие в США в ХХ веке, во многом были следствием именно этих идеологических концепций, которые прочно укрепились в менталитете не только южан, но и жителей Севера. Отражение этих взглядов мы также можем найти и в американском законодательстве: в начале XXIвека начинается «белый» расизм, когда белое население Соединенных Штатов имеет гораздо меньше прав, чем «цветное».
Литература
1. Аптекер Г. Колониальная эра М. 1961 .
2. Бимба А. История американского рабочего класса М. 1930.
3. Всемирная история ред. Поляк Г.Б. М. 2000
4. Гаджиев К.С. Американская нация: национальное самосознание и культура. – М., 1990.
5. Диксон Г. Борьба рас в Америке С-Пб. 1876.
6. Иванов Р.Ф. Черные пасынки Америки. – М., 1978.
7. История США ред. Севосьянов М.1983
8. Лайтфут К. Права человека по-американски. – М., 1981.
9. Майере Г. История американских миллиардеров т.1 М. 1924.
10. Невинс С. Коммаджер Г. История США. От английской колонии до мировой державы. Т. 1991.
11. Паррингтон В.Л. Основные течения американской мысли, в 3-х томах. 1962.
12 Петровский В.Э. Суд Линча: очерки истории терроризма и нетерпимости в США. – М., 1967.
13. Самойло А.С. Английские колонии в Северной Америке в XVII в. М. 1963
14. Согрин В.В. Политическая история США М.2001.
15. Согрин В.В. Мир американских рабовладельцев /Новая и Новейшая история 1987 №5/
16. Согрин В.В. Идеология в американской истории от отцов- основателей до конца ХХ века. М. 1995.
17. Супоницкая И.М. Анатомия американского Юга: свобода и рабство. М.1998.
18. Слезкин Л.Ю. Легенда, утопия, быль в ранней американской истории. – М., 1981.
19. Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: «Прогресс», 1992.
20. Уманский П.Б. Из истории борьбы негров США за свободу. К. 1963.
21. Фостер У. Негритянский народ в истории Америки М. 1955.
22. Фонер Ф. История рабочего движения в США от колониальных времён до 80-х гг. XIX в. М. 1949 .
23. Чёрные американцы в истории США в 2т. ред. Иванов Р.Ф. М. 1986.
24. Эванс С. Рождённая для свободы. История американских женщин М. 1993
.