Статья 208 в основном охватывает тот же круг требований, который содержался в кодексе 1964 года (ст.90) и Основах п.2 ст.43. имеются в виду требования о защите личных неимущественных прав и др. нематериальных благ (кроме случаев, предусмотренных законом), требования вкладчиков к банку о выдаче вкладов, а так же требования о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Включение требования о защите нематериальных благ связано с тем, что они по общему правилу не ограничены во времени и их нарушение продолжается непрерывно. Незамкнутый перечень личных неимущественных прав и иных нематериальных благ содержится в ст. 150 ГК РФ. Она особо выделяет жизнь и здоровье, достоинство личности, честь и доброе имя, деловую репутацию, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, право свободного передвижения, выбор места пребывания и жительства, право на имя, право авторства, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона. Так же как и Основы (ст. 43), ст. 208 ГК РФ предусматривает, что требования о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, предъявленные по истечении трех лет с момента возникновения права на возмещение вреда, удовлетворяются в пределах срока давности, т.е. трех лет, предшествовавших предъявлению иска. Имеется в виду, что если право требовать возмещения вреда возникло в 1991 году, а иск предъявлен в марте 1995 года он будет удовлетворен частично: начиная с платежей за февраль 1992 года. Последние по счету требования из числа не охватываемых исковой давностью составляют негаторные иски – требования собственника или владельца имущества, направленные на устранение всяких нарушений его права, хотя эти нарушения и не были соединены с лишением владения (например, выстроена стена, заслоняющая витрины принадлежащего арендатору магазина). В данном случае, как и в большинстве, предусмотренных в ст. 208 ГК РФ, также имеют место, длящееся непрерывно нарушения, что и служит основанием для нераспространения на возникшее из него требование исковой давности. Этот последний случай нераспространения исковой давности является новеллой ГК РФ.
3. Понятие соучастия в совершении преступления, его формы. Эксцесс исполнителя.
Соучастием в преступлении признаётся умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления.
Совершение преступления в соучастии представляет повышенную опасность по сравнению с преступлением, совершённым в одиночку. Это объясняется тем, что объединение усилий соучастников делает совершение преступления более продуманным; при этом появляются большие возможности для сокрытия совершённого преступления. Всё это делает совершение преступления более лёгким для соучастников и нередко толкает их на совершение самых тяжких и дерзких преступлений. Для соучастия, чтобы деятельность соучастников была совместной. Эта совместность лежит как в объективной, так и в субъективной плоскости, то есть существуют объективные и субъективные признаки соучастия в преступлении. Объективные признаки соучастия заключаются: а) в том, что в преступлении должны участвовать два или более лица; б) в том, что действия каждого из соучастников являются необходимым условием для совершения действий других соучастников; в) в том, что действия каждого из соучастников находятся в причинной связи с общим, наступившим от деятельности всех соучастников, преступным результатом.
Признак совместности в объективной плоскости предполагает, что действия каждого из соучастников направлены на совершение одного и того же преступного деяния (в преступлениях с формальным составом) и способствуют наступлению единого преступного результата (в преступлениях с материальным составом). Это означает, что преступления совершаются путём объединения общих усилий двух или более лиц. Между действиями каждого из соучастников и действиями исполнителя, непосредственно выполнившего объективную сторону совместно совершённого преступления (или наступление единого преступного результата), должна быть установлена причинная связь. Как правило, преступная деятельность при соучастии выражается в активных действиях, однако соучастие в преступлении возможно и путём бездействия (когда лицо, например, не выполняет лежащих на нём обязанностей, допустим, сторож со склада по договорённости с преступниками не препятствует вывозу ценностей со склада и т. д.).
Субъективная сторона соучастия в преступлении предполагает только умышленную вину, причём умысел на присоединение лица к преступной деятельности других может быть только прямым. Умыслом охватывается как самоучастие в совместном совершённом преступлении, так и наступление преступных последствий этого совместно совершённого преступления. Совершение преступления хотя бы и несколькими лицами по неосторожности не может рассматриваться как совершённое в соучастии. В этом случае нет необходимых для соучастия субъективных признаков преступной совместной деятельности, в связи, с чем каждое лицо в отдельности отвечает за причинённый им по неосторожности результат. Соучастие возможно не только в оконченном преступлении, но и в приготовлении к преступлению и в покушении на преступление. Соучастниками в преступлении могут быть исполнитель, организатор, подстрекатель, пособник. Статья 35 УК РФ выделяет формы соучастия, имеющие квалифицирующее значение либо значение для индивидуализации наказания. К таким формам относятся: а) совершение преступления группой лиц; б) группой лиц по предварительному сговору; в) организованной группой; г) преступным сообществом (преступной организацией).
Преступление признаётся совершённым группой лиц, если в его совершении участвовали два и более исполнителя без предварительного соглашения. Такое соучастие может выразиться, например, в причинении телесных повреждений, или совершении убийства в коллективной драке, в изнасиловании и т. д. В этих случаях обычно происходит присоединение соучастников к исполнителю, уже начавшему выполнять объективную сторону преступления. Другие соучастники также «успевают» полностью или частично выполнить объективную сторону совершаемого преступления.
В соответствии с ч. 2 ст. 35 УК РФ преступление признаётся совершённым группой лиц по предварительному сговору, если в нём участвовали лица, заранее договорившиеся в совместном совершении преступления. Обычно такой сговор происходит относительно места, времени или способа совершения преступления. Эта форма соучастия может сочетаться как с исполнительством, так и с соучастием в тесном смысле, то есть с разделением ролей, однако в последнем случае должно быть не менее двух соисполнителей. Такая форма соучастия повышает опасность преступления и учитывается Законодателем в качестве отягчающего (квалифицирующего) обстоятельства. Например, при краже (п. «а» ч. 2 ст. 158), мошенничестве (п. «а» ч. 2 ст. 159), присвоении или растрате (п. «а» ч. 2 ст. 160), грабеже (п. «а» ч. 2 ст. 161) и т.д.
Часть 3 ст. 35 УК РФ указывает, что преступление признаётся совершённым организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких преступлений. Данная форма соучастия отличается от предыдущей признаком устойчивости. Этот признак обычно предполагает умысел соучастников на совершение не одного, а нескольких преступлений, например, для совершения квартирных краж. Однако устойчивость может выражаться и в тщательности одного преступления.
Совершение преступления организованной группой применительно к ряду составов предусматривается законодателем в качестве особо отягчающего состава преступления. Например, при краже, грабеже, разбое, мошенничестве, вымогательстве и др. Согласно части 6 статьи 35 УК РФ создание организованной группы в случаях специально не предусмотренных особенной частью УК, влечёт ответственность за приготовление к тем преступлениям, для совершения которых она создана.
По смыслу часть 4 стать 35 УК РФ преступление признаётся совершённым преступным сообществом, если оно совершено сплочённой организованной группой, созданной для совершения тяжких или особо тяжких преступлений. Преступное сообщество – наиболее опасная форма соучастия. От организованной группы оно отличается признаком сплоченности и целевой установкой на совершение определённых тяжких и особо тяжких преступлений. Сплочённость предполагает обычно наличие в преступной организации сложных организационно-иерархических связей, тщательной конспирацией, наличие в обороте значительных денежных средств, установление связей с правоохранительными органами (коррумпированность), наличие системы защитных мер (внутренняя контрразведка), наличие охранников, боевиков и наёмных убийц. Преступное сообщество, как правило, предполагает вооружённость соответствующей преступной организации новейшими видами оружия, в том числе зарубежного производства.
Специфика особой опасности преступного сообщества такова, что законодатель сам факт создания преступного сообщества считает самостоятельным и оконченным преступлением. Так, состав организации преступного сообщества (ст. 210 УК) образует организация преступного сообщества (преступной организации) для свершений тяжких и особо тяжких преступлений, а равно руководство таким сообществом или входящими в него структурными подразделениями. Самостоятельным преступлением является бандитизм (ст. 209 УК), в том числе создание устойчивой вооружённой группы (банды) с целью нападения на граждан или организации, а равно руководство такой группой (бандой). В обоих случаях указанные действия квалифицируются по соответствующим статьям особенной части УК.