Таким образом восстановление промышленности началось на весьма шаткой основе. На восстановление разрушенных заводов требовалось гораздо больше времени,чем на восстановление сельскохозяйственных полей. К лету 1928 года нехватка промышленных товаров по сравнению с сельскохозяйственными достигла такого уровня, что соотношение цен на промышленные и сельскохозяйственные товары выросло в три раза в пользу первых по сравнению с 1913 годом.
Структура управления промышленными предприятиями вызывала досаду рабочих. Окончательно исчезли последние следы "рабочего контроля". Заводская администрация стала еще более иерархической, с хорошо видимой персональной властью руководства. Основной проблемой стали эффективность и производительность труда.
1927-1945
Управление растущей промышленностью было передано из ВСНХ централизованным министерствам, или народным комиссариатам, как они по-прежнему назывались. Задача партийных секретарей состояла теперь не в том, чтобы просто выполнить план, но чтобы его перевыполнить - достичь этой цели партийные секретари были готовы любой ценой. В жертву приносилось все: здоровье, безопасность людей и интересы других секторов экономики. Индустриализация была уподоблена военным действиям - с их "фронтами", "кампаниями" и "прорывами".
Очень быстро росла численность рабочего класса: в течение первой пятилетки она удвоилась, а между 1928 и 1940 гг. почти утроилась. Безработица исчезла, прекратилась выплата пособий. Условия и качество труда сильно ухудшились из-за постоянной гонки за "перевыполнение" плана, у многих из рабочих не было специальной подготовки и опыта с обращением с очень сложной подчас техникой. Заработная плата оставалвсь низкой, росла разница в оплате квалифмцированного и неквалифицированного труда. В 1938 году появились "трудовые книжки", которые каждый работник должен был сохранять в течение всей своей жизни: там отмечались теперь все нарушения трудовой дисциплины. Прогул был достаточной причиной для увольнения, что влекло за собой потерю жилья, продовольственной карточки и помощи со стороны рабочего кооператива. С 1940 года опоздание на 20 минут на работу без уважительной причины влекло за собой осуждение на 6 месяцев "исправительных работ". "Увольнение по собственному желанию" каралось тюремным заключением. С другой стороны рабочие, не менявшие места работы, имевшие высокую квалификацию, очень неплохо жили в те годы. Таким образом советское прасительство соединило жесткую дисциплину с очень привлекательными наградами для тех, кто выполняет ее требования и перевыполняет нормы.
1945-1953
В эти годы первоочередной задачей стало восстановление промышленных предприятий. Акцент делался на тяжелую промышленность. Но по-прежнему, как и в войну, многие виды продукции выпускались под открытым небом, значительная часть оборудования и станков находилась в аварийном состоянии, цеха и учреждения не отапливались. Основные усилия по развитию и внедрению научно-технических достижений были сконцентрированы в оборонной промышленности, особенно в ядерно-ракетной.
Но сделано было многое: возрождались к жизни разрушенные города, восстанавливались и строились предприятия. Но с другой стороны материальные стимулы со стороны государства стали исчезать: системе было выгодно достижение высоких производственных результатов без дополнительных вложений. Это значительно снижало эффективность работы. Страх руководителей предприятий перед наказанием за невыполнение плана родил массовые искажения отчетности, приписки, всевозможную показуху.
1953-1964
Вторая половина 50х и начало 60х годов были отмечены яркими событиями: освоением космического пространства, применением в мирных целях энергии атома, бурным развитием химической промышленности. Советский Союз вступил в эпоху научно-технической революции. Ее особенностью в нашей стране было то, что в первую очередь она развивалась в недрах военно-промышленного комплекса.
1964-1982
В сфере экономики ощущалась необходимость реформ. Ликвидировалась совнархозовская система территориального управления промышленностью. Вместо нее восстанавливались министерства. В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть традиционые для существующей экономической модели недостатки: рост капиталовложений и незавершенность строительства, массовое производство изделий, не находящих сбыта, несоответствие роста производительности труда более быстрому росту заработной платы, нарастание бумаготворчества и т.д. Суть предполагавшейся реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за используемые предприятиями производственные фонды, т.е. своего рода введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а через кредит; недопущение изменения планов без соглашения с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл ставший Председателем Совета Министров А.Н. Косыгин. Первые шаги реформы в 1965 году вселяли надежды: ускорился экономический рост, но уже в ходе ее осуществления начались корректировки, исправления дополнения, в результате которых к началу 70х годов ее сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать.
Используя природные богатства нашей страны, руководители ориентировались на вовлечение новых материальных и трудовых рессурсов. Многие минимтерства пытались решить проблемы развития отрасли прежде всего за счет капиталовложений в новое строительство, вместо того чтобы полнее использовать действующее оборудование.
1982-1991
К концу 80х годов советская экономика оказалась в состоянии кризиса. Концепция ускорения, принятая как основа развития экономики в 1985 году, выявила свою несостоятельность. Сориентированная на ускорение развития машиностроения, она еще больше, чем прежде, ослабила произволство потребительских товаров, усилила инфляционные тенденции. В отличие традиционных кризисов, свойственных рыночной экономике капитализма, кризис советской эконмики сочетал в себе не только снижение темпов прироста по показателям,но и начавшееся уменьшение объемов производства. При пересчете валового национального продукта СССР выглядел хуже не только развитых капиталистических стран, но и ряда других стран, а по потреблению основных продуктов на душу населения далеко отставал от многих стран мира.
Отсутствовала серьезная финансовая политика. Принятые в 1985-1989 гг. законы (о госпредприятии, кооперации) были крайне непоследовательными и не вырвали экономику из рук бюрократии. Более того - усилили бесконтрольность последней.
Кризис тоталитарного политического режима неизбежно привел к кризису командно-бюрократической экономической системы.
Сфера обслуживания
В нашей стране сфера обслуживания стала развиваться только в 90-е годы, до этого на нее обращали слишком мало внимания, в основном, занимались развитием тяжелой промышленности, затем пытались решить проблемы отсталого сельского хозяйства, а на сферу обслуживания не оставалось ни средств, ни времени. Так как в XX веке очень часто встречались примеры некомпетентного распределения бюджета страны, так как гнались за перевыполнением планов, за лидерством среди стран мира повсем показателям, летели вперед, не глядя по сторонам, то на такие мелочи, как комфорт и багоустроенность не обращали внимание. Только с развитием капиталистических отношений, люди стали ощущать неполноценность жизни из-за практически отсутствия этой области, также пришло понимание того, что на этом можно делать большие деньги. Но 10-15 лет слишком мало для преодоления такой проблемы, поэтому даже сейчас мы сильно отстаем от запада, где уже давно сфера обслуживания стоит на первом месте.
Общество и власть
В России всегда было очень большое расстояние между обществом и властью. Очень часто, народ имел ошибочные представления о тех людях, которые имели власть. Еще с давних времен в России была вера в доброго царя-батюшку, который просто не знает как им тяжело живется, поэтому и не помогает. Люди были уверены, что стоит им пойти и рассказать о своих бедах, как их тут же пожалеют и помогут. А потом русскому человеку для счастья нужно очень мало, малейшее послабление со стороны власти удовлетворяло людей и они на долгое время снова успокаивались и снова терпели, пока наконец не происходил "русский бунт, бессмысленный и беспощадный". Наше общество всегда находится в состоянии крайности: либо оно безропотно принимает все драконовские законы и терпит побои, либо, когда и этому беспросветному терпению приходит конец, прорывается ужасными, жестокими и кровавыми событиями. В этом плане XX век не исключение: общество не избирало власть, оно просто принимало ее, как должное, а власть в России всегда играла на патриотических чувствахрусского человека.
1900-1917 гг.
Это как раз тот период времени, когда прорвалось русское терпение, люди свергли власть монархов, и взамен получили власть большевиков. Последние смогли завоевать народное доверие, объяснив свою политику очень доходчиво, в простых словах, понятных народу. Лидерами партии большевиков были тонкие психологи, умные и образованные люди, которые знали, как можно поднять народные массы. Они знали, что за ними пойдут рабочие, потому что это люди, которым нечего терять, они смогли взволновать на некоторое время даже крестьян. Но как только большевики получили реальную власть, их политика стала меняться, и снова произошло разделение между обществом и властью.