Смекни!
smekni.com

Проблемы приватизации и разгосударствления в переходной экономике (стр. 8 из 10)

Реформа банковской системы началась еще до революции 1989 г. Эта реформа была продолжена. Ряд венгерских банков приобрел полный набор функций коммерческих банков. Были созданы также некоторые совместные предприятия с западными банками. Мировой банк одобрил два займа на структурную адаптацию по 250 млн. долл. каждый, которые используются для содействия либерализации торговли, реконструкции неэффективных банков и усиления системы социальной защиты страны, включая и создание программ переобучения рабочих.

Основные проблемы: Постепенность. Ряд экономистов, таких как Джеффри Сакс, считают, что Венгрия страдает от медленного внедрения экономических реформ. Однако страна уверенно движется в сторону рыночной экономики, и, возможно, избежит большой безработицы и макроэкономической разбалансированности, переживаемых Польшей и Восточной Германией. Венгерскую модель можно использовать и в других странах, там, где имеет место повышенно болезненная реакция на боль и страдания, возникающие вследствие «большого рывка».

Приватизация. Из-за большого долга страны Агентство государственного имущества получило полномочия продавать государственные предприятия по максимально возможным ценам. Был предпри­нят ряд шагов в этом направлении: для участия в аукционе пригла­шались иностранцы; для помощи в продаже 20 крупнейших предприятий привлекались некоторые западные инвестиционные банки. Однако к весне 1992 г. полностью было продано лишь незначительное число государственных предприятий.

4. РОССИЯ

ПОПЫТКИ НАЧАТЬ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ РЕФОРМУ

До 1985 г. Задолго до этого в России широко интересовались экономическими реформами, что было связано с озабоченностью нехваткой потребительских товаров, малой эффективностью производства, недостатками всякого рода, наличием «узких мест» в экономике, низкой производительностью труда. Падение экономического роста, наметившееся в начале 70-х годов, продолжалось и вылилось в спад производства и падение занятости. Общая несбалансированность в экономике, сбои во всей системе проявлялись в пустых полках магазинов и повышенной активности черного рынка. Правительство было заинтересовано в переменах, могущих разрешить эти проблемы, хотя тогда рынок вряд ли рассматривался как средство решения всех этих проблем.

1985-1987 гг. Хотя «перестройка» и «гласность» были провозглашены Горбачевым в 1985 г., то, что происходило в 1985-1987 гг., было бы неправильно называть общим названием «перестройка», поскольку в этот период не предпринимались попытки начать какие-то существенные реформы. Эти инициативы, которые больше напоминали старые, традиционные приемы увеличения экономического роста, включали в себя расширение инвестиций, упор на усиление контроля качества и антиалкогольную компанию. Хотя некоторые из этих попыток и увенчались успехом, среднегодовой прирост производства за трехлетний период в среднем составил 2% в год, что было значительно ниже темпов роста в предшествующее пятилетие, которые составляли 3,2% в год. Резкое падение мировых цен на нефть в 1986 г. снизило валютные поступления и отчасти повлияло на увеличение бюджетного дефицита с 2,5% ВВП в 1985 г. до 8,5% ВВП в 1987 г.

1987-1991 гг. В этот период внимание переключается на реформирование системы как таковой. Закон о государственном предприятии дал некоторую свободу в использовании средств фонда развития для выплаты заработной платы и премий и передал предприятиям больше полномочий. Хотя это и означало определенный демонтаж плановой системы, тем не менее, система ценообразования не изменилась, а осталась такой же негибкой, причем в 1990 г. произошел значительный перекос уровня официальных цен. Не измени­лась также роль Госснаба в распределении материалов.

Политика заработной платы в этот период была слишком щедрой. Предприятиям разрешили самостоятельно принимать решения по увеличению производства продукции и инвестициям, однако, при сохранении контроля над ценами и системы возмещения убытков предприятию. В ретроспективе теперь очевидно, что было ошибкой либерализовать заработную плату и финансовый контроль без одновременного наложения жестких бюджетных ограничений и либерализации цен. Руководители предприятий легко соглашались на значительное повышение фонда оплаты труда (что привело к увеличению бюджетного дефицита), поскольку потери госпредприятий покрывались субсидиями.

Были введены послабления в законах о собственности и разрешены кооперативы, число которых сильно выросло в последующие три года. Однако подавляющее большинство кооперативов было создано на базе государственных предприятий и обеспечивали им способ выкачивать дополнительную прибыль, при этом правительству возвращались меньшая доля прибыли.

Было разрешено незначительное число совместных (с иностранным участием) предприятий. Правительство начало децентрализацию внешней торговли и валютного обмена, но результаты оказались неудовлетворительными, поскольку соответствующие изменения вводились путаным и несогласованным образом. Быстро рос импорт, в то время как экспорт оставался на прежнем уровне. В рассматриваемый период условия внешней торговли продолжали ухудшаться, и суммарная внешняя задолженность возросла к концу 1989 г. до 54 млрд. долл.

Дефицит бюджета возросло 11% ВВП в 1988 г. и 13% ВВП в 1989 г. и был почти полностью покрыт кредитами Госбанка. Это привело к росту денежной массы в среднем на 14-15% в год в период с 1987 по 1990 г. «Узкие места» стали серьезной проблемой на железнодорожном транспорте и в сельскохозяйственном производстве. Большее внимание стали уделять экологическим проблемам. Сохранялось значительное давление военных расходов на экономику — на оборону тратилось до 7% ВВП, а с учетом затрат на государственную безопасность эта сумма составила 9%.

Названный процент удвоится, если оборонную продукцию оценивать по мировым ценам. Согласно официальным данным, темпы реального материального производства составляли 1,6% в 1987 г., 4,4% в 1988 г. и 2,5% в 1989 г., но эти цифры кажутся подозрительны­ми, поскольку прирост чистых инвестиций составил 7,4% в 1988 г. и 6,7% в 1989 г. В то время как в рассматриваемый период расходы силь­но не возрастали, доход в казну резко разрешения предприятиям обналичивать доходы через кооперативы, а также аккумулировать средства в специальных фондах заработной платы и инве­стиций, что в целом приводило к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет.

В 1990 г. экономическая ситуация стала ухудшаться. Официальными оценками установлено, что объем материального производства снизился приблизительно на 4,0%. Большая часть этого падения пришлась на промышленность, транспорт и строительство, причем сфера услуг продолжала расти, а сельское хозяйство практически топталось на месте, несмотря на рекордный урожай зерновых. В первый раз со времени второй мировой войны правительство официально признало наличие безработицы. Возникшая стагнация частично стала результатом правительственной политики ужесточения кредитов с целью сдерживания инфляции, которая, по оценкам, уже составляла 12%. Сокращалась добыча нефти, в 1990 г. она снизилась на 20% по сравнению с 1989 г. В государственных магазинах товаров осталось мало, хотя они обычно имелись на черном рынке. Стал привычным бартер, для покупки товаров на черном рынке стали часто употребляться доллары.

Экономический кризис 1991 г. В этом году уменьшение ВНП, согласно оценкам, уже превышало 15%, сельскохозяйственное производство, по-видимому, уменьшилось на столько же. В течение года несколько раз происходило повышение цен на ряд продуктов, в результате темпы инфляции возросли до уровня, превышающего 70%, а в осенние месяцы они составляли 3% в неделю. К концу года появились некоторые оценки, согласно которым цены возросли на 450% в год. На всех уровнях был утерян контроль за государственными расходами, в дополнение к этому имел место быстрый рост денежной массы. Согласно оценкам некоторых русских экономистов, суммарный дефицит бюджета центрального правительства и 15 республик составил 25% ВНП. Добыча нефти упала еще приблизительно на 20%.

Вот некоторые из наиболее важных причин экономического хаоса в этот период:

1. Упадок системы централизованного планирования, причинами которого стали в первую очередь недооценка этой системы и отсутствие ясной стратегии экономического развития.

2. Чрезмерные расходы государственных предприятий, обусловленные неэффективным руководством государственным сектором, низкий уровень государственных доходов.

3. Слишком свободные расходы местных, городских и республиканских лидеров, осуществляемые в своих личных интересах. Когда стало очевидным, что Советский Союз распадается на независимые республики, вновь избранные городские и республиканские политические лидеры стали пытаться заполучить как можно больше средств для себя и своих регионов.

Таким образом, хотя в период с 1987 по 1991 гг. немало усилий было предпринято для улучшения экономического положения, большая часть этих усилий была нескоординирована, неэффективна и часто противоречива из-за недостатка понимания принципов функционирования рыночной экономики, неясности целей, политического давления и сопротивления со стороны окопавшейся прежней партийной и государственной бюрократии. Смена в 1987 г. ключевых экономических советников стала свидетельством того, что Михаил Горбачев собрался начать реформу. В 1987 г. его главный экономический советник Абел Аганбегян признал, что система централизованного планирования не работает и вынуждена уступить дорогу рыночной экономике. Он был сменен Леонидом Абалкиным, который разработал план приватизации и даже предложил набросок по­следовательности шагов. Следующим был Николай Петраков, чьи рекомендации об освобождении цен не были приняты. В 1990 г. был разработан детальный всеобъемлющий, широко освещенный в печати и воспринятый общественностью план Станислава Шаталина. Однако в последний момент Горбачев из-за сильного давления правого крыла отказал ему в поддержке. Год спустя Григорием Явлинским совместно с экономистами из Гарвардского университета и Массачусетского технологического института был разработан еще один чрезвычайно детальный и комплексный план реформ. Однако в большинстве случаев по политическим соображениям эти различные планы не прошли.