Смекни!
smekni.com

Административно-правовой статус управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (стр. 10 из 24)

осуществляют в соответствии с федеральным законодательством производство по делам об административных правонарушениях;

осуществляют в установленном порядке в соответствии с межведомственными соглашениями и приказами взаимодействие с правоохранительными, иными территориальными органами исполнительной власти и органами власти города Москвы;

участвуют в разработке и реализации окружных программ по противодействию преступлениям в области оборота наркотических средств и психотропных веществ;

противодействуют в пределах своей компетенции легализации доходов, полученных от незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, на территории города Москвы;

вносят предложения о представлении в суд требования о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о наркотических средствах и психотропных веществах;

осуществляют контроль за деятельностью юридических и физических лиц в сфере легального оборота наркотических средств и психотропных веществ[46].

Вот, например результаты работы Управления ФСКН России по г. Москве за период с 17.05.2010 г. по 23.05.2010 г. , которые регулярно подаются в сводке:

1. Выявлено преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров - 27. в том числе:

тяжких и особо тяжких - 23.

связанных со сбытом - 10.

связанных с хранением - 15.

2. Выявлено административных правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров - 27.

3. Задержано по подозрению в совершении преступлений и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров - 25 человек.

в том числе:

граждан России - 22.

иностранных граждан - 3.

4. Изъято из незаконного оборота наркотических средств, психотропных, сильнодействующих веществ и их прекурсоров общим весом - 10363,87 гр.

5. Возбуждено уголовных дел - 27.

6. Наложено административных штрафов на сумму - 14 тыс. руб.

7. Изъято курительных смесей - 14, 2 гр. [47]

2.3 Нормативно-правовые и организационные аспекты противодействия наркобизнесу

Отечественное законодательство, посвященное борьбе с незаконным оборотом наркотиков, подходило к решению данного вопроса в зависимости от конкретной исторической эпохи, в рамках которой происходило развитие российского общества и государства. И это понятно, так как новые задачи, возникавшие перед нацией на очередном рубеже социально-экономических и политических преобразований, требовали для их решения адекватных правовых норм взамен прежних, устаревших.

Мало кто сегодня знает, что согласно Декрету № 1 "О суде", изданному 24 ноября 1917 года, какое-то время советская власть, взявшая управление государством у Временного Правительства, разрешала судам руководствоваться "законами свергнутых правительств"[48]. Изучение этого исторического нюанса, однако, обнаружило неравномерность применения утвержденного правила. Область незаконного оборота наркотиков не подпадала под юрисдикцию Декрета № 1. Ввиду особой социальной опасности наркобизнеса для интенсивно насаждаемого большевиками революционного порядка преодоление этого криминального явления осуществлялось в первые годы советской власти с помощью иных нормативных документов (главным образом носивших политическое предназначение). Среди них нельзя не упомянуть следующие:

Практика внесудебных репрессий - расстрелов, после долгого обсуждения целесообразности/нецелесообразности смертной казни как средства борьбы с врагами была введена Всероссийской Чрезвычайной Комиссией (ВЧК).

Постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и СНК от 17 января 1920 г. № 22 "Об отмене применения высшей меры наказания (расстрелы)" эта санкция упразднялась как по решениям ВЧК и ее местных органов, так и по приговорам революционных трибуналов. Исключительное право расстрелов оставалось за военными трибуналами. Иными словами, полоса "красного террора" в России завершилась и деятельность торговцев наркотиками, расцениваемая прежде как пособническая контрреволюции и Антанте, не подвергалась позднее когда-либо смертельной опасности[49].

Статьей 140-д преследовалось изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира[50] и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, за совершение чего предусматривалось наказание в виде лишением свободы "на срок до 3-х лет с конфискацией части имущества или без таковой конфискации и с воспрещением проживания в Москве, Ленинграде, в пограничной полосе и в портовых городах, список коих устанавливается по соглашению Народным Комиссариатом Внутренних Дел и Народным Комиссариатом Юстиции на срок не свыше 3-х лет".

Как в УК РСФСР 1922 г. (ст.46-47), так и в УК РСФСР 1926 г. (ст.24) имелись нормы социальной защиты в виде мер принудительного лечения наркоманов, допустивших преступление. Таких индивидов врачи и суд определяли "морально дефективными". Статья 140-д УК РСФСР 1922 г. с незначительными редакционными изменениями преобразовалась в ст.104 УК РСФСР 1926 г.

Последняя норма предусматривала теперь ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без надлежащего разрешения, что каралось лишением свободы или исправительно-трудовыми работами на срок до одного года. Второй частью этой статьи предусматривалась ответственность за те же действия в виде промысла, а равно содержание притонов, что каралось лишением свободы на срок до трех лет со строгой изоляцией[51].

Дальнейшее упорядочение государственного контроля над оборотом наркотиков внесло постановление ВЦИК и СНК СССР on23 мая 1928 г. "О мерах регулирования торговли наркотическими веществами". Статьей 1 указанного постановления запрещалось свободное обращение в пределах страны кокаина, его солей, гашиша, опия, морфия, героина, дионина и их солей и пантопона[52].

Статьей 2 постановления устанавливалось, что количество упомянутых в ст.1 средств, необходимое для лечебных целей, ежегодно определяется соглашением Народных Комиссариатов здравоохранения союзных республик и советских социалистических республик Грузии, Армении и Азербайджана.

Статья 3 постановления оговаривала, что перечень предприятий, имеющих право производить или продавать упомянутые ст.1 средства, а также порядок торговли ими на территории Союза ССР, определяются законодательством союзных республик[53].

С принятием уголовных кодексов союзных республик 1959-1961 гг. была установлена ответственность за различные незаконные действия с наркотическими веществами, появились новые составы преступлений.27 октября 1960 года Верховным Советом РСФСР утверждается новый УК РСФСР.

УК РСФСР 1960 г. содержал целую группу норм, направленных на борьбу с преступлениями в сфере незаконного оборота наркотиков. В частности, согласно ст.224 устанавливалась ответственность за изготовление, сбыт, а равно хранение или приобретение с целью сбыта наркотических веществ без специального на то разрешения. Наказывалось это деяние лишением свободы на срок от одного до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой, с обязательной конфискацией наркотических веществ[54].

Новые уголовно-правовые нормы конкретизировали применение принудительных мер медицинского характера. В соответствии со ст.62 УК РСФСР в случае совершения преступления наркоманом суд наряду с наказанием за совершенное преступление мог применить к нему принудительное лечение. Наркоманы, приговоренные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, подлежали принудительному лечению в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом. При осуждении этих лиц к лишению свободы они подвергались принудительному лечению во время отбывания наказания, а после освобождения из места лишения свободы в случае необходимости продления такого лечения - в медицинских учреждениях со специальным и трудовым режимом.

В УК РСФСР 1960 года в течение последующих лет составы антинаркотических норм все более специализируются, а санкции - ожесточаются, включаются новые незаконные деяния, например, склонение к употреблению наркотиков несовершеннолетних.

Заметную поддержку укреплению контроля над наркотиками оказывали исполнительная и представительная ветви государственной власти - Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. "Об усилении борьбы с наркоманией". Названным Указом впервые в истории отечественной юриспруденции устанавливалась административная ответственность за потребление наркотиков без назначения врача (ст.44 КоАП РСФСР); вводились квалифицирующие признаки: крупные размеры наркотических средств; действия, совершенные повторно или по предварительному сговору группой лиц, особо опасным рецидивистом. Устанавливаются институты уголовной ответственности за хищение наркотиков (ст.2241 УК), склонение к их потреблению (ст.2242 УК), организацию или содержание притонов для потребления наркотических средств (ст.2261 УК), незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозку или сбыт сильнодействующих и ядовитых веществ (ст.2262 УК) [55].

12 июня 1987 года принимается постановление Совета Министров СССР №695 "О запрещении посева и выращивания гражданами масличного мака", которым не допускались также посев и выращивание мака и конопли "на приусадебных участках колхозников, рабочих, служащих и на других земельных участках, находящихся в личном пользовании".