Смекни!
smekni.com

Влияние культуры организации на эффективность ее функционирования (стр. 6 из 7)

b) Изменение положения организации среди дру­гих организаций данной сферы деятельности (данного сектора рынка). Например, переход предприятия с позиции лидера на позиции аутсайдера означает необходимость отказа от конфронтации, расширение сфер заимствования при одновременной закрытости блока идеальных образов для сохранения самостоятельности культуры организации.

c) Изменение масштаба деятельности и разме­ров организации. При росте организации все более ус­ложняется структура организационной культуры, все более определяющую роль в ее развитии начинают играть со­ставляющие ее субкультуры, отношения этих субкультур с организацией и между собой.1 Рациональное регулирование таких взаимоотношений составляет существенную часть деятельности по совершенствованию организационных культур интенсивно растущих организаций. Рост органи­зации предполагает прием новых членов. Следовательно, чтобы "переварить" всю массу вновь вступающих членов и сохранить целостность и качественную определенность культуры, необходимо, чтобы она была сильной, динами­ческой и активной.

d) Изменение характера и видов деятельности. Так. переход к наукоемкому производству предполагает резкое возрастание роли научных знаний, переход к куль­туре инициативы и ответственности, повышение активно­сти и экстравертности культуры, открытости ее на входе. А диверсификация деятельности организации ведет к углуб­лению дифференциации культуры и формированию новых субкультур.

e) Смена управляющего субъекта. На предпри­ятиях это может происходить при смене собственника или даже форм собственности. При этом возможны три вари­анта развития событий:

· если культура организации сильная и жизнеспособная, то происходит приспособление нового субъекта управле­ния к существующей организационной культуре;

· если более сильной и жизнеспособной является культу­ра, вносимая новым субъектом управления, то она вытес­няет старую организационную культуру;

· если старая и новая культуры являются примерно рав­носильными, то происходит активная конфронтация между ними. Если такая конфронтация длится достаточно долго, то возможности результативного функционирования орга­низации резко сокращаются.

5. Необходимо обеспечить оптимальный темп изменения организационной культуры. Он не должен быть слишком медленным, поскольку это будет означать задержку изменений, без которых невозможно эффектив­ное функционирование организации. Но он не должен быть и слишком быстрым, так как новому нужно органич­но включиться в уже существующую культуру и создать с ней единое целое. Слишком резкие изменения в организа­ционной культуре могут привести либо к отторжению но­вого, либо к разрушению позитивных основ уже сущест­вующей культуры, либо к превращению организации в поле битвы конфронтационных культур, либо к формиро­ванию сильной антикультуры, базирующейся на старых, отвергнутых в ходе культурной перестройки ценностях.

Оптимальный темп изменения организационной куль­туры определяется ее типом и уровнем развития (активная, динамическая высокоразвитая культура способна к более быстрым изменениям, чем пассивная, статическая и отста­лая), характером ситуации, но, главным образом, глубиной и масштабностью изменений.

Во-первых, темп изменения должен быть медленнее, если эти изменения касаются основ культуры, таких, как смыслы и ценности. По отношению же к материальным элементам культуры допустимы довольно быстрые изме­нения.

Во-вторых, темп изменения должен быть тем медлен­нее, чем они кардинальнее, так как требуется время на освоение принципиально новых знаний, преодоление пси­хологической непривычности и т.п.

В-третьих, темп изменения должен быть тем медлен­нее, чем они шире и масштабнее. Например, полная смена организационного оснащения требует более длительной адаптации, чем замена его отдельных элементов.

Таким образом, организационная культура, сформированная на основе правил рациональности, позволяет обеспечить эффектив­ную реализацию миссии организации и высокие конечные результаты ее деятельности.

Глава 3. Современная российская организационная культура: истоки и содержание

Ни одна страна в мире не окружена такими противоречивыми ми­фами об истории, как Россия, и ни один народ в мире так по-разному не оценивается, как русский. Н. Бердяев постоянно отмечал поляризованность русского характера, в котором странным образом совмеща­ются совершенно противоположные черты: доброта с жестокостью, душевная тонкость с грубостью, крайнее свободолюбие с деспотизмом, альтруизм с эгоизмом, самоуничижение с национальной гордыней и шо­винизмом.

На Западе принято относить Россию и ее культуру к Востоку, но есть ли для этого основания? Есть ли границы между Востоком и За­падом на географической карте? Есть ли различие между русскими, живущими в Санкт-Петербурге и во Владивостоке, хотя в самом на­звании города отражена принадлежность Владивостока к Востоку? Так это или нет, возможно, даст ответ одна важная особенность Рос­сии. Россия расположена на огромном пространстве, объединяющем различные народы и западных, и восточных типов. По историческим памятникам мы видим, что Россия соседствует со многими народа­ми: на севере — со скандинавскими (варягами, т.е. целым конгломе­ратом народов, от которых произошли датчане, шведы, норвежцы, «англяне»). На юге главные соседи России — греки. Самыми тесны­ми в древности были отношения у нашей страны с финно-угорскими народами и литовскими племенами. Многие из них входили в со­став Руси, жили общей политической и культурной жизнью. Иначе говоря, Русь с самого начала была многонациональной, как и ее ок­ружение.1

Историческая власть шири над русской душой, тонко подмеченная Н. Бердяевым, порождает некую неоформленность, беспечность, не­достаток инициативы. В. Ключевский говорил о протяженности рус­ской равнины как об определяющем факторе русского национального характера. Учитывая тысячелетний опыт российской истории, можно говорить об исторической миссии России, которая заключается в том, что наша страна выступает культурным мостом между разными наро­дами. Конечно, в России много парадоксального. Например, создав одну из самых гуманных универсальных культур, она была в свое вре­мя одной из самых жестоких угнетательниц, прежде всего собственно­го «центрального» народа — русского. В значительной степени это ре­зультат вечного противостояния народа и государства, поляризации русского характера при его одновременном стремлении к свободе и власти.

Продолжая разговор о чертах русского характера, а значит, и рус­ской культуры, приведем интересное предположение, что русский че­ловек любит вспоминать и мечтать, но не любит жить. Думается, это одна из важных национальных особенностей русского народа, кото­рый уверен, что прежде жить было лучше, и мечтает о прекрасном будущем. Отсюда предрасположенность к сказочному, фантастическому, случайному обогащению. По словам отечественного философа А. Ло­сева, в русском сознании миф не есть метафизическое построение, но чисто вещественная действительность. Настоящее воспринимается рус­ским человеком всегда как кризис, период, когда необходимо все ло­мать и строить.

Значение русской культуры определяется ее нравственной позици­ей в национальном вопросе, мировоззренческих исканиях, неудовлет­воренности настоящим, жгучих муках совести и поисках счастливого будущего, пусть иногда ложных, лицемерных, оправдывающих любые средства, но все же не терпящих самоуспокоенности.

В жизни российского народа всегда решающее значение играла ре­лигия, а затем — идеология. Российская культура отводит первен­ство, таким образом, духовным, а не материальным интересам, что влияет и на способы ведения бизнеса. В связи с этим отметим негативное отношение русского человека к богатству, отмеченное еще П. Чаада­евым (богатство есть кража). По его мнению, корни неприятия бо­гатства и греховности выставления его напоказ кроются в право­славии, «самой консервативной религии, отрицающей развитие». Действительно, в русской философии XIX в. превалировала мысль о русском человеке, отвергающем богатство, самовосхваление. В нем преобладают коллективистские стремления, приводящие к конфор­мизму. В результате для России характерно огромное влияние лиде­ров и мнений.

Такой экскурс в некоторые особенности характера русского народа позволяет выделить главное: противоречивость становления органи­зационной культуры России. Выделяют главные периоды в этом ста­новлении: от истоков до Петровских реформ, от реформ до Октябрь­ской революции, от Октябрьской революции до перестройки, от начала перестройки до наших дней.1

На наш взгляд, основные принципы современной российской орга­низационной культуры включают в себя все черты трех культур: рос­сийской дореволюционной, советской и зарубежной.

Российская дореволюционная организационная культура характери­зовалась мифологизированностью и символизмом. Вера в царя, бари­на сформировала исключительную веру в лидера, что осталось и в на­стоящее время.

Советская организационная культура многими ассоциируется с ут­ратой духовности и развенчанием религии. Хотя, по мнению Н. Бердяева, без религиозных основ и духовной дисциплины труд разлагает­ся, распыляется, а хозяйственная жизнь превращается в груду мусора. Необходимо при этом отметить, что место религии в стране на долгое время заняла идеология, которая способствовала формированию пат­риотизма, энтузиазма, терпения и самопожертвования.

Зарубежная организационная культура пришла к нам вместе с ин­формацией о том, как вести бизнес (причем бизнес по-американски, на основе опыта страны, где чрезмерно развит индивидуализм).