Смекни!
smekni.com

Утилизация атомных подводных лодок и судов с ядерными энергетическими установками (стр. 2 из 12)

В 1984 году в заливе Абросимова возле Новой Земли был обнаружен плавающий контейнер с уровнем излучения 160 Р/ч. Здесь же его утопили. Исходя из рекомендации МАГАТЭ, допускалась захоронение контейнеров с радиоактивными отходами на глубине не менее 4 000 метров. Это полагалось делать в удалённых от берега и основных морских путей районах океана, где не ведётся рыбный промысел. В Карском море в близи берегов Новой Земли, где утоплена основная часть твёрдых радиоактивных отходов советского атомного флота, глубины составляли от 20 до 400 м. и вёлся промысел рыбы.

В 1992 г. администрацией Президента РФ были рассекречены данные о радио­активном загрязнении северных и даль­невосточных морей. Согласно этим дан­ным, с 1959 по 1992 годы Северный флот слил в свои моря ЖРАО с суммар­ной активностью не менее 20.6 тыс. Ки. и затопил ТРАО с суммарной активностью более 2.3 млн. Ки. Соответственно, в морях Дальнего Востока, относящихся к Тихоокеанскому флоту, эти величины составляли 12.3 тыс. Ки. и 6.2 тыс. Ки. Всего было затоплено 12 реакторов и их частей с выгруженным топливом (из них 3 - на Дальнем Восто­ке) и 6 аварийных реакторов с невыгруженным ядерным топливом.

Первый опыт вырезания аварийного ре­акторного отсека относится к 1965 г. Реак­торные отсеки были вырезаны у четырех АПЛ первого поколения К-3, К-5, К-11 и К-19 проектов 627, 627А и проекта 658. Вы­грузить топливо удалось только на двух АПЛ - К-3 и К-5. На двух других субмаринах в реакторах было оставлено отработав­шее ядерное топливо. После заполнения реакторов твердеющей смесью к загерме­тизированным активным отсекам были приварены поплавки и их отбуксировали к Новой Земле, где и затопили в Карском мо­ре - в бухте Абросимова. Уровни наведен­ной радиоактивности реакторов с выгру­женным ядерным топливом составляли сотни тысяч Ки, а реакторов с невыгруженным ОЯТ - миллионы Ки.

Несколько лет назад - после того как Россия реально прекратила сбрасывать ЖРАО в моря и океаны - все береговые хранилища были заполнены, а технологии их полноценной переработки от­сутствовали. Ситуация на Северном и Тихоокеанском флотах была безысход­ная. Денег на переработку жидких отходов не было, технологий не было, храни­лища были переполнены и протекали. Сейчас, благодаря усилиям российских специалистов, а также помощи США, Японии, Европейского союза и Норвегии, были построены мобильные установки для переработки ЖРАО с различными уровнями ак­тивности. Также были разгружены несколько старых хранилищ и построены новые. Нельзя сказать, что все эти меры полностью решили проблему, но ее острота несколько сгладилась

Хранилища для ТРАО Северного флота еще в 1994 г. были заполнены на 95%. Ни одна из площадок временного хранения твер­дых радиоактивных отходов, построен­ных еще в 60-х годах не отвечает специ­альным медико-техническим требовани­ям (СМТТ-80). Ежегодно количество накапливаемых ТРАО возрастает на 500-600 м3, причем флот не имеет возможнос­ти их перерабатывать. Судоремонтные и судостроительные заводы также не имели таких установок.

В настоящее время (на середину 2001 г.) на Северо-западе и Дальнем Востоке России в устаревших, протека­ющих и неприспособленных хранили­щах находится более 14000 т ЖРАО и 26000 т ТРАО. При этом следует отме­тить, что техническая база Военно-мор­ского флота не предназначена для дли­тельного хранения отработавшего ядер­ного топлива и радиоактивных отходов. Значительная часть специального обо­рудования ВМФ для обращения с РАО выслужила установленные сроки экс­плуатации и частично находится в ава­рийном состоянии.

На всех этапах обращения с РАО и ОЯТ необходимо учитывать и всегда по­мнить о возможности возникновения "критичности" хранимой массы радиоак­тивных веществ. На нее влияют геомет­рическая форма упаковок с ядерным ма­териалом, их масса, плотность, состав конструкционных материалов и даже свойства стен хранилища. Кроме того, приходится учитывать и контролировать все этапы накопления делящихся ве­ществ. В первую очередь это относится к отработанному топливу и радиоактивным отходам, во вторую - к радиоактивным материалам, из которых еще только пред­полагается произвести радиационно-опасные изделия. Бесконтрольное их складирование, ведущее к нарастанию массы, может привести к возникновению самопроизвольной цепной реакции, про­ще говоря — ядерному взрыву.

На сегодняшний день ограниченные воз­можности по выгрузке, хранению и транс­портировке отработанного ядерного топ­лива являются одной из основных про­блем, тормозящих развертывание утили­зации АПЛ. Не хватает специальных ваго­нов и контейнеров для перевозки отра­ботанного топлива к месту предполагае­мой переработки и хранения - на комби­нат "Маяк". Из имевшихся в 1993 г. на Северном флоте восьми плавбаз для транспорти­ровки и хранения отработанного ядерно­го топлива, четыре в то время были за­полнены. Разгрузить их было некуда из-за нехватки транспортных контейнеров. Для выгрузки ОЯТ с АПЛ требуются спе­циальные разгрузочные комплексы. В том же 1993 г. из имевшихся в составе флота трех таких комплексов в рабочем состоянии оставался только один. Из-за отсутствия финансирования не было за­вершено строительство береговых хра­нилищ, и к этим строящимся объектам не были подведены железнодорожные ветки. Чтобы хоть как-то уменьшить остроту проблемы, руководство Се­верного флота вынуждено было при­менять различные "временные схемы", что никак не могло способствовать поддержанию ядерной и радиационной безопасности.

Сейчас проблема ОЯТ и РАО посте­пенно начала решаться. Дополнительно к четырем работавшим спецвагонам для

перевозки отработанного топлива на комбинат "Маяк" были построены еще че­тыре вагона. Ряд иностранных госу­дарств - в первую очередь наши обеспокоенные угрозой последствий несоответствующего обращения с ОЯТ и РАО соседи - Норвегия и Япо­ния - выделяют средства на строи­тельство новых и модернизацию име­ющихся средств для хранения и пере­работки.

В целом эксперты отмечают неко­торое ускорение процессов решения проблем атомного подводного фло­та. Вместе с этим разброс мнений - сколько времени потребуется на ре­шение только первоочередных задач утилизации АПЛ - весьма велик - от 7 до 70 лет.

Поскольку острота связанных с утилиза­цией АПЛ проблем продолжала нарастать, 28 мая 1998 г. появилось очередное поста­новление правительства РФ № 518, призван­ное ускорить решение судьбы выведенных из эксплуатации АПЛ и обеспечить экологи­ческую реабилитацию радиационно-опасных объектов ВМФ России. Это постановление определило Минатом России государствен­ным заказчиком-координатором работ по комплексной утилизации АПЛ и освободило Минобороны от этих несвойственных ему функций.

Передача Минатому организационных и исполнительных функций по комплексной утилизации АПЛ и сопутствующих этому работ объясняется тем, что именно эта органи­зация обладает необходимой -научно-техни­ческой базой и квалифицированными кадра­ми, опытом как в создании и снятии с эксплуатации ядерных реакторов различных типов, так и в обращении с ОЯТ и РАО.

Вместе с этим следует отметить, что сей­час три ведомства самым непосредственным образом вовлечены в круг проблем утилиза­ции АПЛ, причем далеко не во всех случаях определенно известно, где кончается сфера ответственности одного и начинается сфера ответственности другого.

Министерство обороны России по-преж­нему осуществляет контроль над большинст­вом АПЛ - над всеми, остающимися в соста­ве флота и над значительной частью списан­ных. В его компетенцию по-прежнему входит выгрузка ОЯТ и его временное хранение. Связанные с этим обязанности поделены между несколькими подразделениями мини­стерства.

Минатом России осуществляет перевозку, хранение и переработку ОЯТ. Он ответстве­нен за количество и состояние вагонов для транспортировки ОЯТ, наличие контейне­ров для этих целей, готовность мощностей для хранения и переработки ОЯТ. Коорди­нирует весь круг работ управление эколо­гии и снятия с эксплуатации атомных объектов.

Диаграмма 1. Количество российских АПЛ и их состояние на 1 января 2001г.


II Системно-комплексный подход к проблеме в обеспечении

радиационной и экологической безопасности при утилизации АПЛ

и судов с ЯЭУ

Целостное представление о системно-ком­плексной сущности радиационной и экологической безопасности (РЭБ) при утилизации AIIЛ и судов с ядерными энергетическими установками (ЯЭУ), а также дру­гих радиационно-опасных объектов ВМФ и Россудосроения, изложенное в одной публикации (нормативно-правовом документе), на сегодня в России отсутствует. Дальнейшее эффективное развитие обеспечения РЭБ невозможно без наличия системы взглядов на всю проблему целиком по всей ее многоплановости и масштабности, видение в целом всей обеспечиваемой системы деятельности, ее места и выполнения функций, т.е. Концепции РОБ.

Конспективному изложению нерешенных вопросов, обеспечивающих в конечном итоге реализацию Концеп­ции и достижение целей РЭБ при утилизации АПЛ и судов с ЯЭУ, и посвящена эта работа.

Территория Северо-Западного региона России характеризуется сложной радиационной обстановкой, обусловленной функционированием ядерно- и радиационно опасных предприятий и объемов, а также последствиями их эксплуатации и имевшими место авариями.

Обстановка осложнена вследствие радиоактивных выпадений от ядерных взрывов на Новой Земле и аварии на ЧАЭС, последствиями строительства и эксплуатации ЯЭУ кораблей ВМФ и судов Атомфлота, наличием естественного повышенного радиоактивного фона и радоноопасных территорий, a также накоплени­ем природных радионуклидов в результате техногенной деятельности горнодобывающих производств. Свою долю в повышении вероятности возникновения чрезвы­чайных ситуаций привносит санкционированный и несанкционированный транзит радиационно-опасных грузов через регион.