Смекни!
smekni.com

Пути и методы государственного регулирования кризисных ситуаций в экономике (стр. 4 из 7)

Широкую известность Кондратьеву принесла работа «Большие циклы конъюнктуры», опубликованная в 1926 г., которая вызвала сначала дискуссии сначала в СССР, а затем за границей. В ней углубленно анализировались экономические циклы протяженностью в 48-50 лет.

К середине 1920-х годов уже были известны краткосрочные (2-4 года) и среднесрочные (7-11 лет) колебания экономической конъюнктуры. Еще в 1862 году французский экономист К. Жюгляр (1819-1905) статистически продемонстрировал наличие среднесрочных циклов в экономике Англии, Франции и США. В 1922 г. английский экономист Д.Китчин (1861-1932) статистически обосновал наличие малых циклов конъюнктуры. Теорию экономических циклов разрабатывали К. Маркс, В. Зомбарт, А. Маршалл, М.И. Туган-Барановский.

Однако именно с именем Н.Кондратьева связано статистическое выявление и теоретическое обоснование долгосрочных циклов – длинных волн «конъюнктуры».

В рыночном хозяйстве, полагал Кондратьев, помимо общеизвестных среднесрочных циклов есть еще и долгосрочные циклы – «большие волны конъюнктуры». В среднем они происходят раз в 50 лет с возможным отклонением в 10 лет (от 40 до 60) и состоят из чередующихся периодов относительно высоких и относительно низких темпов экономического роста. Исследования и выводы ученого основывались на эмпирическом анализе большого числа экономических показателей различных стран на довольно длительных промежутках времени, охватывающих 100-150 лет. Кондратьев обработал огромные статистические материалы за 1780-1920 годы таких стран как Англия, Франция, Германия, США, а так же мирового хозяйства Он выделил два полных цикла (с 1780-х до 1890-х годов и с 1850-х до 1890-х годов) и начала третьего (с 1900-х годов). Поскольку каждый цикл состоял из фаз подъема и спада, то ученый смог, по существу, предсказать Великую депрессию 1929-1933гг. за несколько лет до ее начала. Именно этот глобальный экономический кризис уже тогда заставил экономистов более внимательно рпссмотреть теорию Кондратьева.

Несмотря на разительные изменения в мировой экономике в результате ее бурного развития, ритм кондратьевских волн в целом остается неизменным. Можно полагать, что в настоящее время в полном соответствии с общей теорией Кондратьева возник и развивается новый мировой кризис, масштабы и последствия которого трудно предугадать.

Далеко не все экономисты признают эту теорию, однако обращение к истории мировой экономики постоянно подтверждает ее. Так, индустриальный бум 50-60-х годов минувшего столетия, который базировался на дешевых энергоресурсах и продовольствии, достиг своего пика в 1972-1975 гг., сменившись затем экономическим кризисом. Грянувший к середине 70-х годов мировой энергетический кризис, перешедший стагнацию, когда экстенсивные затратные технологии оказались несостоятельными, вновь вызвал повышенный интерес к теории «длинных волн».

«Длинные волны» находятся в прямом соотношения со сменой важнейших технологических укладов, пройденных человечеством. Так, для первого цикла характерно появление первых текстильных фабрик, промышленное использование каменного угля. Второй цикл связан с паровым двигателем, железнодорожным строительством, черной металлургией, массовой угледобычей. Третий – это тяжелое машиностроение, электроэнергетика, неорганическая химия, производство стали и электрических двигателей. Четвертый – двигатель внутреннего сгорания, производство автомобилей и других машин, химическая промышленность, нефтепереработка, массовое производство. Пятый цикл по прогнозу – развитие электроники, робототехники, вычислительной, лазерной и телекоммуникационной техники Для шестого цикла, как предполагают ученые, будет характерна конвергенция нано- биоинформационных и когнитивных технологий.

Очевидно, что переходы от одной фазы большого цикла к другой связаны с революционными научно-техническими переворотами и следующими за ними структурными преобразованиями экономики. Теория больших волн лежит в основе понимания качественных сдвигов в экономике как в сфере социально-экономических, так и взаимосвязанных с ними процессов.

Отсюда следует, что в основе больших циклов лежат процессы, связанные с обновлением элементов основного капитала, процессы, вызванные революционными техническими переворотами, созданием новых источников энергии, видов сырья, принципиально новых технологий. Однако, как известно, обновление основного капитала требует длительного времени и огромных затрат. Оно связано с конъюнктурными диспропорциями и установлением новых пропорций на принципиально иной научно-технической основе. Поэтому подобные процессы протекают в известной мере скачками, циклически.


III. АНТИКРИЗИСНАЯ ПОЛИТИКА В РОССИИ: СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ И ТЕКУЩИЕ ЗАДАЧИ.

Современный мировой кризис стал знаменательным событием в экономической истории. Впервые за последние 60 лет мировая экономика и подавляющее большинство стран испытало в 2009 г. абсолютное падение основных макроэкономических показателей.

Глубина и масштабность кризиса делает особо значимой проблему обоснования антикризисных мер, способных эффективно нейтрализовать действие кризисных факторов. В этой связи можно выделить два принципиально различающихся подхода к ее проведению. Первый подход – политика блокирования кризиса с сохранением основ экономического устройства глобального хозяйственного пространства. Второй – преодоление кризиса с устранением коренных причин, его породивших, и в конечном счете – со сменой типа хозяйственного устройства мировой экономики и национальных хозяйственных систем как ее неотъемлемых компонентов.

В первом случае речь идет о временном снятии остроты экономических противоречий с помощью масштабных денежных инъекций, которые должны были, по замыслу, реанимировать мировую хозяйственную систему в ее привычном облике. Однако представление, что деньгами можно потушить кризис – это иллюзия. Конечно те денежные вливания в экономику России, которые были сделаны, временно ослабили кризисные тиски и даже на какой-то период вывести экономику в подъемную фазу. Начиная с третьего квартала 2009 г. в большинстве пораженных кризисом стран можно было наблюдать его ослабление (табл. 1).

Таблица 1

Динамика основных экономических показателей в 2009 г.

страны ВВП (1-2кв. к 1-2 кв.2008 г.) Промышленность (1-2 кв. к 1-2 кв. 2008г.) Инфляция (+) Дефляция (-) (1 полугодие, в годовом исчислении) ВВП (3 кв. к 3 кв. 2008 г.) Промышленность (1-3 кв. к 1-3 кв. 2008 г.) Инфляция (+) Дефляция (-) (сент.2009г. к сент. 2008 г.)
США -3,9 -12,4 -1,4 -2,3 -11,4 -1,3
Япония -6,5 -29,9 -1,8 -4,5 -26,5 -2,2
Германия -5,9 -19,5 +0,1 -4,8 -18,3 -0,3
Великобритания -5,6 -12,1 +1,8 -5,2 -11,5 +1,1
Франция -2,6 -15,9 -0,5 -2,4 -14,2 -0,4
Италия -6,0 -22,1 +0,5 -4,6 -20,1 +0,2
КНР +7,1 +7,0 -1,7 +7,7 -0,8
Индия +6,0 +9,3 +11,6
Бразилия -1,6 +4,8 +4,3
Россия -10,9 -14,8 +11,9 -8,9 -13,5 +10,7

Источник: МВФ, Госкомстат

Это дало основание для вывода о достигнутом в первой половине года «дна кризиса» в мировой экономике и начале ее выздоровления с неизбежным переходом в 2010г. в подъемную фазу.

Не стоит забывать и о том, что Великая депрессия 1929-1932 гг., сменившись подъемом и восстановлением докризисного уровня промышленного производства к 1936г, с конца 1937 г. перешла в фазу повторного глубокого спада кризиса, который продолжался вплоть до начала Второй мировой войны.

В этой связи целесообразно более тщательно и критично проанализировать весь спектр выработанных на кейнсианской теоретической платформе антикризисных рецептов, примененных в годы Великой депрессии и в последующие периоды. Требуется переосмысление эффективности таких мер, особенно связанных с дополнительным стимулированием совокупного спроса как способа вывода экономики из кризиса.

Следует принять во внимание существенно изменившиеся условия хозяйствования, которые обусловлены в первую очередь усилением глобализации и открытости национальных экономик, а также достижением границ избыточного потребления в большинстве развитых странах. Простое расширение совокупного спроса путем закачивания все больших денежных ресурсов в финансовую сферу не в состоянии преодолеть кризис. Пока не будут устранены коренные пороки мировой спекулятивно-финансовой системы, опасность масштабных кризисов сохраняется. Это означает, что выход из кризиса следует искать на пути отказа от модели «экономики казино». Только через ослабление спекулятивной составляющей в мировом хозяйствовании и в переподчинении финансовой системы на работу в интересах производственно-потребительской и социально-хозяйственной деятельности можно рассчитывать на полное выздоровление экономики.

Реакция на кризис Правительства РФ. хотя и с запозданием, была стандартной, как и осуществляемая в большинстве стран. Это – разработка программы антикризисных мер с направлением значительных средств на борьбу с кризисом. В России таких программ было две. Первая была принята в ноябре 2008г., вторая – в апреле 2009г. всего на преодоление кризиса с момента его начала в России до начала 2010 года было выделено 15 трлн. руб. (37% ВВП), из которых к осени 2009г. было потрачено около 11 трлн. руб., или 350 млдр. долл. (27% ВВП страны). Как видно, объем затраченных средств в относительном выражении оказался выше, чем в среднем в мировой экономике (примерно 22% мирового ВВП), тем не менее острота экономического кризиса в России заметно превышает среднемировые значения, что уже само по себе ставит вопрос об эффективности таких затрат.