Такое нововведение особенно актуально для нефтегазовых компаний, которые сейчас вынуждены оплачивать геологоразведку за счет чистой прибыли или иных собственных и привлеченных средств. По новым правилам расходы на геологоразведку, в том числе не повлекшие за собой выявление новых запасов полезных ископаемых, будут включаться в состав относимых на себестоимость расходов равномерно в течение 5-ти лет после завершения соответствующих работ.
Аналогичное правило будет применяться и в отношении затрат на геолого-поисковые, геологоразведочные и иные работы, по результатам которых налогоплательщик принял решение о прекращении дальнейших работ в связи с бесперспективностью выявления запасов полезных ископаемых. Такой же порядок распространяется на расходы на строительство (бурение) разведочной скважины на месторождениях нефти и газа, которая оказалась непродуктивной, проведение комплекса геологических работ и испытаний с использованием этой скважины, а также последующую ликвидацию такой скважины.
Как следствие, у компаний появится достаточно мощный налоговый стимул финансировать проекты с высокими геологическими рисками.
А в расходы налогоплательщика на оплату труда можно включать любые начисления работникам в денежной или натуральной формах, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсации, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а также расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные трудовыми договорами.
Следует отметить, что раньше этот налог платился ежеквартально в размере 35% по факту (после получения прибыли), а в новом законе он будет выплачиваться авансом до 15 числа первого месяца текущего квартала по результатам предыдущего квартала. Если прибыль в текущем квартале оказалась больше ожидаемой, то предприятие обязано, доплатить компенсацию до 20 числа первого месяца следующего квартала, а если прибыль оказалась меньше, то оплаченные излишки могут быть зачислены в счет других отчислений. В любом на лицо бесплатное кредитование Государственного бюджета. Хорошо это или плохо и как скажется отвлечение средств, которые могут быть задействованы в производственном процессе, но использоваться предприятием не будут? - Ответ, по-моему, очевиден: «Ложка дегтя в бочке сомнительно сладкого меда» (налоги никогда не бывают сладкими)!
Усиление инвестиционных стимулов является одним из основных акцентов реформы налога на прибыль. Это абсолютно новая амортизационная политика, предполагающая увеличение амортизационных отчислении в 1,5-2 раза и предоставление налогоплательщику права применять понижающие коэффициенты, если это требуется. Это возможность переноса убытков на будущее. Это сохранение на продолжительный срок [на 5 лет с постепенной отменой в течение последующих 3 лет] инвестиционной льготы, которая позволяет налогоплательщику одни и те же капитальные затраты выводить из-под налогообложения дважды: вначале в составе льгот уменьшать налоговую прибыль, потом, когда это оборудование амортизируется, эти затраты списываются второй раз. По-моему, это вполне сбалансированный механизм поощрения инвестиций, который должен заработать. Вопрос об инвёстиционной льготе был одним из самых в ходе полемики о новых правилах взимания налога на прибыль. Фискальные министерства выступали за ее немедленную и полную отмену, нефтегазовые компании и их сторонники добивались сохранения льготы, стимулирующей инвестиционную активность. В итоге пришли к следующему: в течение ближайших 5-ти лет инвестиционная льгота сохранится в существующем ныне виде, а затем в течение 3-х лет будет постепенно сведена на нет. Таким образом, если предприятие направляет на инвестиции свои средства, то на эту сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль. Без изменений остался и существующий ныне ограничитель: налогооблагаемая прибыль не может уменьшаться больше чем наполовину.
Еще одно принципиально важное нововведение, улучшающее экономический климат, — возможность переноса убытков на последующие годы. По новым правилам предприятие сможет «распылить» эти убытки на 10 лет, с тем чтобы гасить их постепенно, по мере получения прибыли. Такой порядок много гуманнее и разумнее предшествующего, при котором предприятие, закончившее год с убытками, сразу же попадало в «черный список» финансовых структур и практически не имеет возможности получить кредиты, особенно необходимые в период экотечение ближайших 5-ти лет инвестиционная льгота сохранится в существующем ныне виде, а затем в течение 3-х лет будет постепенно сведена на нет. Таким образом, если предприятие направляет на инвестиции свои средства, то на эту сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль. Без изменений остался и существующий ныне ограничитель: налогооблагаемая прибыль не может уменьшаться больше чем наполовину.
Еще одно принципиально важное нововведение, улучшающее экономический климат, — возможность переноса убытков на последующие годы. По новым правилам предприятие сможет «распылить» эти убытки на 10 лет, с тем чтобы гасить их постепенно, по мере получения прибыли. Такой порядок много гуманнее и разумнее предшествующего, при котором предприятие, закончившее год с убытками, сразу же попадало в «черный список» финансовых структур и практически не имеет возможности получить кредиты, особенно необходимые в период экономических осложнений. Новая норма чрезвычайно актуальна для нефтегазовых компаний, финансовое благополучие которых в значительной степени зависит от переменчивой конъюнктуры мирового рынка.
Помимо перечисленных инвестиционных стимулов законопроект предусматривает, что от налогообложения освобождается финансовая помощь от учредителя, имеющего не менее чем 50%-ную долю в уставном капитале дотируемого предприятия. Такое нововведение может стать хорошим подспорьем для работающих в России нефтяных СП, которые теперь могут рассчитывать на финансовую помощь иностранных учредителей. Очевидно, что при существующих ныне порядках, когда любая финансовая помощь считается налогооблагаемым доходом, ни о каких «переводах» от заботливых «родителей» не могло идти и речи.
Законопроект имеет ярко выраженную инвестиционную направленность, включая вопросы СРП. В этой связи для инвесторов проектов на условиях СРП очень важно, что проект Главы 25 вносит посильную лепту в решение налоговых проблем участников СРП.
В Статье 313 «Особенности определения прибыли по соглашению о разделе продукции», даны ответы на большинство волнующих инвесторов вопросов. Правда, эта статья включает больше ограничений для инвестора, Например, возмещаемые затраты на обслуживание кредитов предложено ограничить уровнем 12% годовых. Но эти нюансы не затмевают главного: концепция Статьи 31 3 подтверждает преемственность действующих к: правил по налогу на прибыль в отношении СРП и формирует вполне приемлемый для инвесторов налоговый режим.
Конечно, законопроект не идеален, он не лишен недостатков и спорных позиций. Например, он необоснованно отнимает у региональных администраций право предоставлять компаниям дополнительные льготы по налогу на прибыль. Те самые льготы, которые сейчас активно применяются для стимулирования инвестиций администрациями Ханты-Мансийского автономного округа. Республики Татарстан и других нефтедобывающих регионов. Отсутствует в законопроекте и норма, подтверждающая праве инвесторов СРП «Сахалин-1 », «Сахалин-2» и «Харьяга», подписанных до вступления в силу закона «О соглашениях о разделе продукции», платить налог на прибыль по правилам регламентированным условиями этих
соглашений.
Глава 21 «Налог на добавленную стоимость»;
Глава 24 «Единый социальный налог»;
Глава 26. «Налог на добычу полезных ископаемых».
В данной работе наиболее подробно проанализирована глава 25, которая предполагает следующие правила исчисления налога на прибыль организаций:
· Базовая ставка налога на прибыль устанавливается в размере 24%;
· В целях определения налогооблагаемой прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов. Расходами признаются необходимые, обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком;
· К расходам уменьшающим налогооблагаемую базу, относятся затраты недропользователя на освоение природных ресурсов;
· При определении налогооблагаемой базы не учитывается имущество полученное в виде вкладов в уставной капитал организаций в виде полученных инвестиций при проведении инвестиционных конкурсов, а также безвозмездно полученных от другого юридического или физического лица основные средства и иное имущество, если уставной капитал принимающей организации не менее, чем на 50% состоит из вклада донора;
· Налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу на суммы направленные им на финансирование капитальных вложений производственного назначения, а также на погашение кредитов банков. Эта льгота не может превышать 50% налоговой базы;
· К вычету из налоговой базы принимаются проценты, начисленные по долговому обязательству любого вида при условии, что их уровень не превосходит ставку рефинансирования Банка России, увеличенной на 3 пункта, при оформлении долгового обязательства в рублях, и 12% -по кредитам в иностранной валюте;