Развитие цветной металлургии в Забайкалье
Сама цветная металлургия в Забайкалье в настоящее время не является сбалансированным комплексом. Её развитие характеризуется неоднородностью, приводящей к значительным структурным изменениям, при которых относительно благополучным выглядит металлургический передел при резком падении как объемов добычи сырья, так и производства проката цветных металлов.
Недостаток капиталовложений даже в возмещение выбывающих мощностей в горнодобывающей промышленности привел к снижению добычи минерального сырья в отрасли за 90-е годы XX века более чем вдвое, многие рудники и горнообогатительные комбинаты (ГОКи) прекратили свое существование, большинство попыток освоения новых месторождений оказались неудачными.
Доля Сибирского федерального округа в общероссийских запасах и добыче полезных ископаемых, %*
Еще один пример. На территории Забайкалья, в Кодаро-Удоканском минерально-сырьевом комплексе, где железная дорога подошла уже к основным месторождениям, надо развивать производство на базе Чинейского титано-магнетитового месторождения ванадийсодержащих руд, Удоканского медного и Катугинского тантал-ниобиевого редкоземельного месторождения. Разработка группы компактно расположенных месторождений позволяет создать комплекс металлургических и химико-металлургических предприятий, продукция которых позволит обеспечить собственным сырьем и материалами как базовые, так и новые перерабатывающие отрасли промышленности.
Сибирь — это регион развитой горнорудной и металлургической промышленности. В стоимостном выражении продукция цветной металлургии СФО в 2001 г. составила 46,1% от произведенного всей отраслью России. При этом на расположенных в СФО предприятиях выплавляется 100% отечественного металлического олова, 83% первичного алюминия, 55% рафинированной меди, 50% никеля. На долю цветной металлургии в России приходится 7,8% производства всей промышленной продукции, отрасль давно и прочно стала специализацией сибирских, особенно восточносибирских регионов (рис. 1, 2). В целом на предприятия цветной металлургии приходится 31,2% объема всего производства промышленности СФО, особенно высока ее доля в Красноярском крае, Республике Хакасия и Читинской области.
Рис.1. Доля продукции цветной металлургии в общем объеме выпуска промышленности регионов Западной Сибири в 2001 г., %
Рис.2. Доля продукции цветной металлургии в общем объеме выпуска промышленности регионов Восточной Сибири в 2001 г., %
По количеству разведанных запасов многих полезных ископаемых Читинская область занимает одно из первых мест в России.
Государственным балансом также учтены значительные запасы урана, железа, ванадия, серебра, висмута, мышьяка, германия, криолита, редких земель, циркония, апатитов, ювелирных и поделочных камней, известняков, магнезитов, строительных материалов и других полезных ископаемых.
Горнорудная промышленность и металлургия Восточной Сибири имеют исключительное значение для хозяйства России. На долю района приходится 1/4 общего объема продукции цветной металлургии России. Старейшей из горно-металлургических отраслей Восточной Сибири является золотодобывающая промышленность. Добыча золота ведется в Читинской (месторождение Балей) и Иркутской (месторождение Бодайбо) областях. Добыча руды и производство концентрата вольфрама и молибдена ведутся на Жиркенском комбинате (Читинская область), в Сорске (Красноярский край) и Джидинском комбинате (Бурятия). Добыча олова и получение оловянного концентрата сконцентрированы в Читинской области. Медь, никель и кобальт добываются и выплавляются в Норильске. Начинается освоение Удоканского месторождения меди (Читинская область), где при участии иностранного капитала в ближайшее время предполагается построить крупный горно-обогатительный комбинат. В районе создано алюминиевое производство в Братске, Красноярске, Саяногорске, Шелехове. Для обеспечения сырьем этих предприятий в Ачинске построен глиноземный завод по переработке нефелинов Кия-Шалтырского месторождения, который попутно выпускает цемент и содопродукты.
Как укрепить сырьевую безопасность региона?
Первая задача укрепления сырьевой безопасности Забайкалья заключается в обеспечении сбалансированности мощностей по технологическим переделам. Имеющаяся минерально-сырьевая база позволяет развить в Сибири предприятия полного технологического цикла по производству тяжелых цветных металлов.
Еще в 70—80-е годы XX века была обоснована целесообразность создания на базе месторождений полиметаллических руд Красноярского и Алтайского краев, Республики Бурятия крупного свинцово-цинкового комбината, работающего по новейшим экологически чистым технологиям с максимальным извлечением полезных компонентов. Есть проект строительства предприятия полного цикла по производству меди на базе Удоканского медного месторождения в Читинской области. Позже эти предложения получили количественную оценку в виде расчетов эффективности конкретных инвестиционных проектов при разработке программ социально -экономического развития Республики Алтай, Алтайского края, Республики Бурятия, а также оценки эффективности разработки месторождений Кодаро-Удоканского минерально-сырьевого комплекса на территории Читинской области.
Вторая задача — создание в регионе материальной базы для развития высокотехнологичных отраслей. Разведанные, экономически выгодные и подготовленные к промышленному освоению месторождения находятся в Сибири. В первую очередь, Катугинское, Завитинское и Орловское месторождения в Читинской области. Разработка этих месторождений позволит решить проблему обеспечения промышленности всей страны рудами и концентратами циркония, тантала, ниобия, лития, бериллия и других редких и редкоземельных металлов.
Третья задача — освоение техногенных месторождений (запасов складированных руд и отвалов обогатительных фабрик, для переработки которых прежде не было экономичных технологий). Это в первую очередь месторождения цветных, редких и благородных металлов в Забайкалье.
Решение проблем горнорудного комплекса Сибири
Инвестиции в горнорудный комплекс Сибири сами не придут. Минерально-сырьевые ресурсы цветной металлургии России по качеству уступают зарубежным, исключение — лишь медь, никель (Норильский рудный район) и титан. Поэтому освоение подавляющей части месторождений низкорентабельно и требует больших сроков для окупаемости инвестиций. Действующая налоговая система, изымающая из доходов горнодобывающих предприятий дополнительные налоги в форме абсолютной горной ренты, обанкротила и привела к ликвидации многие сибирские (и не только сибирские) рудники и горнообогатительные комбинаты.
По проведенной оценке экономической эффективности проекта опытно-промышленной эксплуатации Чинейского титано-магнетитового ванадийсодержащего месторождения на территории Читинская области при условии оплаты всех переделов переработки руды: добыча руды на Чинейском месторождении, обогащение руды на Коршуновском ГОКе, переработка концентрата на Кузнецком металлургическом комбинате, при действующей системе налогообложения. Результаты показали, что проект, ориентированный на получение металлопродукции, несмотря на значительный рост текущих издержек, способен окупить вложенные средства в период опытно-промышленной эксплуатации в рамках действующей налоговой системы.
Если государство будет способствовать решению ключевых проблем инвестора — а это нормативно-правовые проблемы лицензирования месторождений, создание инфраструктуры горнорудных районов, доведение до логического завершения технологических цепочек путем создания соответствующих звеньев и др., то такие объекты могут стать привлекательными для частного капитала. Примером может служить освоение Средне-Тиманского месторождения бокситов в Республике Коми компанией «Сибирско-Уральский алюминий» (СУАЛ). В Сибири к Удоканскому месторождению меди проявляет интерес имеющая недостаточную сырьевую базу Уральская горнометаллургическая компания (УГМК).
Комплексное рассмотрение проекта освоения Кодаро-Удоканского минерально-сырьевого комплекса (Чинейское месторождение титаномагнетитовых ванадийсодержащих руд, Удоканское медное месторождение, Катугинское редкометалльное месторождение) в Читинской области показало, что при участии государства в финансировании общесистемных объектов жизнеобеспечения района (строительство железной дороги, часть которой уже проведена до Чинейского месторождения, объектов электро- и теплоснабжения) наибольший экономический эффект достигается при освоении минеральных ресурсов на условиях соглашения о разделе продукции. Обеспечивая достаточно высокую внутреннюю норму доходности для инвестора и в то же время бюджетную эффективность, такой вариант хозяйствования становится привлекательным для потенциального инвестора даже в условиях повышенных рисков. Отказ от бюджетного финансирования общесистемных объектов требует значительного повышения доли инвестора в разделе прибыльной продукции, чтобы компенсировать инвестиционные риски, которые объективно очень высоки в суровых, труднодоступных районах нового освоения.