Смекни!
smekni.com

Зарождение капиталистических отношений в Западной Европе (стр. 4 из 4)

Начальная стадия развития капитализма в недрах еще гос­подствующего феодального способа производства вызвала колоссальные по своему значению перемены и в структуре общества, и в характере государства: появились два новых класса — буржуазия и пролетариат, усложнилась клас­совая борьба и в результате этого возникла новая форма го­сударства — абсолютная монархия. Не меньшие изменения про­исходили и в области духовной культуры, в науке, в верованиях людей, другими словами — во всей идеологической надстройке общества этого третьего периода средневековья.

Складывавшийся новый класс буржуазии — организатор капиталистического производства и в городе, и в деревне — нуждался для успеха своего дела в произ­водстве товаров, в повышении производительности труда, в том, чтобы производить больше, лучше и дешевле, так как только таким путем предприниматель мог рассчитывать на победу над своим конкурентом. А для этого нужно было знать лучше и свойства сырья, из которого производились товары, т.е., в ко­нечном счете, нужна была наука о природе и ее закономер­ностях.

Начало капиталистической эры было ознаменовано теш умст­венным движением, которое носит название гуманизма и Воз­рождения. И то и другое явление в культурной жизни Европы и было связано с возникновением нового способа производст­ва — капиталистического — и с появлением класса буржуазии. Подъем хозяйственной жизни и дальнейший рост хозяйст­ва и хозяйственной деятельности людей отодвинул старое сред­невековое мировоззрение, поддерживаемое в Западной Европе католической церковью, которая стремилась перенести удовлетворение требований справедливого порядка на тот свет и учи­ла, что человек в земной юдоли должен возлагать все свои на­дежды на бога. Теперь предприниматель-буржуа возлагал свои надежды на самого себя, на свою ловкость, предприимчивость, энергию. Поэтому в центре нового мировоззрения стал уже не бот', а сам человек (homo), откуда и это новое мировоззрение получило название гуманизма.

Время, когда распространялся гуманизм, называется эпохой Возрождения. Это явление было общим для всей Европы. Назы­вается оно так потому, что гуманисты открыли, как много в области науки, и в особенности в области искусства, было сде­лано античными народами— греками и римлянами. Стараясь подражать им и даже идти, особенно в области науки, дальше античных народов, они и называли свое время «Возрождением», т. е. восстановлением античной культуры.

Первые ростки гуманизма появились в Италии, а вскоре буржуазная культура стала стремительно развиваться в дру­гих странах Европы. Немало способствовало этому книгопеча­тание, изобретенное в середине XV в. в Германии Иоганном Гутенбергом.

На рубеже между старой, церковной и поной, гуманистиче­ской культурой высится величественная фигура флорентийско­го поэта Данте Алигьери (1265—1321 гг.), автора «Божествен­ной комедии». Она написана на итальянском языке. И это не случайно. В XIV—XV вв. во многих государствах пробуждается национальное сознание, и писатели-гуманисты, отлично владев­шие древними языками и писавшие научные трактаты по-латыни, свои литературные произведения создавали не на латин­ском, а на народных языках.

В творениях гуманистов отразились их раздумья о жизни; сюжеты они черпали, как правило, не из церковных легенд, а из окружающей их действительности, героями их произведений становились не идеальные рыцари, а простые люди. Среди бле­стящей плеяды поэтов, писателей, драматургов, именами кото­рых гордится человечество,— Франческо Петрарка и Джованни Боккаччо (Италия), Франсуа Рабле (Франция), Ульрих фон Гуттен (Германия), Эразм Роттердамский (Нидерланды), Ми­гель Сервантес (Испания), Вильям Шекспир (Англия) и др.

С эпохой Возрождения связан и высочайший расцвет изо­бразительного искусства. Художники и скульпторы, утверждая реалистические принципы, правдиво отображали современную им действительность, воспевали красоту человеческого тела и величие человеческого духа (Леонардо да Винчи, Микеланд-жело, Рафаэль, Тициан, Веласкес, Рембрандт и др.).

Семимильными шагами двинулась вперед наука. Гуманисты старались изучать природу на опыте. Они заложили основы современного естествознания (Кардано, Галилей), механики (Лео­нардо да Винчи, Галилей), проникали в тайны мироздания (Коперник, Галилей), анатомии и физиологии (Везалий, Гар-вей), материалистически осмысливали природу (Френсис Бэкон, Джордано Бруно).

В области политики они стремились поддерживать централь­ную власть, которая обеспечивала порядок в государстве. Они, наконец, выступили против католической церкви, которая учи­ла, что феодальный строй, как и весь мир, создан богом, а по­этому всякий протест против существующего порядка непозво­лителен и грешен.

Заключение

Капитализм – это общественно-политический строй, при котором владеющие орудиями производства крупные частные собственники — предприниматели — нанимали и эксплуатировали (присваива­ли результаты труда) рабочих, не имевших ни своих орудий труда, ни земли.

В анализе западноевропейского капитализма авторский коллектив основывался на открытых марксизмом законах развития и объективной логике изменений последней эксплуатационной формации. Авторы опирались на результаты исследований, проделанных советскими экономистами в данной области в последние годы. Были учтены также оценки и выводы, содержащиеся в работах зарубежных исследователей-марксистов. Экономика и политика западной Европы, как и других ведущих капиталистических государств, формировались под влиянием ряда факторов, определяющих ход мирового развития в тот период.

Список использованной литературы:

1. Новая история, М., 1991

2. Краткая всемирная история, изд-во «Наука», М., 1965

3. Е. Г. Лапшев, И. К. Шереметьев и другие “Европа: капитализм и общество. Противоречия развития”. Москва, 1990. А. Ф. Шульговский

4. “Европа на крутом повороте своей истории”. Москва, 1967.

5. Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в Европе: Социально - экономические проблемы. - М., 1969. - 318 с.

6. Дружинин Н.М. Генезис капитализма. - М., 1955. - 79 с.

7. Нечкина М.В. О “восходящей” и “нисходящей” стадиях феодальной формации. Вопросы истории. - М., 1958, №7.

8. Нечкина М.В. К итогам дискуссии о “восходящей” и “нисходящей” стадиях капитализма. Вопросы истории. - М., 1963, № 12.

9. Очерки всемирной истории. Период феодализма. XV-XVII в.. - М., 1955., 6т. - 506 с.

10. Переход от феодализма к капитализму в Европе. - М.: Мысль, 1969. - 318 с.