Смекни!
smekni.com

Проблемы валютного регулирпования (стр. 2 из 6)

Первая мировая валютная система была основана на золотомонетном стандарте и юридически оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции ведущих стран в 1867 г.

Валютный кризис, разразившийся в период первой мировой войны и после нее, завершился созданием второй мировой валютной системы, оформленной соглашением стран на Генуэзской международной экономической конференции. Генуэзская валютная система, как и денежная система 30 стран, была основана на золото-девизном стандарте (девиза-иностранная валюта в любой форме). С 20-х гг. национальные кредитные деньги стали использоваться в качестве международных платежно-резервных средств. В период между войнами до Бреттонвудской системы статус резервной валюты – особой категории конвертируемой валюты – не был официально закреплен ни за одной валютой.

Третья мировая валютная система – Бреттонвудская, оформленная соглашением (в Бреттон-Вудсе, США), также базировалась на золото-девизном стандарте. Причем впервые статус резервной валюты был юридически закреплен за долларом и фунтом стерлингов. Экономическое господство США и ослабление их конкурентов в итоге второй мировой войны обусловили господствующее положение доллара. Структурные принципы Бреттонвудской системы:

· статус доллара и стерлинга как резервных валют;

· фиксированные золотые паритеты и курсы валют;

· конвертируемость долларовых резервов иностранных центральных банков в золото через американское казначейство по официальной цене;

· заниженная официальная цена золота;

· создание МВФ как органа межгосударственного валютного регулирования.

США использовали эти принципы, закрепившие долларовый стандарт, для усиления своих позиций в мире за счет других стран. Противоречия Бреттонвудской валютной системы между национальным характером доллара и фунта и их использованием как международного платежного средства постепенно расшатали ее по мере укрепления позиций Западной Европы, Японии. С конца 60-х гг. разразился кризис этой системы, который привел к ее развалу.

Ее сменила четвертая (ныне функционирующая) мировая валютная система, оформленная соглашением стран-членов МВФ в Кингстоне (Ямайка, 1976 г.), ратифицированным в апреле 1978 г. Измененный устав МВФ определил структурные принципы Ямайской валютной системы.

Во-первых, золото-девизный стандарт был заменен стандартом СДР, которые формально объявлены основой валютных паритетов и курсов валют. Однако за 30 лет с момента эмиссии СДР (1970 г.) они не стали эталоном стоимости, главным международным платежным и резервным средством и далеки от мировых денег. Стандарт СДР не перспективен. Этот стандарт фактически трансформировался в многовалютный стандарт, основанный на американском долларе, евро и японской иене – валютах трех мировых центров.

Во-вторых, в рамках Ямайской валютной системы узаконена демонетизация золота – утрата им денежных функций.

В-третьих, Ямайская валютная система дает странам право выбрать режим валютного курса. Тем самым был узаконен режим плавающих валютных курсов, к которому страны фактически перешли в марте 1973 г. Этот режим более гибкий, чем фиксированные валютные курсы, но вопреки надеждам не обеспечил стабильность курсовых соотношений.

В-четвертых, МВФ, сохранившийся от Бреттонвудской системы, призван усилить межгосударственное валютное регулирование, обеспечить либерализацию валютных отношений путем отмены валютных ограничений в целях достижения валютной стабилизации в мире.

Ямайская валютная система более гибко, чем Бреттонвудская, приспособилась к нестабильности платежных балансов и валютных курсов и новой расстановке сил в мире.

Валютная система России в условиях перехода к рынку формируется с учетом структурных принципов Ямайской валютной системы, поскольку страна вступила в МВФ в июне 1992 г. В августе 1993 г. взамен рубля бывшего СССР введен в обращение российский рубль как основа не только денежной, но и национальной валютной системы. Установлены правила его частичной конвертируемости и поставлена задача перехода к свободной конвертируемости по мере стабилизации экономики. Вместо режима множественности валютных курсов введен единый плавающий валютный курс. С середины 1995 г. введены пределы его рыночных колебаний по отношению к доллару США, которые были значительно превышены в условиях глобального валютно-финансового кризиса в 1998 г.

Законодательно установлены режим деятельности валютного рынка, состав его участников и порядок валютных операций. Определен статус органов, осуществляющих валютное регулирование.

Итак, анализируя различные валютные системы, можно сделать вывод, что в целом, применение гибкого валютного курса в условиях конвертируемости валюты как для текущих, так и для капитальных операций и отмены ограничений на международное движение капитала увеличивает эффективность воздействия внутренней денежно-кредитной политики на экономику. Что же касается валютной системы и валютного регулирования в России, то важной проблемой остается либерализация валютных отношений в стране, а также проблема конвертируемости рубля.

Глава 2. Меры регулирования курса национальной денежной единицы

Одним из важнейших макроэкономических показателей, влияющих на состояние внутренней и внешней торговли, на тарифы, темп инфляции, динамику цен, структуру и динамику производства, на занятость является валютный курс. В его формировании важную роль играет ЦБР, занимающий особое место на валютном рынке России.

Введенный с июля 1992 г. единый официальный курс рубля к доллару стал применяться во внутренних расчетах, во внешнеэкономических сделках, для установления размера налогообложения и бухучета валютных средств на балансах юридических лиц.

Однако в дальнейшем в условиях ухудшения экономического и валютно-финансового положения России, высоких темпов инфляции, бегства за границу капитала и т. д. курс рубля стал падать и только за I полугодие 1994 г. он снизился почти на 25 %. Уже в I полугодии 1995 г. ЦБР несколько раз менял свою курсовую политику, которая привела к росту денежной массы, поддержанию высоких инфляционных ожиданий и темпов роста инфляции.

Проводимая ЦБР политика по повышению курса рубля в апреле-мае 1995 г. вызвала существенное снижение склонности населения к сбережениям в валюте в ущерб рублевым сбережениям. Часть средств в рублях, полученных от продажи валютных сбережений, из-за отсутствия надежных сфер их приложения оказывалась на потребительском рынке, создавая потребительский бум.

Для обеспечения стабилизации валютного рынка России в начале июля 1995 г. было объявлено о новой политике в сфере обменного курса рубля. С 6 июля по 1 октября установились пределы изменения текущего курса рубля на валютном рынке от 4,3 до 4,9 тыс. руб. за 1 доллар США. Таким образом, ЦБР гарантировал относительную стабильность курса национальной денежной единицы, но только на небольшой период времени. Еще до введения «валютного коридора» Минэкономики, Минфин и ЦБР предварительно провели работу по определению положения платежного баланса и инфляции. Вход страны в «валютный коридор» был достаточно подготовлен. Выполнялся жесткий бюджет, были накоплены сравнительно большие валютные резервы, снизился спрос на валюту со стороны банков в связи с введением в мае ужесточенного порядка обязательного резервирования. Правительство и ЦБР основной упор сделали на развитие рынка государственных ценных бумаг.

Введение «валютного коридора» предварительно согласовали с международными валютно-финансовыми организациями.

Пределы изменения курса национальной денежной единицы должны поддерживаться не административными запретами, а проведением необходимой финансовой, денежно-кредитной и валютной политики. В частности, для обеспечения стабильности валютного курса предполагалось активно использовать денежно-кредитные инструменты – процентную ставку и операции на открытом рынке. Регулирование обменного курса рубля в указанных границах должно было производиться в основном рыночными методами.

Однако введение «валютного коридора» не означало перехода к политике фиксированного курса, и было направлено на большую определенность и предсказуемость проводимой ЦБР валютной политики. Достичь этого в прежних условиях оказалось невозможно. Накопив значительные валютные резервы, ЦБР, как он считал, мог эффективнее влиять на динамику обменного курса, что, однако, зависело от последовательности проведения экономической и финансовой политики.

Установление границ изменения курса рубля на биржевом валютном рынке еще не означало принятия решения о его фиксации, что и подтвердил сам ЦБР. Фиксированный валютный курс вводится, чтобы сбить высокие инфляционные ожидания, уменьшить скорость денежного обращения. Он устанавливается на определенном уровне и поддерживается в течение длительного периода времени. Это позволяет участникам рынка прогнозировать в средне-долгосрочном плане свою экономическую деятельность.

Однако ЦБР не стал вводить фиксированный курс, а установил в определенных рамках границы изменения курса рубля. В период действия «валютного коридора» рост доллара был незначительным. Но почти все участники рынка ожидали его дальнейшее повышение, так как в отдельные дни на рынке прямых межбанковских операций он превышал биржевые котировки более чем на 20 пунктов. Уже накануне объявления о новых рамках «валютного коридора» подскочил спрос на валюту. Чтобы сбить ажиотаж, ЦБР был вынужден осуществить ряд валютных интервенций. Причем, значительная часть первоначального предложения валюты на торгах проходила по заявкам ЦБР, так как банки не были заинтересованы в реализации валюты на бирже.