Смекни!
smekni.com

Прогнозная оценка уровня безработицы и ее социально-экономических последствий (стр. 7 из 9)

Дело в том, что скорость, с которой расширение занятости следует за экономическим оживлением, зависит не только от макроэкономической конъюнктуры, но и от других факторов институционального, структурного и иного характера.

Так, давление молодежи, впервые вступающей на рынок труда в поиске работы, может перекрыть объемы генерируемых рабочих мест, не только осложнить «проблему первой работы», но и сократить потенциальные возможности возвращения к занятости безработных граждан. В течение 1997 – 2000 годов трудоспособное население будет увеличиваться на 0,7 млн. человек ежегодно, что создаст дополнительное давление на рынок труда благодаря росту совокупного спроса на рабочие места. Данный «внеэкономический» фактор может отодвинуть оздоровление занятости на более поздний период.

Имеется и множество других причин, способных задержать позитивные перемены на рынке труда. Например, рабочих мест с режимом неполного рабочего времени может быть создано больше, нежели обычных «полновесных» рабочих мест. Подобная ситуация возникает, если такие отрасли, как сфера услуг, более активно использующие гибкие режимы труда, переживают фазу подъема. В целом позитивная тенденция экономического оздоровления тем не менее может осложнить перемещение работников из производящих отраслей, все еще теряющих численность и традиционно использующих мужскую рабочую силу в обычном режиме рабочего времени.

Генерируемые экономикой рабочие места могут оказаться с низкой заработной платой. Такие рабочие места способны удовлетворить имеющийся спрос со стороны малоквалифицированных работников. Вместе с тем подобная ситуация способна привести к противоречиям с квалификационной структурой спроса на рабочие места, занизить возможности карьерного роста занятых на них и, в конечном счете, повысить вероятность рецидивной безработицы.

Создаваемые рабочие места, требующие высокой квалификации в относительно новых областях (финансовый сектор, например), рискуют оказаться незаполненными ввиду отсутствия на рынке труда соответствующей рабочей силы. В результате возникает «квалификационная» петля, сдерживающая рост занятости.

Если оставить в стороне действие других факторов, то рабочих мест будет создано тем больше, чем меньше будет существовать барьеров к найму работников. Один из возможных сдерживающих факторов – высокие издержки на рабочую силу, не связанные с заработной платой (такие, как отчисления работодателей на государственные социальные нужды, «привязанные» к величине фонда оплаты труда). Подобные расходы способны привести к ощутимым различиям между стоимостью найма работодателем работника и заработной платой, получаемой работником. Эта разница, выходящая за определенные пределы, сдерживает найм и тем самым увеличивает безработицу, если заработная плата не сокращается таким образом, чтобы компенсировать высокие налоги работодателя.

Наряду с барьерами найма, препятствия на рынке товаров и услуг также могут ухудшить структурную безработицу. Недостаток, например, конкуренции на таких рынках позволяет предприятиям ограничивать выпуск продукции и сохранять высокие цены, сдерживая тем самым спрос на труд.

Снятие перечисленных выше и других барьеров повышает способность экономики генерировать продуктивные и хорошо оплачиваемые рабочие места и способствует уменьшению безработицы. Но при этом и люди должны обладать способностью занимать возникающие рабочие места. Не случайно одна из причин структурной безработицы – разрыв между давлением экономки на рабочую силу и способностью работников адаптироваться к переменам. Ее отсутствие может стать едва ли не основной причиной сохранения и роста безработицы, особенно длительной, даже при наличии вакантных рабочих мест как в период экономического спада, так и на фазе подъема.

Разобраться в том, чего можно ожидать в период спада и после начала ожидаемого экономического оживления, поможет анализ нескольких сценариев, основанных на достаточно простых экономических зависимостях между динамикой изменения уровня занятости и безработицы и изменениями ВВП и производительности после начала экономического оживления. Сделаем при этом два допущения.

Во-первых, начало оживления условно отнесем на 1998г. Российская экономика во многом остается непредсказуемой. Большинство экономистов полагало, что в 1997 году начнется экономический подъем, а в 1998г. продолжится рост ВВП. Возможно, по этой причине Госкомстат России прогнозировал сокращение безработицы в течение прошлого года. Едва наметившееся экономическое оживление было подавлено августовским финансовым кризисом, который существенно изменил временные координаты, отодвинув начало подъема: по итогам 1998г. падение ВВП, как считает ряд экспертов, составит 5-10%. Можно ожидать, что рынок труда отреагирует на него с некоторым временным лагом, однако более ощутимо нежели в предыдущие годы экономического спада. На этом фоне описанные ниже варианты,* согласно мнению ученых, вдвойне актуальны, видоизменяется лишь точка отсчета.

Во-вторых, период выхода на целевые ориентиры определим в семь лет, т.е. он будет соответствовать продолжительности предшествовавшего периода спада.

Сценарий 1.

Восстановление уровня производительности и численности занятых в 1991г.

Рисунок 1.

*Данные сценарии являются фрагментом концепции Ф. Прокопова, изложенной в проекте «Политика противодействия безработицы», реализуемого Фондом «Бюро экономического анализа».

О


дну из задач на период экономического оживления можно было бы сформулировать как скорейшее повышение показателей производительности труда, занятости и роста ВВП до уровня, соответствующего году, который предшествовал спаду. Поскольку мы рассматривает возможности стабилизации занятости и безработицы сформулируем свою цель несколько иначе: какие темпы роста ВВП необходимы для восстановления соответствующего уровня производительности и численности занятого населения?

С точки зрения противодействия безработице данный сценарий (рис. 1) весьма привлекателен. Производительность труда увеличивается до 2005г. почти в 1,5 раза. Вслед за расширением спроса на рабочую силу работодатели оптимизируют фонд рабочего времени. Скрытая безработица практически исчезает. Покрытие дополнительного спроса на рабочую силу ведет к росту дополнительного найма. Численность занятых достигает величины эффективного спроса. Уровень безработицы сокращается с 11% (к численности экономически активного населения) в 1997г. до 5% в 2005г. Однако такие перемены возможны лишь при условии увеличения ВВП в течение 7 лет в 1,6 раза, при 5-8% среднегодового его роста в период максимального «разогрева» экономики. Видимо, подобные допущения слишком оптимистичны. Скорее всего, динамика ВВП будет более плавной, с ежегодными темпами его роста, постепенно возрастающими в пределах от 3% (в начале периода оживления) до 5% (к концу семилетнего периода). В силу данных ограничений одновременное восстановление численности занятого населения и уровня производительности к 2005 году представляется нереалистичным.

Сценарий 2.

Восстановление уровня производительности 1991г. при умеренном росте ВВП.

Восстановление производительности труда на российских предприятиях до уровня, предшествовавшего спаду , создает по мере увеличения объемов производства потенциальные возможности для расширения совокупного спроса на рабочую силу. Однако учитывая накопленный объем «недозанятости», работодатели будут стремиться в первую очередь рационализировать фонд рабочего времени занятых. В том случае, если рост производительности будет наталкиваться на ограниченные возможности перевода «недозанятых» в режим обычной занятости, работодатели могут практиковать и увольнения. По мере расширения производства и исчерпания возможностей увеличения фонда рабочего времени будет расти и дополнительный наем рабочей силы, что скажется на объемах и динамике занятости и безработицы (рис.2).

Р


исунок 2.

При сделанных допущениях общий спрос на рабочую силу сократиться. Открытая безработица увеличиться за счет частичного высвобождения работников и свертывания найма новых на фазе подъема и может достичь 17 млн. человек (22% экономически активного населения). Феномен скрытой безработицы будет нейтрализован. Однако рост занятости возможен не ранее чем через семь лет.

Фактически данный сценарий – один из вариантов так называемого оживления без новых рабочих мест, при котором экономический рост определяется факторами, замещающими потребность в новой рабочей силе.

Чем больше скрытая безработица и, соответственно, чем шире возможности расширения производства и увеличения производительности труда за счет повышения эффективности использования имеющегося персонала, тем уже возможности для дополнительного найма рабочей силы и тем вероятнее «оживление без новых рабочих мест».

Сценарий 3.

Не сокращающий занятость рост производительности труда при умеренных темпах экономического роста.