Смекни!
smekni.com

Российская экономика переходного периода (стр. 8 из 9)

Формирование качественно новой моде­ли российской экономики предполагает осуществление ряда ключевых условий. Следует подчеркнуть, что эти условия сами по себе еще не создают импульс динамичного экономического разви­тия — они лишь образуют требуемый формат конструктивной среднесрочной стратегии.

Первое — формирование субъекта эко­номической политики, интересы и воз­можности которого соответствовали бы системным целям конструктивной антикризисной стратегии. Для этого, прежде всего необходимо за­дать жесткий формат «правил игры», пе­реводящий взаимодействие ключевых экономических игроков в конструктив­ное целеориентированное русло. А это возможно только в рамках консолида­ции одновременно на трех социальных уровнях: власти (групп элиты); власти и общества; самого общества (основных социальных групп).

Такую консолидацию можно практиче­ски обеспечить только одним способом: превратить повышение уровня жизни граждан в реально работающий крите­рий для действий властей всех уровней, корпоративных структур (предпринима­телей, профсоюзов и других) и социаль­ных групп. Конкретные организацион­ные механизмы, реализующие данный подход, активно разрабатывались в пе­риод с 1997 по 1999 год и были законо­дательно оформлены в ряде субъектов Российской Федерации.

Второе — концентрация банковского и промышленного капитала, формиро­вание крупных производственно-финан­совых корпораций и мощных банковских структур.

Выполнение данного условия абсолют­но необходимо для решения целого ря­да задач:

44. обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем и внешнем рынках, где разрозненные российские предприя­тия, как правило, многократно уступа­ют своим иностранным конкурентам по масштабам капитала, организаци­онным и ресурсным возможностям и другим критериям;

45. создания целостных производст­венно-технологических комплексов, восстановления технологической кооперации;

46. реструктуризации отдельных предпри­ятий, их финансовой санации и выво­да из эксплуатации устаревших про­изводственных мощностей;

47. реализации крупных инвестиционных проектов, направленных на техниче­скую реконструкцию производствен­ного аппарата;

48. восстановления единой управленче­ской вертикали, создания партнеров для государства при формировании и реализации крупных государствен­ных проектов и программ;

49. создания противовеса, препятствую­щего экономическому сепаратизму регионов;

50. укрепления платежеспособности и ликвидности предприятий.

Третье — создание эффективной верти­кали государственной власти, без чего невозможна никакая последовательная экономическая политика. В сегодняшних российских условиях формула сильного государства включает:

51. экономический союз между государ­ством и национальным капиталом, основанный на единстве цели — пре­одолении кризиса и достижении эко­номического благополучия страны (такой союз предполагает, в частнос­ти, развитие партнерских отношений между государством и крупными кор­порациями);

52. социальную ответственность крупно­го капитала, развитие социального партнерства;

53. реальную ответственность всех уров­ней власти за поддержание и рост бла­госостояния населения;

54. безусловное сохранение федеративно­го формата и территориальной цело­стности государства;

55. укрепление демократических механиз­мов контроля за исполнительной влас­тью и местного самоуправления;

56. подавление коррупции и криминализации государственного аппарата.

Четвертое — развитие эффективных механизмов реализации государствен­ной экономической политики. В настоящее время текущая экономиче­ская политика государства на федераль­ном уровне осуществляется преимуще­ственно в двух формах:

1) принятия нормативных актов, регла­ментирующих деятельность экономи­ческих агентов;

2) операций Центрального банка, свя­занных с регулированием денежного обращения и финансовых рынков.

По мере реализации трех предшествую­щих условий механизм государственной экономической политики на федеральном уровне должен быть расширен, по край­ней мере, в следующих направлениях:

57. превращения федерального бюджета в активный инструмент управления го­сударственным спросом;

58. развития государственного целевого программирования как инструмента решения системных задач;

59. качественного повышения управления государственной собственностью.

Пятое — осуществление социальных реформ, направленных, прежде всего, на усиление адресности социальной поддержки, а также на сохранение и качественное развитие общедоступ­ной социальной инфраструктуры (об­разование, здравоохранение, культура, социальное обеспечение).

В ближайшие годы необходимо одновре­менно решить две трудно совмещаемые задачи. Первая — согласовать социальные расходы государства с реально имеющи­мися ресурсными возможностями. Вто­рая — сохранить общедоступную систе­му социальных институтов, повысив при этом качество оказываемых ими услуг.

Решение этих задач состоит в том, что­бы, с одной стороны, повысить приори­тетность финансирования социальных расходов, наложив запрет на снижение в реальном выражении соответствую­щих бюджетных статей. С другой сторо­ны, необходимо усилить адресность со­циальной поддержки и обеспечить строго целевое использование финан­совых ресурсов, направляемых на соци­альные нужды.

Шестое — расширение денежной эмис­сии и превращение денежного предло­жения в инструмент экономической политики.

В настоящее время на денежную эмис­сию как экономический инструмент на­ложено табу, однако задача состоит не в том, чтобы запрещать денежную эмиссию, а в том, чтобы выстроить такую организацион­ную схему, которая позволила бы напра­влять эмиссионный ресурс на снятие ак­туальных экономических угроз, миними­зировав при этом ее негативные послед­ствия (инфляция, падение валютного курса рубля). Для этого необходимо:

60. осуществлять гибкое регулирование денежного предложения, выдерживая его соответствие со спросом на деньги (ликвидность) со стороны предприя­тий и населения;

61. осуществлять меры по замедлению скорости оборота денег, используя процентную политику, ужесточение требований к уровню ликвидности и прочее;

62. эффективно задействовать «антиинф­ляционные якоря» — например цены на товары и услуги естественных мо­нополий, валютный курс и другое.

Возможности расширения предложения денег будут существенно зависеть от ре­структуризации банковской системы и налаживания системы банковского кредитования предприятий реального сектора.

Седьмое — сокращение оттока капита­ла и конвертация валютных активов резидентов в инвестиции.

Во-первых, это необходимость расши­рения инвестиционных ресурсов.

Объективно возникла альтер­натива:

63. либо ресурсы, полученные за счет активного торгового сальдо, уйдут во внутренние валютные активы или за рубеж в форме вывоза капитала;

64. либо будут созданы каналы для на­правления этих ресурсов в инвести­ции.

Во-вторых, это стабилизация валютного курса. В условиях крайней недостаточно­сти валютных резервов Центрального банка перекрытие каналов оттока капи­тала становится ключевым фактором предотвращения падения курса рубля.

Восьмое — повышение сбалансирован­ности государственных доходов и рас­ходов.

Снижение возможностей внешних и вну­тренних заимствований и необходи­мость выплачивать часть платежей по внешнему долгу за счет налоговых доходов бюджета резко обострили про­блему его сбалансированности. Эта про­блема усиливается еще и тем, что для стимулирования экспорта и импортозамещения нужно поддерживать низкий валютный курс рубля — но чем ниже курс, тем большую часть доходов бюд­жета нужно направлять на обслуживание внешнего долга и тем меньше ресурсы для непроцентных расходов.

Конструктивное решение данной про­блемы предполагает комбинацию одно­временно нескольких подходов.

1. Расширение налоговой базы бюджета. В ближайшие годы основными источни­ками возможного увеличения налогов останутся: повышение монетизации обо­рота и сокращение неплатежей; упорядо­чение налоговых льгот; доходы, получен­ные за счет девальвации рубля; увеличе­ние прибыли производителей; усиление контроля за доходами и расходами фи­зических лиц.

2. Бюджетное администрирование, повы­шение эффективности использования средств бюджета и внебюджетных фон­дов, налаживание контроля за полнотой и целевым использованием государст­венных средств.

3. Гибкое использование заимствований на внутреннем и внешнем рынках.

Девятое — урегулирование проблемы го­сударственного внешнего долга. В ближайшее десятилетие платежи по внешнему долгу станут одним из глав­ных факторов, определяющих характер и возможности экономической полити­ки. Без реструктуризации «советского» • долга общая сумма платежей (проценты плюс погашение основной части-долга) в отдельные годы может достигать 6-7% ВВП. Такая величина является абсо­лютно неподъемной для нашей эконо­мики, тем более, в условиях ограничения возможностей внешних заимствований.

Наиболее адекватными условиями рест­руктуризации внешнего долга представ­ляются следующие:

65. полные выплаты по российскому вне­шнему долгу, образованному с 1992 года;

66. полное списание или перенос за пре­делы десятилетия выплат по погаше­нию основной части «советского» внешнего долга;