Государственные органы должны сигнализировать принципы своего поведения в данной ситуации настолько четко и ясно, насколько это только возможно. В последние недели проблемы волатильности и ликвидности существенно отягощались неопределенностью в ожиданиях рынка - каким образом власти будут выбирать между конкурирующими притязаниями: снизить моральный риск или защитить от систематических рисков.
Для того чтобы провести своевременный и эффективный комплекс мер по устранению негативного духа на рынках и в экономике, необходимо сфокусироваться на следующих трех источниках стресса: прежде всего, финансирование рынков должно быть возобновлено, до сих пор продолжающаяся неопределенность относительно проблемных активов должна быть снижена, и позиции фирм относительно капитала должны быть улучшены.
Действия по стабилизации глобальной финансовой системы должны быть скоординированы между странами, в особенности между крупнейшими финансовыми центрами. Специфические меры адаптации по отдельным странам, конечно, могут различаться, но координация первичных действий по преодолению возникших проблем смогла бы увеличить степень доверия, а также предотвратить возможность отрицательного влияния принимаемых мер в отдельной стране на всю систему или возникновения ложных стимулов на международных рынках. Власти должны поручиться, что они могут быстро отвечать на новые экстренные ситуации, основываясь на механизмах раннего выявления перегрузок, ограничивая систематические последствия. Возможно, будет необходимо создание новых рамок функционирования экономических агентов для оперативного вмешательства государства.
Разрешение сложившейся ситуации предпочтительно силами частного сектора, но при необходимости возможно экстренное государственное вмешательство - временное и защищающее интересы налогоплательщиков. Такое вмешательство должно иметь ясные цели и прозрачные опера-[ ционные процедуры.
Важна финансовая ответственность государства за действия относительно всех заинтересованных игроков. Обусловленность поддержки институтов должна включать в себя шаги по реструктуризации слабых, но способных к жизни институтов. Задействованные механизмы должны ограничивать моральный риск и издержки налогоплательщиков настолько, насколько это только возможно. Помощь должна осуществляться только в критических ситуациях, когда ясна необходимость государственного вмешательства. Те меры, которые оказывают отрицательное воздействие на рынки, должны быть сразу же упразднены, как только проявится это отрицательное влияние.
Наконец, предпринимаемые меры должны иметь среднесрочную цель реструктуризации финансовой системы, ее превращение в здоровую, конкурентоспособную и эффективную систему. Достижение такой цели требует планомерного решения проблемы существования нежизнеспособных банков и восстановления рыночного порядка. Рынки финансиро-' вания и секьюритизации, критичные к ценообразованию и посредническому кредиту, должны быть укреплены, в том числе посредством сокращения рисков между контрагентами во времени через централизованный клиринг.
Текущий период перемен предоставляет возможность пересмотреть международные макрофинансовые стабилизационные механизмы, в основе которых лежит регулирование финансового сектора и усиленная роль надзорных и регулирующих органов. Произошедшие события выявили, что при осуществлении регулирования необходимо сфокусироваться на типах финансовых сделок, а не на типах финансовых посредников — банках, страховых компаниях, инвестиционных фондах. Необходимы механизмы более тесного и более эффективного международного согласования действий и сотрудничества органов надзора, регулирования и центральных банков.
В ближайшей перспективе необходим продуманный и глобальный
подход снижения кризисных рисков и выявления основополагающих
причин текущего кризиса
Новый подход должен содержать широкий набор мер, включая поддержку ликвидности банков и близких им институтов (near-baninstitutions), таких, как брокерские, дилерские компании и фонды денежного рынка; покупку активов для разгрузки банковских бухгалтерских балансов; поддержку жилищному рынку; расширение страхования депозитов; запрет коротких продаж. Предпринятые правительством США меры весьма положительны и очевидно повышают степень доверия государству, как агенту, способному быстро и точно реагировать на экстренные ситуации, предпринимая такие меры, которые противодействуют дальнейшему разрушению.
Текущий финансовый кризис зародился в США, но финансовые перегрузки, вызванные беспорядочным сокращением заемного капитала и быстрым закрытием рискованных позиций по всему миру, затронули многие другие страны. Наиболее широкий комплекс мер, препятствующих кризису, принят в США и Европе, страны Азии пока только расширяют поддержку ликвидности рынков.
В Европе возникшая необходимость в долларовой ликвидности разрешена посредством своп операций между ЕЦБ и ФРС. В качестве общеевропейской тенденции к действиям стало совершенствование требований по надзору за капиталом (supervisorycapitalrequirements) и других аспектов рыночной структуры. В текущей перспективе предпринимаются меры адресного воздействия на капитал, на короткие продажи и на проблемные активы. Эти меры осуществляются на национальной основе и посредством рассмотрения каждого отдельного случая.
Действия правительств США и стран Европы, а также между европейскими странами, различаются, частично - ввиду различных начальных условий. В случае США, существует большая необходимость сфокусироваться на принятии решений относительно именно проблемных кредитов - особенно относительно низкокачественных ипотечных кредитов - нежели в Европе, где проблема качества активов, созданных на внутреннем рынке, на данный момент стоит менее остро и условия функционирования рынка жилья существенно различаются между странами, но финансовые институты столкнулись с проблемами качества финансирования и качества активов как в долларах США, так и в национальной валюте.
Тем не менее, очевидно требуется более глобальный подход решения создавшихся проблем, чем ранее. Без всеобщей координации процесс выхода из кризиса будет более затянутым и более затратным.
Меры относительно проблемных активов
Поскольку частный сектор предпочитает сбросить проблемные активы, нежели снизить долю заемного капитала, государство может предупредить продажи активов по бросовым ценами, что сократило бы банковский капитал. Скупка активов государством позволит переоценить их и установить рыночные цены.
Страны, в которых банковские активы высоко секьюретизированы или характеризуются другими проблемами, могут предусмотреть механизмы государственной скупки или предоставления долгосрочного кредитования таких проблемных активов. Это позволит повысить определенность относительно состояния банковских бухгалтерских балансов. Компании, участвующие в таких программах, должны обеспечить законодательную четкость и финансовую ответственность их осуществления. Необходимо отметить, что нужно осуществлять экспертизу при предоставлении финансирования и обеспечивать систему стимулов возвращения государственных средств. Управление такими программами должно быть ограждено от политической предвзятости.
Такого рода программа - TARP - внедряется в США.
Одной из основных задач организации проведения таких программ будет — избежание неблагоприятного отбора проблемных активов для покупки государством. В текущей ситуации очень сложно оценить рыночную стоимость разнородных активов и точно просчитать риски, связанные с ними. Необходимо обеспечить адекватное установление цен на активы, чтобы их стоимость была прямо связана с их качеством. Так же существует риск, что институты, выдвинувшие свои слабые активы на продажу, могут выиграть на этой ситуации и обогатиться, по сравнению с честно работавшими предыдущие годы институтами, чьи активы обладают приемлемым качеством.
Очевидно, в Европе внедрение подобной программы должно проходить на уровне каждой отдельной страны, но в рамках общего выработанного подхода. Такое сотрудничество помогло бы решить задачу пересмотра существования множества разнородных режимов страхования депозитов, что является одной из наиболее необходимых реформ европейской финансовой системы.
Меры по укреплению позиций капитала
Для того чтобы выдача кредитов росла при укреплении соотношения собственного к заемному капиталу, необходимы дополнительные правительственные вливания капитала, по оценкам МВФ равные 675 млрд долл. США. В некоторых случаях необходимо государственное участие в программах рекапитализации финансовых институтов, жизнеспособных и важных для финансовой системы в целом. Если планы рекапитализации управляются правительством, необходимо проследить за тем, чтобы у частного сектора оставалась инициатива наращивания капитала, а также его реструктуризации и оздоровления балансов. Для того чтобы защитить интересы государства, любой предоставляемый им капитал должен иметь преимущественный статус (при выплатах в случае банкротства). Нежизнеспособные банки должны быть закрыты.
Процесс рассмотрения слияний и поглощений должен стать скрупулезным, во избежание получить еще более ослабленную объединенную бизнес-единицу или настолько разросшуюся в размерах, что возрастет показатель концентрации в финансовом секторе, что еще более увеличит систематические риски в будущем.