Смекни!
smekni.com

Договор аренды (стр. 8 из 11)

В процессе пользования имуществом, если иное не установ­лено законом или договором, арендатор обязан поддерживать его в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ре­монт и нести бремя расходов на содержание арендованного иму­щества (п. 2 ст. 616 ГК).

Что касается собственно пользования арендованным имуще­ством, то его нельзя рассматривать в качестве обязанности арен­датора, поскольку именно в этом заключается интерес последне­го. Помимо удовлетворения потребностей арендатора основанное на договоре аренды пользование имуществом дает арендатору возможность извлекать его полезные свойства и присваивать пло­ды, продукцию и доходы, полученные в результате использования арендованного имущества. В качестве же обязанности арендато­ра, связанной с пользованием арендованным имуществом, следу­ет признать необходимость соблюдать установленные законом либо предусмотренные договором ограничения.

В частности, некоторые правомочия, вытекающие из права пользования арендованным имуществом, арендатор может реа­ли­зовать лишь с согласия арендодателя. Речь идет об особых правомочиях, использование которых может иметь результатом распоряжение арендованным имуществом. К их числу относятся следующие права: сдавать арендованное имущество в субаренду (поднаем); передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем); предоставлять арендованное имущество в безвозмездное пользование; отдавать арендные права в залог; вносить арендные права в качестве вклада в ус­тавный капитал хозяйственных обществ, складочный капитал хозяйственных товариществ или паевого взноса в производст­венный кооператив. Очевидно, что согласие арендодателя в дан­ных случаях требуется по той причине, что реализация аренда­тором названных прав может привести к утрате арендодателем права собственности на имущество, сданное им в аренду.

Договор субаренды может быть заключен арендатором с третьим лицом (субарендатором) лишь при нали­чии согласия на то арендодателя. Естественно, срок договора субаренды не может превышать срока основного договора арен­ды. К отношениям субаренды применяются правила о договорах аренды.

В реальной жизни субарендные отношения имеют довольно широкое распространение. Поэтому соответствующие положения ГК нуждаются в некотором дополнительном комментарии.

Ранее действовавшим законодательством передача арендато­ром арендованного имущества в субаренду также допускалась при наличии согласия основного арендодателя. Однако другие вопросы, связанные с регулированием субаренды, в частности судьба договора субаренды в случае прекращения обязательств по основному договору аренды, оставались вне поля зрения за­конодателя. В то же время арбитражно-судебная практика исхо­дила из необходимости обеспечения защиты прав субарендатора и в том случае, если прекращалась деятельность арендатора, что служило причиной прекращения договорных отношений, свя­занных с арендой. В подобных ситуациях арбитражные суды полагали, что договор субаренды сохраняет свою силу в изме­ненном виде: место арендатора, передавшего имущество в суб­аренду, занимал арендодатель по основному договору аренды.

Вместе с тем введение в действие части первой ГК лишило подобную практику права на существование. Дело в том, что со­гласно п. 3 ст. 308 ГК обязательство не может создавать обязанно­стей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон, т.е. для третьих лиц (в нашем случае для арендодателя). Вторая часть ГК (ст. 618) включает в себя некоторые положения, обеспечивающие дополнительную защиту прав и законных интересов субаренда­тора. Досрочное прекращение договора аренды, конечно же, вле­чет и прекращение заключенного в соответствии с ним договора субаренды. Однако субарендатор в этом случае получает право требовать от арендодателя в основном договоре аренды заключе­ния с ним договора аренды на имущество, находившееся в его пользовании в соответствии с договором субаренды, в пределах оставшегося срока субаренды и на условиях, соответствующих условиям прекращенного договора аренды. Это может быть реа­лизовано субарендатором вплоть до предъявления иска в суд (ар­битражный суд) о понуждении арендодателя к заключению дого­вора аренды.

Вторая основная обязанность арендатора состоит в своевре­менном внесении арендной платы за пользование арендованным имуществом (ст. 614 ГК). Более того, из определения договора аренды (предоставление арендатору за плату имущества во вре­менное владение и пользование) следует вывод, что условие об арендной плате относится к существенным условиям всякого до­говора аренды.

Однако договор аренды, в котором отсутствует указание на размер подлежащей взиманию с арендатора арендной платы, в отличие от общего правила, касающегося существенных условий договора (ст. 432 ГК), не может быть признан незаключенным. Это стало возможным благодаря специальному правилу, установ­ленному ГК на случай, когда договором аренды не определены порядок, условия и сроки внесения арендной платы. Согласно этому правилу в подобных ситуациях будет считаться, что сторо­ны установили в договоре порядок, условия и сроки внесения арендной платы, обычно применяемые при аренде аналогичного имущества при сравнимых обстоятельствах. Нетрудно заметить, что это правило полностью корреспондирует положениям, позво­ляющим определить цену любого возмездного гражданско-правового договора при отсутствии соответствующего условия в тексте договора (ст. 424 ГК).

В отличие от Основ законодательства об аренде, отличавших­ся довольно примитивным подходом к определению размера арендной платы: амортизационные отчисления от стоимости арендованного имущества плюс часть прибыли, которая может быть получена от общественно необходимого использования взя­того в аренду имущества, на уровне не ниже банковского процен­та, - ГК предусматривает целый ряд вариантов установления в договоре арендной платы. При этом значительно расширяется сфера волеизъявления сторон.

Арендная плата может быть установлена в договоре как в от­ношении арендуемого имущества в целом, так и применительно к каждой из его основных частей. Предусмотрены следующие ос­новные формы арендной платы: определенные платежи в твер­дой сумме, вносимые периодически или одновременно; установ­ленная доля полученных в результате использования арендован­ного имущества продукции, плодов, доходов; определенные услу­ги; предоставляемые арендатором арендодателю; передача арен­датором арендодателю в собственность или в аренду обусловлен­ной договором вещи; возложение на арендатора обусловленных договором затрат по улучшению арендованного имущества.

Следует подчеркнуть, что приведенный перечень возможных форм арендной платы не является исчерпывающим либо импера­тив­ным. Стороны вправе установить в договоре арендную плату как в виде сочетания нескольких из названных форм, так и вовсе в иной форме, не предусмотренной ГК.

Гораздо менее жестким по сравнению с Основами законода­тельства об аренде является регулирование в Кодексе вопросов, связанных с изменением размера арендной платы. Такие изме­нения могут производиться по соглашению сторон в сроки, пре­дусмот­ренные договором, но не чаще одного раза в год. Ранее размер арендной платы мог изменяться сторонами не чаще од­ного раза в пять лет (ст. 8 Основ законодательства об аренде). По требованию одной из сторон, а именно арендатора, размер аренд­ной платы может быть пересмотрен в сторону уменьше­ния, если в силу обстоятельств, за которые он не отвечает, в пе­риод действия договора аренды существенно ухудшаются условия пользования арендованным имуществом или состояние это­го имущества.

Практика свидетельствует, что при возникновении споров, связанных с изменением арендной платы, решающее значение имеет то, как стороны урегулировали порядок изменения аренд­ной платы при заключении договора аренды. Иллюстрацией к сказанному может служить следующий пример.

Общество с ограниченной ответственностью – арендатор - обратилось в арбитражный суд с иском к комитету по управлению имуществом города о взыскании денежной суммы, составляющей излишне уплаченную арендную плату за определенный период.

Решением арбитражного суда исковое требование удовлетво­рено, однако постановлением апелляционной инстанции решение было отменено и в иске отказано. В связи с принесением протеста дело было рассмотрено Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ.

Как усматривалось из материалов дела, комитет по управле­нию имуществом города и общество с ограниченной ответствен­ностью заключили договор на аренду недвижимого муниципаль­ного имущества. В соответствии с договором арендная плата должна была перечисляться арендодателю ежемесячно в размере, согласованном сторонами в приложении № 1 к данному договору. Расчет арендной платы осуществлялся в соответствии с методи­кой расчета ставок арендной платы за пользование недвижимым имуществом, утвержденной постановлением главы администра­ции города.

Согласно этой методике размер арендной платы определялся по формуле, элементами которой являются: базовая ставка аренд­ной платы за 1 кв. м в год и ряд коэффициентов, учитывающих ценность объекта, в том числе коэффициент потребительских качеств. Рассчитанная названным способом и согласованная став­ка по условиям договора действовала до принятия городской ад­министрацией решения об изменении базовой минимальной ставки арендной платы.

В соответствии с одним из пунктов договора при принятии го­родской администрацией решения об изменении базовой мини­мальной ставки арендной платы арендодатель обязан был довести это решение до арендатора за 10 дней до окончания месяца, с кото­рого вводится новая ставка арендной платы. В случае такого изменения после получения уведомления арендатор самостоятельно должен был произвести перерасчет уплачиваемой арендной пла­ты по новой ставке с момента ее утверждения.