При заключении договоров на ноу-хау не действует патентная защита, поэтому особое значение в данном виде лицензионных соглашений имеют условия о неразглашении ноу-хау как в период срока действия лицензионного соглашения, так и после его окончания. В этой связи иногда в соглашении даже оговаривается порядок ознакомления с ноу-хау сотрудников лицензиата.
Наиболее характернымиусловиями лицензионных соглашений, ограничивающими лицензиата в использовании ноу-хау, являются:
– не передавать приобретенные знания и опыт третьей стороне в течение срока действия соглашения и в среднем до 5 лет после окончания этого срока;
– указывать в рекламных документах или на выпускаемой продукции, что она изготовлена по лицензии другой фирмы;
– не предоставлять сублицензии на ноу-хау, так как это может повлечь за собой его утрату.
Достаточно хорошо известно, что без ноу-хау в большинстве случаев невозможно воспроизвести промышленно освоенную новую технику и тем более невозможно совершенствование, а также создание ее последующих поколений. В настоящее время, не обладая ноу-хау, практически невозможно применять изобретения, права на которые приобретены у сторонних лиц, являющихся разработчиками (авторами). Поэтому ноу-хау приобретает значительную ценность и может являться объектом купли-продажи
1.3 Объекты охраняемые авторским правом. Авторский договор
Для предпринимателей, продающих и приобретающих технологии, защита объектов, охраняемых авторским правом, представляет определенный интерес, поскольку под его действие подпадают научные труды, литературные и художественные произведения, чертежи, программы для ЭВМ, базы данных и др. [12, с.583].
Предметом охраны по авторскому праву являются все произведения литературы, науки и искусства независимо от способа и формы их выражения. Охрана произведения возникает без всякой государственной регистрации, лишь на основании факта создания произведения.
Появление за последние годы новых технических средств, с помощью которых стало возможным достижение новых творческих результатов, значительно расширило список объектов авторского права.
Наиболее полный их перечень рекомендован к воспроизведению в национальных законодательных актах об авторском праве Типовым законом ВОИС и приведен в ст.7 закона РФ «Об авторском праве и смежных правах».
Согласно этой статье к объектам авторского права относятся:
- литературные произведения (литературно-художественные, научные, учебные, публицистические и т.п.);
- драматические и сценарные произведения;
- музыкальные произведения с текстом и без текста;
- музыкально-драматические произведения;
- хореографические произведения и пантомимы;
- аудиовизуальные произведения (кино-, теле-, видеофильмы, слайд-фильмы, диафильмы и другие кино-, теле- и видеопроизведения);
- произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства;
- произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
- произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства;
- фотографические произведения и произведения, полученные способом, аналогичным фотографии;
- географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам;
- программы для ЭВМ всех видов, включая прикладные программы и операционные системы;
- другие произведения, удовлетворяющие требованиям предоставления охраны [17, с. 374].
Часть произведения (включая его название), которая обладает перечисленными в законе признаками и может использоваться самостоятельно, также признается объектом авторского права.
К объектам авторского права также относятся:
- производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, музыкальные аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства);
- сборники произведений, также как энциклопедии, антологии, базы данных, другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора. По авторскому договору автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем какая-либо другая, обеспечивает реализацию и охрану как личных, так и имущественных прав автора. Отвечает она и интересам пользователей, поскольку они приобретают определенные права по использованию произведений, которых не имеют другие лица, и в связи с этим могут окупить свои затраты по воспроизведению и распространению произведений и получить прибыль. В конечном счете в договорном использовании произведений заинтересовано и общество в целом, поскольку такой порядок стимулирует творческую активность его членов и способствует умножению духовного богатства общества.
Сторонами по договору являются: с одной стороны – автор, а в отношении готового произведения также его правопреемники, с другой стороны – пользователь: организация (издательство, театр, киностудия и т.д.), которая имеет право заключать авторские договоры об использовании произведений, или гражданин-предприниматель, имеющий лицензию.
Форма договора, как правило, письменная. Однако несоблюдение письменной формы договора не влечет его недействительности. В случае использования произведения без заключения письменного договора автор или его правопреемник вправе требовать вознаграждения, как и в случае заключения письменного договора. Письменная форма договора обычно не применяется для договоров об опубликовании произведения в периодических изданиях и энциклопедических словарях.
Авторский договор, в свою очередь, подразделяется на ряд разновидностей, каждая из которых имеет свои особенности: договор о публичном исполнении; постановочный договор; сценарный договор; договор о депонировании рукописи; договор художественного заказа; договор об использовании в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства; издательский договор
Под защитой авторских прав понимается совокупность мер, направленных на восстановление и признание этих прав при их нарушении или оспаривании.
По общему правилу, действие авторских прав на произведение ограничивается территорией того государства, в котором это произведение было создано. Это означает, что в других государствах произведение может быть свободно использовано без согласия автора и без выплаты ему вознаграждения. Произведение, охраняемое на территории одного государства, получает охрану на территории другого государства, если между этими государствами заключен двусторонний договор, или оба эти государства являются участниками многостороннего соглашения о взаимном признании и охране авторских прав. Если взаимных обязательств в области авторского права не существует, определенные гарантии соблюдения авторских прав могут быть обеспечены лишь конкретным авторским договором. Однако в этом случае обязанности перед автором будет нести только его контрагент по договору. Третьи лица, как правило, могут свободно использовать произведение, если только авторское законодательство соответствующей страны не гарантирует охрану всех без исключения произведений.
Когда права российских авторов признаются на территории иностранного государства, объем субъективных прав авторов определяется не российским законодательством, а законами данного иностранного государства и правилами международных договоров. И Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1883г. (в редакции 1971 г.), и Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (в редакции 1971г.) исходят из принципа национального режима, в соответствии с которым иностранным авторам – гражданам государств, которые участвуют в указанных Конвенциях, предоставляется такой же объем прав, какой признается за авторами – гражданами соответствующего государства. В разных странах объем и содержание этих прав не совпадают. Правда, для стран, участвующих в Бернской или во Всемирной конвенции (в редакции 1971 г.), эти различия не столь существенны, так как само участи государства в одной из этих Конвенций означает необходимость закрепления во внутреннем законодательстве определенного минимального уровня авторских прав.
2 Лицензионная торговля
2.1 Виды лицензий
В группе внешнеторговых сделок по купле-продаже итогов творческой деятельности большое место принадлежит торговле лицензиями. Лицензионные операции означают предоставление права на использование иностранных научно-технических достижений (полезная модель, запатентованные изобретения, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, ноу-хау) на основе специальных лицензионных соглашений. Суть лицензионных операций состоит в предоставлении патентовладельцем-лицензиаром своему торговому партнеру-лицензиату права на промышленное и коммерческое использование изобретения, которое было запатентовано в его стране, на определенный срок и за определенное вознаграждение. Кроме предоставления права на использование изобретения и связанным с ним ноу-хау, лицензионные соглашения охватывают также ряд дополнительных обязательств лицензиара по предоставлению лицензиату помощи в применении новшеств, являющихся предметом соглашения.[16, с.86]
По способам охраны объектов промышленной собственности лицензии подразделяют: