Смекни!
smekni.com

Теории денег 7 (стр. 8 из 9)

В экономической теории устойчивость рассматривается в качестве одного из понятий концепции экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание равновесного состояния вэконо­мике относятся к числу важнейших макроэкономических задач.

Следует отметить, что взгляды кейнсианцев и монетаристов на важность для экономики устойчивого развития абсолютно совпада­ли. Однако методы достижения экономической устойчивости у них были противоположными.

По законам системного анализа устойчивость любой системы оп­ределяется наличием в ней механизмов саморегуляции. В экономи­ческих системах такими механизмами, но нашему мнению, призваны стать:

– на микроэкономическом уровне - саморегулируемыс организа­ции (СРО);

– на макроэкономическом уровне функциональные экономичес­киесистемы (ФЭС);

– на глобальном уровне специализированные международные эко­номические организации и мегарегуляторы.

Под саморегулируемыми организациями понимаются экономичес­кие агенты, которые осуществляют регулирование определенных рынков и сфер бизнеса без вмешательства государства.

Саморегулирование на микроэкономическом уровне — это нало­жение хозяйствующим субъектом на себя определенных ограниче­ний без какого-либо внешнего принуждения к этому.

Наряду с саморегулирующими организациями на микроэкономи­ческом уровне наиболее эффективным инструментом поддержания устойчивости исаморегуляциивкорпоративной сфере может стать система сбалансированных показателей, которую следует более ши­роко внедрять в практику управления компаниями.

Под функциональными экономическими системами автор пони­мает совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических, финансовых, со­циальных и экологических параметров и индикаторовразвития. В та­ких системах всякое отклонение от определенных заданных показате­лей устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации меха­низмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.

К специализированным экономическим международным органи­зациям и мегарегуляторам, которые смогли бы стать механизмами са­морегуляции на глобальном уровне, прежде всего следует отнести Международный валютный фонд(МВФ), Всемирный банк (ВБ), Всемирную торговую организацию (ВТО), Организацию экспорте­ров нефти (ОПЕК), Международную организация фондовых регу­ляторов и др. Такая трехуровневая конфигурация саморегулирова­ния должна значительно повысить устойчивость глобальной эконо­мики, сделает ее равновесной.

Превосходство саморегулирующейся модели экономического раз­вития заключается в том, что в таком хозяйстве, благодаря наличию механизмов саморегуляции, постоянно осуществляются процессы мониторинга и контроля, заданных макроэкономических, финансо­вых, социальных, экологических параметров и ситуации на отдель­ных товарных и финансовых рынках. В случае необходимости осу­ществляется их корректировка.

Это приводит к оптимальному соотношению темпов экономическо­го роста и уровня инфляции, инвестиО$ий и накоплений в ВВП доходов и расходов государственного бюджета, уровня безработицы и социаль­ной защиты населения, спроса и предложения товаров и услуг, динамики роста экономики и степени защиты окружающей среды.

Таким образом, обеспечиваются устойчивость и равновесие национального рынка и, соответственно, динамизм и устойчивость всейглобальной экономической системы.

Наличие механизмов саморегуляции может повысить адаптивную эффективность экономики, ее способность противодействать кризи­сам минимизировать риски, эффективно переносить реструктуриза­цию и модернизацию.

В саморегулирующейся экономической системе постепенно изменяются и принципы управления. Иерархический принцип дополняется принципом сетевого управления, что в перспективе может привести к изменению сложившейся структуры исполнительной власти. Кроме того, по законам системного анализа, появление в экономике механизмов саморегуляции ведет к оптимизации как всей экономической системы, так и её институциональной и организационной структуры.

Необходимость поиска новых механизмов, обеспечивающих ус­тойчивое развитие усиления государственного, регулирования и уп­равления экономическими процессами практически во всех сферах экономики, стала очевидной после мирового финансового и эконо­мического кризиса, который в очередной раз потряс глобальную эко­номику в 2008 г.

При этом следует отметить, что любой кризис нужно рассматри­вать как не аномальное, а как вполне закономерное явление в динамике развития экономической системы.

Объективные противоречия, которые имманентны любой эконо­мической системе, на определенном этапе достигают критической точки, выливаясь в циклический, структурный, финансовый, бирже­вой или иной кризис.

Кризис выявляет основные элементы энтропии предыдущего эта­па развития, высвечивает неэффективность функционирования от­дельных звеньев хозяйственного механизма, диспропорции в структуре материального производства, балласт спекулятивного кредита, сбои и функционировании валютно-финансовой системы, изменение потре­бительского спроса.

Исходя из общих закономерностей функционирования больших си­стем, автаркические тенденции вглобальной экономике в условиях кри­зиса отражают момент фазового перехода системы из одного состояния в другое. Кризис дает сигнал об опасности для дальнейшего развития системы в определенном направлении, о необходимости принятия кон­кретных мер, для снятия назревших противоречий.

Глубокий экономический и финансовый кризис глобальной эконо­мики, как ни парадоксально, - фактор, благоприятствующий переходу на иные принципы хозяйственной деятельности.

В этой связи на первый план выходит не поиск универсальных моде­лей развития, а создание экономической системы, способной к гибкому реагированию на новые вызовы современности.

Поэтому для России необходимы смена экономической парадигмы, смещение акцентов в сторону социально-рыночного хозяйства и созда­ния инновационной, устойчивой, саморегулирующейся экономики.

Необходимо выстроить стройную, гармоничную систему регулиро­вания и управления социально-экономическими процессами, когда на микроэкономическом уровне устойчивость будут обеспечивать само-регулируемые организации и на макроэкономическом уровне - функ­циональные экономические системы.

Одним из важнейших понятий экономической теории и необходи­мым инструментом макроэкономического регулирования и управления является экономическая политика государства, которая должна реализовываться через разработанную и официально утвержденную прави­тельством коп цен цию и стратегию социально-экономического развития.

Совершенно очевидно, что для успешного проведения экономичес­кой политики государству также необходима «приборная панель», ко­торая бы давала правильные ориентиры выбранному социально-эко­номическому курсу.

Поэтому автор предлагает разработать систему показателей для управления экономическими процессами, которую можно было бы назвать «система сбалансированных социально-экономических пока­зателей устойчивого развития». Указанная система могла бы объеди­нить три группы показателей - макроэкономические, социальные и экологические.

К таким показателям в первую очередь следует отнести: темны прироста ВВП; уровень инфляции; размер дефицита государствен­ного бюджета; размер государственного долга; пределы колебания курса национальной валюты; объем золотовалютных резервов; уро­вень монетизации экономики; уровень развития конкурентной сре­ды; уровень бедности; уровень безработицы; степень неравенства в распределении денежных доходов различных слоев населения (ин­декс Джинни); объем выбросов в атмосферу углекислого газа; доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе; энер­гоемкость ВВП и отдельных отраслей промышленности; уровень производства различных видов отходов; уровень экологической ус­тойчивости и др.

Основным принципом экономической политики должно стать таргетирование основных макроэкономических, социальных и эко­логических показателей и создание ФЭС, обеспечивающих их под­держание в заданных оптимальных параметрах в режиме саморе­гуляции.

Основная проблема при построении функциональных экономичес­ких систем заключается в определении оптимальных значений указан­ных покшателей и индикаторов, выстраивании механизмов их постоянного мониторинга и контроля, системы обратной связи, корректировки показателей, обеспечивающих ранионееие экономической системы.

Таким образом, в условиях возрастании роли экономической тео­рии в познании закономерностей и тенденций развития мировой эко­номики, теория саморегуляции может быть положена и основу политики долгосрочной, научно обоснованной экономической копией ции, а затем и стратегии Российского государства.

Новая модель саморегуляции рыночной экономики может быть достаточно универсальной и использоваться как на страновом уровне, так и на региональном и му­ниципальном уровнях. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, политическая стабильность в России, преемственность социально-экономического курса, наличие природных, трудовых и финансовых ресурсов очередной раз дает шанс стране провести реальные экономические преобразования, заложить фундамент возрож­дения и процветания России в третьем тысячелетии.

Следует подчеркнуть, что структурная перестройка в условиях стабильной экономики является весьма длительным и болезненным процессом, в условиях кризиса кардинальные изменения - относи­тельно быстрый и более естественный процесс.