В экономической теории устойчивость рассматривается в качестве одного из понятий концепции экономического равновесия, согласно которой достижение и удержание равновесного состояния вэкономике относятся к числу важнейших макроэкономических задач.
Следует отметить, что взгляды кейнсианцев и монетаристов на важность для экономики устойчивого развития абсолютно совпадали. Однако методы достижения экономической устойчивости у них были противоположными.
По законам системного анализа устойчивость любой системы определяется наличием в ней механизмов саморегуляции. В экономических системах такими механизмами, но нашему мнению, призваны стать:
– на микроэкономическом уровне - саморегулируемыс организации (СРО);
– на макроэкономическом уровне функциональные экономическиесистемы (ФЭС);
– на глобальном уровне специализированные международные экономические организации и мегарегуляторы.
Под саморегулируемыми организациями понимаются экономические агенты, которые осуществляют регулирование определенных рынков и сфер бизнеса без вмешательства государства.
Саморегулирование на микроэкономическом уровне — это наложение хозяйствующим субъектом на себя определенных ограничений без какого-либо внешнего принуждения к этому.
Наряду с саморегулирующими организациями на микроэкономическом уровне наиболее эффективным инструментом поддержания устойчивости исаморегуляциивкорпоративной сфере может стать система сбалансированных показателей, которую следует более широко внедрять в практику управления компаниями.
Под функциональными экономическими системами автор понимает совокупность институтов и организаций, образующих механизмы саморегуляции, которые обеспечивают поддержание равновесия вокруг определенных заданных макроэкономических, финансовых, социальных и экологических параметров и индикаторовразвития. В таких системах всякое отклонение от определенных заданных показателей устойчивости служит толчком к немедленной мобилизации механизмов, обеспечивающих восстановление утраченного равновесия.
К специализированным экономическим международным организациям и мегарегуляторам, которые смогли бы стать механизмами саморегуляции на глобальном уровне, прежде всего следует отнести Международный валютный фонд(МВФ), Всемирный банк (ВБ), Всемирную торговую организацию (ВТО), Организацию экспортеров нефти (ОПЕК), Международную организация фондовых регуляторов и др. Такая трехуровневая конфигурация саморегулирования должна значительно повысить устойчивость глобальной экономики, сделает ее равновесной.
Превосходство саморегулирующейся модели экономического развития заключается в том, что в таком хозяйстве, благодаря наличию механизмов саморегуляции, постоянно осуществляются процессы мониторинга и контроля, заданных макроэкономических, финансовых, социальных, экологических параметров и ситуации на отдельных товарных и финансовых рынках. В случае необходимости осуществляется их корректировка.
Это приводит к оптимальному соотношению темпов экономического роста и уровня инфляции, инвестиО$ий и накоплений в ВВП доходов и расходов государственного бюджета, уровня безработицы и социальной защиты населения, спроса и предложения товаров и услуг, динамики роста экономики и степени защиты окружающей среды.
Таким образом, обеспечиваются устойчивость и равновесие национального рынка и, соответственно, динамизм и устойчивость всейглобальной экономической системы.
Наличие механизмов саморегуляции может повысить адаптивную эффективность экономики, ее способность противодействать кризисам минимизировать риски, эффективно переносить реструктуризацию и модернизацию.
В саморегулирующейся экономической системе постепенно изменяются и принципы управления. Иерархический принцип дополняется принципом сетевого управления, что в перспективе может привести к изменению сложившейся структуры исполнительной власти. Кроме того, по законам системного анализа, появление в экономике механизмов саморегуляции ведет к оптимизации как всей экономической системы, так и её институциональной и организационной структуры.
Необходимость поиска новых механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие усиления государственного, регулирования и управления экономическими процессами практически во всех сферах экономики, стала очевидной после мирового финансового и экономического кризиса, который в очередной раз потряс глобальную экономику в 2008 г.
При этом следует отметить, что любой кризис нужно рассматривать как не аномальное, а как вполне закономерное явление в динамике развития экономической системы.
Объективные противоречия, которые имманентны любой экономической системе, на определенном этапе достигают критической точки, выливаясь в циклический, структурный, финансовый, биржевой или иной кризис.
Кризис выявляет основные элементы энтропии предыдущего этапа развития, высвечивает неэффективность функционирования отдельных звеньев хозяйственного механизма, диспропорции в структуре материального производства, балласт спекулятивного кредита, сбои и функционировании валютно-финансовой системы, изменение потребительского спроса.
Исходя из общих закономерностей функционирования больших систем, автаркические тенденции вглобальной экономике в условиях кризиса отражают момент фазового перехода системы из одного состояния в другое. Кризис дает сигнал об опасности для дальнейшего развития системы в определенном направлении, о необходимости принятия конкретных мер, для снятия назревших противоречий.
Глубокий экономический и финансовый кризис глобальной экономики, как ни парадоксально, - фактор, благоприятствующий переходу на иные принципы хозяйственной деятельности.
В этой связи на первый план выходит не поиск универсальных моделей развития, а создание экономической системы, способной к гибкому реагированию на новые вызовы современности.
Поэтому для России необходимы смена экономической парадигмы, смещение акцентов в сторону социально-рыночного хозяйства и создания инновационной, устойчивой, саморегулирующейся экономики.
Необходимо выстроить стройную, гармоничную систему регулирования и управления социально-экономическими процессами, когда на микроэкономическом уровне устойчивость будут обеспечивать само-регулируемые организации и на макроэкономическом уровне - функциональные экономические системы.
Одним из важнейших понятий экономической теории и необходимым инструментом макроэкономического регулирования и управления является экономическая политика государства, которая должна реализовываться через разработанную и официально утвержденную правительством коп цен цию и стратегию социально-экономического развития.
Совершенно очевидно, что для успешного проведения экономической политики государству также необходима «приборная панель», которая бы давала правильные ориентиры выбранному социально-экономическому курсу.
Поэтому автор предлагает разработать систему показателей для управления экономическими процессами, которую можно было бы назвать «система сбалансированных социально-экономических показателей устойчивого развития». Указанная система могла бы объединить три группы показателей - макроэкономические, социальные и экологические.
К таким показателям в первую очередь следует отнести: темны прироста ВВП; уровень инфляции; размер дефицита государственного бюджета; размер государственного долга; пределы колебания курса национальной валюты; объем золотовалютных резервов; уровень монетизации экономики; уровень развития конкурентной среды; уровень бедности; уровень безработицы; степень неравенства в распределении денежных доходов различных слоев населения (индекс Джинни); объем выбросов в атмосферу углекислого газа; доля возобновляемых источников энергии в энергетическом балансе; энергоемкость ВВП и отдельных отраслей промышленности; уровень производства различных видов отходов; уровень экологической устойчивости и др.
Основным принципом экономической политики должно стать таргетирование основных макроэкономических, социальных и экологических показателей и создание ФЭС, обеспечивающих их поддержание в заданных оптимальных параметрах в режиме саморегуляции.
Основная проблема при построении функциональных экономических систем заключается в определении оптимальных значений указанных покшателей и индикаторов, выстраивании механизмов их постоянного мониторинга и контроля, системы обратной связи, корректировки показателей, обеспечивающих ранионееие экономической системы.
Таким образом, в условиях возрастании роли экономической теории в познании закономерностей и тенденций развития мировой экономики, теория саморегуляции может быть положена и основу политики долгосрочной, научно обоснованной экономической копией ции, а затем и стратегии Российского государства.
Новая модель саморегуляции рыночной экономики может быть достаточно универсальной и использоваться как на страновом уровне, так и на региональном и муниципальном уровнях. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, политическая стабильность в России, преемственность социально-экономического курса, наличие природных, трудовых и финансовых ресурсов очередной раз дает шанс стране провести реальные экономические преобразования, заложить фундамент возрождения и процветания России в третьем тысячелетии.
Следует подчеркнуть, что структурная перестройка в условиях стабильной экономики является весьма длительным и болезненным процессом, в условиях кризиса кардинальные изменения - относительно быстрый и более естественный процесс.