Характерные черты современной миграции в Алтайском крае
Современная миграция выступает фактором, в значительной степени определяющим демографическую ситуацию в Алтайском крае. Ее характерными чертами стали динамизм, многообразие, асимметричность, инновационность, проявляющиеся в неустойчивой структуре миграционных связей региона, частой смене трендов в территориальных перемещениях населения, существенной асимметрии встречных миграционных потоков, появлении новых форм и направлений миграции, изменении ее механизмов, формировании специфических моделей миграционного поведения населения. Кардинальной трансформации подверглись миграционные процессы, как в городских поселениях, так и в сельской местности.
Если обратиться к общим показателям миграции, то в динамике валовой миграции наблюдались крайне неустойчивые тенденции. За неполных пятнадцать лет периоды роста территориальной мобильности населения и периоды ее снижения неоднократно сменяли друг друга. При этом траектории изменения числа прибывших и числа выбывших совпадали на протяжении всего исследуемого времени, за исключением 1994, 1995 и 2001 гг. Динамика миграционного оборота определялась, главным образом, миграцией населения в пределах России и со странами ближнего зарубежья. В настоящее время миграционная активность населения края очень низка. Если в семидесятые годы в территориальных перемещениях участвовало порядка 360-390 тысяч человек в год, то сегодня этот показатель снизился более чем в три раза, и брутто-миграция в регионе составляет немногим более 110000 человек. В 2004 на территорию края прибыло 52,1 тыс. человек, а выбыло 58.7 тыс., в то время как в 1990г. году 103.3 и 94,1 тыс. человек соответственно. Сокращение миграционного оборота происходило, главным образом, за счет уменьшения количества прибытий, а не выбытий, вызванного относительным ухудшением социально-экономической ситуации в регионе, частичным использованием миграционного потенциала стран нового зарубежья для Алтайского края и перераспределением части потенциальных иммигрантов на Алтай, в Кемеровскую и Новосибирскую области - регионы с более высоким уровнем жизни. Отметим, что в рассматриваемый период миграционная активность сельских жителей была выше, чем городских.
Миграционный прирост населения увеличивался в течение первых пяти лет исследуемого периода и являлся основным источником сохранения и увеличения демографического потенциала края. Однако в 1995 г. ситуация изменилась — положительное сальдо миграции по сравнению с предшествующим годом сократилось почти в три раза, приток мигрантов в Алтайский край впервые с 1992г. не компенсировал естественную убыль населения. Столь резкое уменьшение показателя чистой миграции было обусловлено существенным сокращением числа иммигрантов из республик бывшего СССР и ростом эмиграции в государства нового и старого зарубежья. В 1996 г. отмеченная тенденция набирала силу, в 1997 г. и в первой половине 1998 г. вновь наблюдался рост анализируемого показателя, однако летний финансово-экономический кризис 1998 г. привел к ослаблению миграционного тяготения к Алтаю со стороны жителей соседних республик СНГ, ухудшению соотношения между числом прибывших и выбывших в межобластных миграциях, более активному выезду алтайских немцев в Германию и, как следствие, - к сокращению мигpaционного прироста. С августа 1998 г. по июнь 1999 г. показатель нетто-миграции в крае сократился почти в 9 раз по сравнению с предшествующим аналогичным периодом. В дальнейшем миграционный прирост населения в крае неуклонно продолжал сокращаться, а в 2001 г. он сменился на миграционную убыль, которая в конце исследуемого периода составила 6,5 тыс. человек.
Города и административные районы края отличаются друг от друга природно-климатическими ycлoвиями, уровнем социально-экономического развития, возможностями в обеспечении населения рабочими местами и социальными услугами. В силу этого характер, направления, o6ъемы и результативность миграций в отдельных территориальных образованиях имеют свою специфику. Если сравнить миграционную карту Алтайского края в 1994 и 2004 гг., то можно сделать вывод о том, что миграционная ситуация в городских поселениях и сельской местности ухудшается. В 1994г. лишь в десяти районах и одном городе сложился отрицательный миграционный баланс, а в 2004 г. - уже в 47 районах и четырех городах, включая г. Барнаул и г. Бийск. Это было обусловлено ухудшением миграционных связей Алтая внутри России, восстановлением традиционных тенденций в сельско-городской миграции, сокращением миграционного притока из государств, образовавшихся на пространстве бывшего Советского Союза. Наиболее существенно сократилось число сельских районов, отличавшихся повышенной миграционной привлекательностью в первой половине 1990-х гг.
В структуре территориальных перемещений населения Алтая традиционно первое место занимает внутрикраевая миграция, на втором месте находится межобластная, далее - миграции со странами ближнего и дальнего зарубежья.
Внутрикраевая миграция охватывает значительную часть населения края, ее доля в общем объеме миграционных потоков на Алтае одна из самых высоких в Сибири - 65%. На формирование внутрикраевых миграционных потоков более существенное влияние оказывает миграция сельских, а не городских жителей.
Масштабы, направления и результаты внутрикраевого перераспределения населения во многом определяются социально-экономическими факторами.
Ускоренное социальное и экономическое развитие села и начало институциональных преобразований в обществе в 80-х годах прошлого века обусловили сокращение оттока сельских жителей в города.
Начавшийся в начале 90-х годов экономический кризис, а также дефицит продуктов питания в городах привели сначала к усилению отмеченной выше тенденции в сельско-городской миграции, а затем к ее качественному изменению - оттоку городских жителей края в сельскую местность.
Однако в 1994-1995 годах ситуация изменилась. Усилился спад производства в аграрной экономике. Резко увеличился разрыв в уровне оплаты труда работников сельского хозяйства и промышленности в пользу последних, задержки в выплате заработной платы приобрели хронический характер во всех отраслях экономики, но в сельскохозяйственном производстве это проявилось в более острой форме, масштабы безработицы в сельской местности превысили естественный уровень. В результате чего в 1994 г. возобновилась тенденция преимущественного переезда сельских жителей в города. Финансовый кризис 1998 г. вызвал новый приток горожан в сельские поселения, но это явление носило кратковременный характер и ограничилось одним лишь годом. В дальнейшем урбанизационные процессы в сельско-городской миграции восстановились.
В 2004г. во внутрикраевых миграциях лишь в двадцати двух из шестидесяти сельских административных районов края и в восьми городах (из одиннадцати) наблюдался миграционный прирост населения, на других территориях число выбывших превышало число прибывших. При этом в 3-х районах – Павловском, Петропавловском, Тальменском - механический прирост населения превысил 200 человек, в 7-ми – Бийском, Завьяловском, Залесовском, Михайловском. Смоленском, Топчихинском и Шипуновском районах - он составлял от 100 до 200 человек, в остальных - менее 100 человек.
В городах наибольший прирост населения, - в результате его внутрикраевого перераспределения отмечался в Новоалтайске, Славгороде и Камне-на-0би. Однако по сравнению с 1998 годом миграционный прирост в этих городах существенно сократился, например, в Новоалтайске почти в три раза. Наибольший отток населения наблюдался из Троицкого, Тюменцевского, Курьинского районов и г. Барнаула. Следует отметить, что в результате внутрикраевых миграций, несмотря на кризисные деформации, по-прежнему, происходила концентрация населения в городах и районах их окружающих.