В последние полтора-два десятилетия произошло уменьшение роли указанного метода дефляционного регулирования. Об этом говорит тот факт, что повсеместно (в странах Запада) происходит снижение нормы обязательных резервов и даже ее отмена по некоторым видам депозитов[13].
Следующий метод дефляционной денежно-кредитной политики – операции на открытом рынке. Его суть заключается в том, что Центральный Банк осуществляет операции купли-продажи ценных бумаг в банковской системе. Приобретение ценных бумаг у коммерческих банков увеличивает ресурсы последних, соответственно повышая их кредитные возможности, и наоборот. Центральные Банки периодически вносят изменения в указанный метод кредитного регулирования, изменяют интенсивность своих операций, их частоту.
По форме проведения рыночные операции Центрального Банка с ценными бумагами могут быть прямыми либо обратными. Прямая операция представляет собой обычную покупку или продажу. Обратная операция заключается в купле-продаже ценных бумаг с обязательным совершением обратной сделки по заранее установленному курсу. Гибкость обратных операций, более мягкий эффект их воздействия, придают популярность данному инструменту регулирования. Если разобраться, то можно увидеть, что по своей сути эти операции аналогичны рефинансированию под залог ценных бумаг. Центральный Банк предлагает коммерческим банкам продать ему ценные бумаги на условиях, определяемых на основе аукционных (конкурентных) торгов, с обязательством их обратной продажи через 4-8 недель. Причем процентные платежи, “набегающие” по данным ценным бумагам в период их нахождения в собственности Центрального Банка, будут принадлежать коммерческим банкам.
Наконец, регулирование процентных ставок по операциям Банка России. Этот метод гласит, что процентная политика центрального банка является одним из важнейших инструментов денежно-кредитного регулирования и используется для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления национальной валюты. Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Центрального банка РФ — это минимальные ставки, по которым он осуществляет свои операции.
Важной особенностью процесса регулирования процентных ставок в экономике в настоящее время является то, что Центральный Банк не оказывает непосредственного воздействия на рыночные процентные ставки, в частности, на ставки по операциям банков со своими клиентами, которые определяются количеством денег в обращении, эффективностью посреднической деятельности банковской системы, развитием и стабильным функционированием финансовых рынков. Влияние Центрального Банка на уровень процентных ставок осуществляется, главным образом, посредством регулирования денежного предложения и принятия мер по повышению устойчивости и эффективности банковской системы[14]. В этих условиях ставка рефинансирования Центрального банка является для коммерческих банков лишь ориентиром, индикатором, отражающим характер проводимой денежно-кредитной политики, служит основой депозитного и ссудного процента. Ставка рефинансирования Банка России оказывает опосредованное влияние на уровень ссудного процента в связи с тем, что в пределах официальной ставки проценты за кредит банка относятся на затраты (включаются в себестоимость продукции), а сверх этой величины — выплачиваются из прибыли.
Коммерческие банки, заключая кредитные договоры, не должны ориентироваться исключительно на ставку рефинансирования Банка России. Устанавливаемые ими процентные ставки по кредитам реально определяются стоимостью привлеченных ресурсов, уровнем прочих расходов банка, уровнем кредитных рисков, планируемой нормой прибыли.
Устанавливая официальные ставки по своим операциям, центральный банк в целях повышения эффективности денежно-кредитного регулирования учитывает динамику процентных ставок коммерческих банков, однако величина ставок центральных банков не обязательно изменяется в соответствии с динамикой рыночных процентных ставок.
2.2 ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЕФЛЯЦИОННОЙ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ
Мировая экономика может столкнуться с угрозой дефляции. Падение мировых финансовых рынков, цен на сырье, а также ужесточение условий кредитования могут привести к продлению периода падения цен.
Впервые опыт прямого вмешательства государства в функционирование экономики был применен по Франции для преодоления последствий экономического кризиса начала 1930-х гг. До 1936 г. французское правительство предпочитало дефляционную политику политике девальвации. При дефляционной политике снижаются производственные расходы, стимулируется вывоз товаров и тормозится ввоз. Однако во времена конъюнктурного спада, как в 1930-е гг., дефляционная политика обречена на неудачу, поскольку проблема затрагивает весь объем мировой торговли, а не долю каждой отдельной страны на мировом рынке. В этом случае дефляция оказывается малоэффективной. Курс на девальвацию означал обесценение валюты, то есть отход от золотого стандарта и установление обменного курса валютными учреждениями. До 1936 г. французское правительство отказывалось проводить политику девальвации, вследствие чего внутренний уровень цен во Франции был снижен настолько, что преимущество Великобритании и США с их более дешевыми валютами было сведено на нет. Безработица продолжала расти, а объем промышленного производства упал ниже трех четвертей докризисного уровня. Как в платежном балансе, так и в бюджете существовал дефицит. Сопротивление дефляции нарастало, особенно среди крестьянства. Это проложило дорогу правительству Народного фронта во главе с Леоном Блюмом, лидером Французской социалистической партии[15].
В 1936-1937 гг. правительство Народного фронта последовательно начало проводить курс экономических реформ. Были сняты ограничения с роста заработной платы в промышленности, что привело к обесценению французского франка.
В условиях шокового перехода России к рыночной экономике произошли структурные изменения в экономике. В результате приватизации сформировался частный сектор, появились миллионы акционеров. Россияне были вовлечены в массовую игру на повышение курса ценных бумаг, а также доллара США и снижение курса рубля. Нарождающуюся рыночную экономику периодически сотрясали финансовый, биржевой, валютный, банковский кризисы в условиях экономического спада. Скрытая инфляция, проявлявшаяся в товарных дефицитах, стала явной. С 1992г. инфляция в России переросла в стагфляцию (сочетание экономического спада с инфляцией). Розничные цены выросли в 1992г. в 26,1 раза, в 1993г. – 9,4 раза, 1994г. – 3,2 раза, 1995г. – 2,3 раза в условиях снижения ВВП, промышленного производства и инвестиций[16].
Спад производства в России (в 1992-1996 годах) почти вдвое превысил рекорд мирового экономического кризиса 1923-1933 годов. Доля убыточных предприятий в промышленности составила 50,1% (на 1 сентября 1998г.), строительстве – 42,3%, на транспорте – 59,2%.Фактическое банкротство производственного сектора и разбалансированности экономики стали фундаментальным фактором инфляции, так как снизилось товарное обеспечение рубля.
Новое явление в России – снижение темпа инфляции с 1996г. до конца августа 1998г. (21,8% в 1996г., 11% в 1997г.). Инфляция была подавлена, но огромный инфляционный потенциал сохранился, так как ее воспроизводственные факторы не были преодолены. Главный дефект антиинфляционной политики состоял в том, что впервые в мировой практике в России была применена дефляция – сжатие спроса – в условиях экономического спада путем невыплаты заработной платы, пенсий, пособий. Тем самым государство переложило свои финансовые трудности на население. За рубежом обычно дефляционная политика проводится в условиях «перегрева» экономической конъюктуры, и ее крайняя мера – блокирование роста заработной платы. Дефляция в России способствовала резкому обострению социально-экономических противоречий, которые усугубили инфляционный процесс.
Российские реформаторы опирались на монетаристскую интерпретацию зависимости инфляции лишь от избыточного выпуска денег, бюджетного дефицита и нестабильности валютного курса и преувеличивали эффективность рыночного регулирования. В связи с этим с 1994г. дефляционная политика осуществлялась тремя методами: ограничение эмиссии денег Центральным Банком РФ, сокращение бюджетного дефицита, сдерживание колебания курса рубля по отношению к инвалютам путем установления их пределов и использования валютной интервенции. Но оказалось, что монетаристскими методами нельзя подавить неденежные факторы инфляции. Таким образом, дефляционная политика усугубила экономический спад.
В Китае с 1998 года пять раз понижались процентные ставки на вклады, двукратное снижение резервных фондов по вкладам составило 7 процентных пунктов, были упразднены ограничения масштабов кредитования[17]. В особенности по случаю дефляции поддерживалось посредством вторичного кредитования закрытие финансовых органов для погашения личных задолженностей и иностранных займов, тем самым в Китае сохранялась как финансовая, так и социальная стабильность. При этом через операции на открытом инвалютном рынке сохранилась стабильность китайского юаня, инвалютные запасы продолжали увеличиваться. С 2002 года наблюдается устойчивый быстрый рост народного хозяйства при низкой инфляции, продолжительный и устойчивый рост наблюдался и в денежном кредитовании и денежном хозяйстве, все это – неотделимо от успехов уравновешенной монетарной политики.