Смекни!
smekni.com

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом (стр. 4 из 18)

Стадии заключения договора перевозки груза не так ярко выражены, как в других договорах, что, однако не дает возможности сомневаться в наличии двух стадий: предложения и его принятия. Предложением заключить договор перевозки нужно считать предъявление к перевозке груза вместе с накладной. Принятие груза, удостоверяемое наложением на накладной календарного штемпеля места отправления и выдачей квитанции, фиксирует акцепт. Накладная – специальная форма договора перевозки, содержащая все условия данного конкретного договора.[45]

Приведенное Хаскельбергом Б.Л. утверждение представляется нам непоследовательным. Во-первых, в данном случае и оферта, и акцепт как стадии заключения договора перевозки представляются в форме конклюдентных действий, что само по себе вызывает сомнения. Если в отношении акцепта это еще допустимо (в случаях, предусмотренных законодательством), то оферту, которая должна содержать все существенные условия договора, представить в форме конклюдентных действий невозможно. Во-вторых, договор, заключенный путем конклюдентных действий обеих сторон, не может иметь письменной формы, так как одно исключает другое. В-третьих, действия по предъявлению и принятию груза не могут содержать в себе никаких условий обязательства, их правовое предназначение, в особенности, действия перевозчика по принятию груза, определить момент заключения договора перевозки, поскольку указанный договор носит реальный характер.

На наш взгляд в данном случае заключение договора совершалось сторонами в обычном порядке путем составления единого документа, подписываемого сторонами. Специфика же договора перевозки состояла в том, что значительная часть его условий была определена законодательством и не могла предусматриваться по соглашению сторон. Применительно к этим условиям грузоотправителю оставалось «присоединиться» к ним, заполнив соответствующие графы типового бланка накладной. По некоторым условиям договора грузоотправителю предоставлялась возможность выбрать тот или иной вариант соответствующего условия в рамках, ограниченных законодательством (например, скорость транспортировки грузов). Поэтому сам процесс заключения договора перевозки приобретал форму заполнения сторонами соответствующих реквизитов типового бланка накладной. Так, грузоотправитель заполнял графы накладной, содержащие сведения: о скорости, с какой должен быть перевезен груз (грузовой или большой); о станции и дороге назначения; о получателе и его почтовом адресе; об особых правилах перевозки грузов, требующих принятия специальных мер предосторожности при их транспортировке; при перевозке по одной накладной тарных и штучных грузов разных наименований; о массе груза, каждого наименования отдельно по каждому роду упаковки, и т.д. Станция отправления указывала в накладной число, на которое разрешен ввоз груза (при предъявлении грузов мелкими отправками через склады станции), дату погрузки груза на автомобиль в местах общего пользования; особые отметки, касающиеся перевозки груза, и т.п. Накладная подписывалась грузоотправителем (или его представителем по доверенности) и приемосдатчиком.

Исследуя правовое значение транспортной накладной, нельзя оставить без внимания то обстоятельство, что накладная может быть утрачена, повреждена, уничтожена и т.п. – этому аспекту уделяли внимание дореволюционные цивилисты[46] и российские цивилисты.[47] Вот что по этому аспекту писал Мурзин Д.В.: «Очевидно золотой середины в этом вопросе найти не удастся. Современное российское правосознание и законодательство твердо отрицает принцип невозможности восстановления прав по утраченной именной ценной бумаге как несовместимый с природой именной бумаги. При таком понимании отсутствие в Гражданском кодексе упоминания об амортизации именных бумаг воспринимается как указание на то, что закон вообще не считает нужным упоминать о какой-либо усложненной (судебной) процедуре в этой связи. Вопрос об утраченных бланках ценных бумаг является принципиальным для теории, постепенное внедрение процедуры амортизации ценной бумаги в какой-то степени означал отход от первоначальных жестких постулатов и диктовалось исключительно соображениями целесообразности и отходом от формального понимания ценной бумаги».[48]

2.2 Изменение и прекращение договора перевозки грузов

Договор перевозки груза, как и всякое гражданско-правовое обязательство, прекращается его надлежащим исполнением (п. 1 ст. 408 ГК), т.е. выдачей перевозчиком в пункте назначения своевременно доставленного в целости и сохранности груза грузополучателю или иному уполномоченному на получение груза лицу.

С учетом специфики деятельности транспортных организаций среди всех общих оснований прекращения гражданско-правовых обязательств, для договора грузовой перевозки груза особое значение приобретает прекращение обязательства невозможностью исполнения. По общему правилу обязательство прекращается невозможностью исполнения, если оно вызвано обстоятельствами, за которое ни одна из сторон не несет ответственности (п. 1 ст. 416 ГК). Транспортное законодательство не только определяет конкретные обстоятельства, вызывающие невозможность исполнения обязательств, вытекающих из договора перевозки груза, но и детально регламентирует действия сторон на случай наступления этих обстоятельств. Так, согласно ст. 36 Закона: «Перевозчик, фрахтовщик, грузоотправитель, грузополучатель, фрахтователь освобождаются от ответственности, предусмотренной статьями 34 и 35 настоящего Федерального закона, если неисполнение ими своих обязательств произошло вследствие:

1) непреодолимой силы;

2) временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам;

3) иных не зависящих от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причин».

А.Г. Быков, Д.И. Половинчик, Г.П. Савичев указывают: «Независящие от автотранспортного предприятия обстоятельства, препятствующие выдаче груза получателю и, следовательно, исполнению договора перевозки, возможны либо при отказе самого грузополучателя принять доставленный груз, либо в силу иных причин (например, прекращения движения по определенным дорогам; при стихийных бедствиях, вызвавших обвалы, наводнения и пр., что создало невозможность доставки груза в пункт назначения), выдаче вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области автомобильного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.

Временное прекращение погрузки и перевозки грузов, грузобагажа в определенных автомобильных направлениях вследствие сложившихся у перевозчика обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, допускается только в исключительных случаях по решению в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области автомобильного транспорта с немедленным извещением об этом Правительства Российской Федерации, соответствующих перевозчиков и владельцев инфраструктур. Порядок и способ уведомления перевозчиков устанавливаются договором.

При возобновлении прекращенных или ограниченных погрузки и перевозки грузов, грузобагажа перевозчик с согласия грузоотправителя принимает меры по восполнению погрузки грузов, грузобагажа в размерах, предусмотренных принятыми заявками, заявлениями на перевозку грузобагажа.

Следует сказать, что в учебной и научной литературе по гражданскому праву «советского» периода[49] и современной цивилистике[50] переадресовка рассматривалась и рассматривается как одностороннее изменение первоначального договора перевозки. Так, Э. Лаасик по этому вопросу писал: «Хотя грузополучатель не участвует в заключение договора перевозки, он приобретает самостоятельное право на груз. Поэтому он вправе: а) требовать выдачи груза в пункте назначения; б) предложить переадресовать груз…».[51]

Интересно суждение по этой проблеме А.Г. Гусакова, который писал: «По общему гражданскому праву, изменение договора может произойти не иначе, как по взаимному согласию обеих сторон. Виды допускаемых изменений договора перевозки, условия, при которых они допустимы, и формальная сторона выражения соответствующих распоряжений – все это предусмотрено и нормировано законом. Иные изменения, кроме тех, которые разрешены законом, лишены юридического значения, как равным образом и несоблюдение предписанной для них формы не освобождает контрагентов от обязанностей, вытекающих из содержания первоначального, неизмененного договора.