Министерство образования Украины
Национальный Педагогический Университет им. М.П.Драгоманова
Кафедра культурологии
Реферат на тему:
МАСОНСКИЙ ПРОТОКОЛ И ЭТИКЕТ
Выполнила студентка
естественно-географического
факультета группы 51-БХ
Фурсова Надежда
КИЕВ 2001План
Смысл масонского этикета. 2
Правила масонского этикета. 3
Пожилые и больные Братья. 3
Алтарь. 4
Преддверие. 4
Голосование. 4
Манеры.. 5
Заместитель Великого Мастера. 5
Почетные посетители. 5
Вход в Ложу после открытия работ. 6
Офицеры.. 6
Опрос (экзамен) посетителя. 6
Этикет и ландмарки. 7
Переписка с Великой Ложей. 7
Не-масоны на масонских мероприятиях. 8
Возражения с места. 8
Титулы Бывших Великих Офицеров. 8
Бывшие Досточтимые Мастера. 9
Камера Размышлений. 9
Тишина в зале собраний. 9
Внушение. 9
Этикет и ритуал. 10
Приглашенный оратор. 10
Титулы.. 10
Чрезвычайные происшествия в Ложе. 10
Посещение больных. 11
Этикет и Досточтимый Мастер. 11
Место этикета в масонстве. 12
Литература. 13
Смысл масонского этикета
Масонский этикет, по определению, не может являться чем-то, что каждый определяет сам для себя в соответствии с собственными вкусом и пристрастиями; наоборот, его требованиям подчиняются потому, что они официально приняты и признаны правилом для всех, руководством по приемлемому поведению (считает ли он при этом их разумными или же нет). Действие масонского этикета, таким образом, есть некое движение, действие, фигура речи или просто слово, произведенные или произнесенные в определенное время и при определенных обстоятельствах определенным образом, в соответствии с правилами, установленными Братством для всех его членов Поскольку правила эти изначально нацелены на благо Царственного Искусства в целом, они и подлежат исполнению всеми его приверженцами. Организация, подобная нашей, принимает подобные правила потому, что нам необходимо проводить наши труды в атмосфере царящей меж нами гармонии. Эти правила не пусты и не бессмысленны, они обязательны для выполнения не ради себя самих. Они прошли испытание временем – и они работают.
Если у Досточтимого Мастера возникают сомнения относительно правил масонского этикета, действующих в том или ином случае, он может использовать для их уточнения несколько источников информации. Ему следует обратиться к Руководству по программам и протоколу его Ложи, к Руководству для Офицеров и Братьев Ложи, к ритуалам и, наконец, к Конституциям. Также он может проконсультироваться у старейших членов Братства, например, у Бывших Мастеров, которые обычно обладают необходимым опытом в разрешении подобных противоречий. Кроме того, он может обратиться к Великому Надзирателю (Grand Provost), членам Комитета по масонскому образованию, и Великим Офицерам, отвечающим за масонское просвещение. Обычно они не только обладают обширным личным опытом, но и имеют доступ к различным руководствам по масонскому этикету.
Зачастую в руководствах некоторые аспекты этикета рассматриваются чересчур общо, без проникновения в частные случаи и детали, поэтому иногда они не могут помочь Досточтимому Мастеру сами по себе. Однако они устанавливают определенные нормы и правила для более подробного рассмотрения той или иной ситуации. Обычно вполне можно полагаться на членов Комитета по масонскому образованию, которые наверняка укажут на необходимый источник, кроме того, они знакомы с ритуальными и прочими особенностями своей Великой Ложи и потому могут подсказать наиболее приемлемый способ действий. Они, в свою очередь, могут спросить совета у Великого Оратора. Великого Обрядоначальника и Ораторов других Лож. Несмотря на то, что многие формы этикета не ограничиваются рамками ритуала, они все равно относятся к той же области, что и собственно ритуальная работа, а поэтому опытные знатоки ритуала обычно также прекрасно осведомлены в правилах этикета и протокола и их практическом применении.
Если Брат нездоров или просто стар и нетвердо держится на ногах, Второй Эксперт должен поддерживать его за руку при входе в помещение Ложи; если это необходимо, такому Брату предоставляется специальное сидение. Однако не полагается привлекать особое внимание остальных Братьев к его немощи, оказывая ему демонстративную опеку или отдельно обращая внимание остальных на его присутствие. Если по причине нездоровья или старческой немощи Брат не в состоянии посетить собрание, кто-либо из Братьев сообщает об этом во время собрания, и Досточтимый Мастер обязан проследить за тем, чтобы этого Брата навестили или каким-либо иным образом уверили его в том, что Братья никогда не забывают о нем. Время от времени такого Брата должен посещать другой Брат, действующий в этом случае как официальный представитель его Ложи, а не просто как друг и Брат. В таком случае он должен вести себя по отношению к больному так же, как вел бы себя во время собрания Ложи и в масонском облачении.
В американских юрисдикциях алтарь находится в центре зала собраний. Он является местом молитвы и нахождения Великих Светочей. Три Малых Светоча располагаются рядом с ним. На нем приносятся торжественные обязательства. Досточтимый Мастер приветствует кандидата, стоя с ним по разные стороны от алтаря. Кроме того, он служит символом и эмблемой религиозной веры. Перед ним становятся посетители Ложи для того, чтобы при входе и выходе приветствовать Досточтимого Мастера и Стражей. Перед алтарем масон должен стоять прямо и оказывать ему всяческое почтение.
Алтарь не следует покрывать никакими знаменами, флагами, скатертями и полотнищами с какими-либо иными символами и эмблемами, нежели герб Ложи или Великой Ложи. Алтарь следует содержать в чистоте, краска на нем не должна быть облупившейся, потрескавшейся или поцарапанной. Также следует тщательно следить за состоянием материи на обивке алтаря (если таковая имеется) и подставки для колен перед ним. Во время собрания пространство между алтарем и Востоком не разрешается пересекать никому из Офицеров или Братьев Ложи, кроме Обрядоначальника, Экспертов и Оратора во время исполнения определенных ритуалов.
Преддверие является частью помещения Ложи, поэтому, пребывая здесь, Братьям также следует руководствоваться правилами поведения в Ложе и ее этикетом. Поскольку в преддверии восседает Привратник, он и несет перед Досточтимым Мастером ответственность за соблюдение здесь этикета и протокола. В преддверии должно быть чисто убрано, по углам не должен валяться мусор, все предметы мебели должны занимать строго отведенные им места, запасные запоны должны храниться в порядке. Не следует хранить в преддверии ничего, что не относится к выполняемым им функциям. Неподобающими в преддверии считаются громкие разговоры, шутки, смех, прочий шум и бесцельное хождение по помещению. При входе в преддверие посетителя Привратник должен представиться ему и усадить до тех пор, пока он не будет допущен в зал собраний или пока к нему не выйдут назначенные для экзамена Брат или Братья. За двери, ведущие из преддверия в зал заседаний, несет ответственность не Привратник, а Второй Эксперт; Привратнику не разрешается открывать их или говорить из-за них, предварительно не постучав. Если Брат входит в зал заседаний после официального открытия работ, ему необходимо соблюсти церемонию входа, которую начинает Привратник по раз и навсегда установленному образцу, и исключения не делаются ни для кого.
Голосование – тайно, свято и результаты его окончательны и обжалованию не подлежат. Момент голосования жизненно важен для кандидата, а также обладает неоценимым значением для всей Ложи. Это фактически государственный акт для каждого из его участников и законодательный акт для Ложи как юридического лица. Голосование установлено в качестве высшей инстанции принятия решений в Ложе и должно проводиться в соответствии с нерушимыми правилами.
По правилам масонского этикета, в ходе голосования в Ложе должна царить абсолютная тишина; во время ожидания Братьями своей очереди подать голос не допускаются шепот, обсуждение кандидата и того, как проголосовал тот или иной Брат. Офицеры должны занимать свои места и также хранить торжественное молчание, кроме тех из них, кто принимает непосредственное участие в раздаче шаров, проведении собственно голосования, а также подсчете и проверке подсчета голосов. Период торжественного молчания не заканчивается для каждого отдельного Брата моментом его собственного голосования. Он заканчивается лишь после того, как Досточтимый Мастер объявил результаты голосования, ящик для голосования был приведен в изначальное состояние и Офицеры, принимавшие участие в процедуре голосования, снова заняли свои места.
Обычно трудно провести четкую разделительную грань между этикетом и манерами: и то, и другое понятие связаны с понятиями уместности и воспитанности. Однако существуют существенные различия между их основополагающими принципами. В случае с этикетом, действия масона контролируются определенными правилами и предписанными способами поведения в определенных обстоятельствах, и он не властен здесь ничего изменить, поскольку эти правила и способы поведения закреплены в масонских законодательстве и традициях. Понятие хороших манер лежит совершенно в другой плоскости: они включают в себя основы поведения как в зале собраний Ложи, так и в повседневной, профанской жизни, и каждый из нас сам определяет их для себя и ведет себя в соответствии с этим определением. Их основой является личность самого масона, который, в частности, в зале собраний не будет привлекать к себе лишнего внимания, если того не требуют обстоятельства, не будет нарушать гармонию собрания в целом.