Следует отметить, что договоры постоянной ренты и денежной пожизненной ренты являются новыми для российского гражданского законодательства. Хотя такая разновидность пожизненной ренты, как договор пожизненного содержания с иждивением, был ему известен и предусмотрен ст. ст. 253 - 254 ГК РСФСР 1964 года. В новом ГК РФ он сформулирован значительно шире, и прежде всего относительно получателя ренты и видов отчуждаемого имущества.
Договор ренты - реальный и возмездный. Сущность его заключается в передаче одной стороной имущества в собственность другой стороны и получении в обмен на него периодически определенных денежных сумм от плательщика либо пожизненного содержания с иждивением.
Сторонами договора ренты могут быть граждане и юридические лица.
Получателями ренты выступают, как правило, граждане, а постоянной ренты - также и некоммерческие организации, если это не противоречит закону и соответствует целям их деятельности (общественные и религиозные организации, фонды и т.д.). Притом граждане могут быть получателями ренты независимо от их возраста, трудоспособности, состояния здоровья.
Однако такие некоммерческие организации, как учреждения, созданные и финансируемые собственником, не вправе быть получателями ренты. Это объясняется тем, что согласно ст. 298 ГК учреждение не имеет вообще права отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом и имуществом, которое приобретено за счет средств, выделенных ему по смете.[4]
Не имеют права быть получателями ренты и коммерческие организации. Согласно ст. 50 ГК они являются юридическими лицами, созданными для извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Прибыль же должны получать от использования имущества, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, т.е. от осуществления предпринимательской деятельности, а не от передачи другим лицам в собственность имущества под выплату постоянной ренты.
Плательщиками ренты имеют право выступать граждане, коммерческие и некоммерческие организации - юридические лица, у которых имеется заинтересованность и необходимость в приобретении имущества у получателя ренты, и имеющие экономические возможности выполнять обязанности по такого рода договору.
Договор ренты представляет собой один из видов договоров по передаче имущества в собственность, что сближает его с договорами купли-продажи, мены, дарения. Но он является самостоятельным видом договора, имеющим отличия от сходных договоров.
При купле-продаже покупатель обязан уплатить за переданное ему имущество точно заранее определенную денежную сумму, даже при оплате его в рассрочку. По договору мены считается, что обмен производится равноценными товарами, стоимость которых сторонами заранее определена, а если товары признаются неравноценными, то производится оплата разницы в ценах на них.
В отличие от подобных договоров и в силу того, что при постоянной ренте обязанность по ее выплате действует бессрочно, а при пожизненной ренте - на срок жизни получателя ренты, в данном случае общий размер платежей, причитающихся получателю ренты, является неопределенным, поскольку его невозможно заранее вычислить. Здесь каждая из сторон рискует получить фактически меньше, чем сама предоставила.
От дарения рента отличается возмездностью передачи имущества.
Предметом договора ренты может быть любое недвижимое и движимое имущество (ст. 130 ГК), в отношении которого закон допускает совершение различных не противоречащих ему сделок, с учетом правил ст. 129 ГК об оборотоспособности объектов гражданских прав.
Вместе с тем следует иметь в виду, что имущество, отчуждаемое под выплату ренты, может передаваться ее получателем в собственность плательщика ренты за плату или бесплатно (п. 1 ст. 585 ГК). В первом случае имущество отчуждается с условием предоставления в обмен на него не только периодических рентных платежей, но и оплаты его стоимости. К отношениям сторон, касающимся передачи и оплаты имущества, применяются правила о купле - продаже.
Однако более типичным для подавляющего числа случаев рентных отношений представляется отчуждение имущества в собственность плательщика ренты бесплатно, с получением взамен переданного имущества только периодических рентных платежей. При этом для регулирования порядка и условий передачи имущества должны применяться правила о договоре дарения, если иное не установлено ГК и не противоречит существу договора ренты (п. 2 ст. 585 ГК РФ).
Договор ренты принадлежит к группе институтов гражданского права, предусматривающих отчуждение имущества за плату или бесплатно. В первом случае имущество отчуждается с условием предоставления в обмен на него не только периодических рентных платежей, но и оплаты его стоимости. Однако более типичным для подавляющего числа случаев рентных отношений представляется отчуждение имущества в собственность плательщика ренты бесплатно с получением взамен переданного имущества только периодических рентных платежей. Тем самым договор ренты приводит к установлению между участвующими в нем лицами особых правовых отношений, которые совершенно не свойственны другим договорным обязательствам, и в этой связи он сходен с договорами займа, купли-продажи, мены и дарения.
Сходство договора ренты с договорами о передаче имущества не превращает рентный договор в их разновидность. Договору ренты присущи такие специфические признаки, которые свидетельствуют о его самостоятельности среди других гражданско-правовых договоров. Договор ренты приводит к установлению между участвующими в нем лицами особых правовых отношений, которые совершенно не свойственны другим договорным обязательствам. Их суть заключается в обязанности одного лица предоставлять пожизненное или постоянное содержание другому лицу, которое для последнего нередко является единственным источником получения средств на существование. Возникающие из договора ренты отношения носят длительный, стабильный, а при пожизненной ренте и пожизненном содержании с иждивением – и личный характер, т. е. неразрывно связаны с личностью должника (получателя ренты).
В соответствии со ст.584 ГК РФ договор подлежит нотариальному удостоверению, а договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества под выплату ренты, подлежит также государственной регистрации. Однако, как и любой реальный договор, договор ренты считается заключённым с момента передачи вещи. Даже если стороны составили документ и заверили его у нотариуса, до момента передачи вещи плательщику ренты этот договор не считается заключённым, вследствие чего права и обязанности по договору не могут возникнуть.
Следующее свойство договора ренты это то, что договор является односторонним. К такому выводу приводит анализ гл.33 ГК РФ, в соответствии с которой после передачи имущества получателя ренты он не несёт по договору никаких обязанностей обладая лишь правами. Обязанность получателя ренты передать имущество реализуется в момент заключения договора, ибо данный договор сконструирован в ГК РФ как реальный договор. Поскольку получатель ренты, не несёт ни каких обязанностей, ответственность на него по данному договору ГК РФ также не возлагается. Казалось бы указанные выше положения являются очевидными. Однако подробный анализ гл.33 ГК РФ приводит к другим выводам.
Согласно п.2 ст. 582 ГК РФ в случае, когда договором ренты предусматривается передача имущества за плату, к отношениям сторон по передаче и оплате применяются правила о купле-продаже, а в случае, когда такое имущество передаётся бесплатно, - правила о договоре дарения постольку, поскольку иное не установлено правилами гл.33 и не противоречит существу договора ренты. И здесь возникает не простая ситуация.
С одной стороны отношения сторон по передаче имущества напрямую не урегулированы в гл.33 ГК РФ, и ст.585 ГК РФ отсылает регламентацию данных отношений к главам, регулирующим куплю-продажу и дарение. В этом случае к отношениям сторон по договору ренты будут применяться, в частности, ст.456 ГК РФ « Обязанности продавца по передаче товара», ст.460 «Обязанность продавца передать товар свободным от прав третьих лиц». Ст. 463 « Последствия не исполнения обязанности передать товар» и т.д. Таким образом, на получателя ренты возлагаются обязанности передать имущество плательщику ренты в обусловленный срок и обусловленном количестве и качестве, свободным от прав третьих лиц, а также передать принадлежности и документы, относящиеся к имуществу. За неисполнение этих обязанностей получатель ренты несёт ответственность, предусмотренную соответственно правилами о купле-продаже и дарении.
Однако возложение этих обязанностей и ответственности на получателя ренты делает договор ренты, во-первых, двусторонне-обязывающим, или взаимным, а во-вторых, консенсуальным, ибо здесь речь идёт уже не о передаче имущества как моменте заключения договора, а об обязанности передать имущество. В этой ситуации договор ренты будет заключённым с момента нотариального удостоверения либо с момента государственной регистрации. На получателя ренты будет возложена обязанность передать имущество контрагенту, сама передача имущества произойдёт уже во исполнение действующего договора, а за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по передаче имущества получатель ренты будет нести ответственность. По-другому произойти не могло, ибо ст.585 ГК РФ отсылает регулирование отношений по передаче имущества к правилам о купле-продаже и дарении, а указанные договоры являются консенсуальными и взаимными. Однако в гл.33 ГК РФ договор ренты сконструирован именно как реальный и односторонний. Он не возлагает на получателя ренты никаких обязанностей, в том числе обязанностей по передаче имущества, поскольку считается заключённым лишь с момента этой передачи. Исходя из этого. Ответственность по данному договору получатель ренты тоже не несёт. Возникает вопрос, каким же является договор ренты по юридической природе - консенсуальным и взаимным или же реальным и односторонним? [5]