Смекни!
smekni.com

Контрольная по языковедению (стр. 3 из 4)

Если слушате­ли не воспринимают смысл произносимых слов, они не­правильно понимают то, о чем говорится, следовательно, не могут усвоить преподносимый материал. Ясность, понятность речи в значительной степени зависят от правильного использования различных пластов лексического состава языка: терминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов, историзмов, архаизмов, неологизмов. Применение слов ограниченной сферы употребления должно быть обяза­тельно мотивировано.

Точность — необходимое качество речи. Точность как признак культуры речи определяется умением четко и ясно мыслить, знанием предмета речи и законов русского языка. Точность речи чаще всего связывается с точностью словоупотребления, правиль­ным использованием многозначных слов, синонимов, антонимов, омонимов.

Вспомним слова Л. Н. Толс­того:

Единственное средство умственного общения лю­дей есть слово, и для того, чтобы общение это было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соот­ветствующие и точные понятия

Ораторское выступление на тему: «Женщины-гении».

Объясните мне, почему мировое мужское сообщество будет шумно праздновать годовщину изобретения подводной лодки Леонардо да Винчи, даже не вспомнив о том, что наиважнейшая часть субмарины - перископ был в 1845 году запатентован женщиной - американкой Сарой Мэтер? Да что перископ! Не предмет первой необходимости, в конце концов. Автомобиль - классическая мужская вотчина (как они неистово пытаются нам внушить, без конца повторяя имена Форда, Бенца, Даймлера и Майбаха) - сплошь состоит из женских изобретений. Ведь именно дамы придумали дворники-стеклоочистители. А Долорес Джонс в 1917 году изобрела глушитель. И не кто-нибудь усатый, а Цинтия Вестовер в 1892 году разработала идею снегоуборочной машины.

Спросите любого мужчину, припавше­го к экрану телевизора во время чемпи­оната "Формула-1", почему, мол, на гонки не допускаются женщины. Даже сопливый пятилетний мальчишка вро­де моего сына нахально ответит: тетям нельзя, только дядям. Они просто не знают (или делают вид?), что первыми гонщицами (а также угонщицами и обгонщицами) являлись дамы. Дело было так. Карл Бенц, построивший в 1885 году трехколесный моторный экипаж, все никак не решался (читай: трусил) испытать собственное детище. Тогда его жена Берта тайком от супру­га в августе 1888 года отважно усадила в авто своих ребятишек и урулила за 120 километров к родителям. Как она потом вспоминала, ехала деликатно, чтобы не испугать лошадей. В 1893-м, когда во Франции ввели Правила до­рожного движения, их первой нару­шительницей стала княгиня де Юзек, совершившая обгон. Теперь я пони­маю, почему историки упорно твердят, что изобретатель колеса не известен. Скорее всего, ученые-археологи (до не­давнего времени все сплошь мужчи­ны) обнаружили лет этак сто назад не­оспоримые доказательства того, что колесо придумала женщина, и сгово­рились этот факт предать забвению.

"Не может этого быть!" - воскликнешь ты. Еще как может. Попытайся пере­числить древних врачей. На ум идут только Гиппократ, Авиценна, Конфу­ций - одни мужские имена. Между тем в Древней Греции были и женщины-врачи. Стать медиком в те времена де­вушке было чрезвычайно трудно. По­тому что женщин, добившихся успе­хов на какой-либо ученой стезе, муж­чины подвергали осуждению, дружно и публично называя их, мягко говоря, безнравственными. Сомнительно, что­бы такую женщину взяли в жены. Только чрезвычайно отважные "сест­ры наши" могли решиться стать вра­чом. Их трудам мужчины специально не давали ходу, их имена старались даже не произносить, но при этом от­дельные "ученые мужи" не стеснялись ссылаться в своих мудрых изысканиях на научные работы женщин. Зачем им это было нужно? А зачем с 1500 года сонмы "ученых" корпели над трактата­ми о женщинах-ведьмах? На полном серьезе был "исследован" весь меха­низм соития "алчных, похотливых, лживых бабенок" (каковыми, естест­венно, являются все женщины) с дья­волом, ход шабашей и принцип поле­тов на метле. Трудно поверить, но все­го несколько столетий назад мужчины собирались на "конференции", на ко­торых всерьез бились над проблемой: является ли женщина человеком? Большинство склонялись к отрица­тельному ответу. Сотни, а то и тысячи лет женщина, пытавшаяся овладеть на­уками, считалась опасной. Еще бы!

Ведь если только от того, что девушка снимает в поле чулки, нападает мор на целое стадо коров, то что будет, если она возьмет в руки колбы и пробирки? Неудивительно, что подавляющее большинство дам и помыслить боя­лись об учебе и занятиях! Женские ли­тература, творчество, научные изыска­ния отсутствовали. И мужчины по ис­течении веков сделали логичный вы­вод: дамы глупы. Даже сегодня боль­шинство "теоретиков" сильного пола уверены: женщина и открытия в чем бы то ни было - понятия несовмести­мые. Мозг у дам, видите ли, по весу меньше. Зоны, отвечающие за анали­тику, опять же недоразвиты. "Зато вы можете рожать", - великодушно успо­каивают нас мужики. И даже щедро признали за нами такой дар, как инту­иция. Правда, с оговоркой - женская интуиция не совсем полноценная. Но уж какая есть! А мне между тем инте­ресно, стал бы Лобачевский Лобачев­ским, если бы ему позволили окончить три класса на дому, причем делая ос­новной упор на такие предметы, как вышивание и танцы?

Трудно представить, чтобы в наши дни авторы осмелились издать книгу по­стулатов о врожденной тупости черно­кожего человека или скудоумии жите­ля севера. Однако выпустить сборник философских откровений "великого мыслителя" XVII века Филиппа Дорме-ра Стэнхоупа - в порядке вещей. "Ра­зумный человек должен относиться к женщине как к беззаботному, смышле­ному (и на этом спасибо! ) ребен­ку: с ней можно играть, веселиться, шу­тить, ей можно делать комплименты -но ни советоваться, ни говорить с ней на серьезные темы, ни доверять ей нельзя"; "Сами женщины не созданы для забот; их предназначение в том, чтобы брать на себя наши заботы". А как вам следующая цитата из той же книги: "Женщине не нужно много ума - так, нам довольно, если попугай от­четливо произнесет хоть несколько слов". Я никоим образом не ратую за то, чтобы собрать такие книги да сжечь. Просто пытаюсь пояснить, из чего родился миф о неспособности женщин к наукам и серьезному твор­честву. Эту удобную теорию (кому же захочется, чтоб жена, не приготовив ужин, умчалась в лабораторию) муж­чины лелеяли и с успехом вбивали в наши головы веками. С неугодными расправлялись...

Гипатия (Ипатия) из города Александ­рия родилась в 370 году. Можно только догадываться, какие препоны ей при­шлось преодолеть, чтобы заняться на­укой. Скорее всего, этой женщине при­шлось принести в жертву личное се­мейное счастье, ведь в те времена муж­чина не женился бы даже на сочини­тельнице стихов, не говоря уж об изоб­ретательнице астролябий. Да, именно Гипатия создала несколько научных приборов, в том числе и плоскую аст­ролябию, применявшуюся для опреде­ления положения планет, Солнца и других звезд. Достоверно известно, что Гипатии принадлежат труды по толко­ванию произведений Платона, Аристо­теля и других философов. А также со­чинения по математике и астрономии, комментарии к Аполлонию по теории конических сечений и к Диофанту по алгебре. Ученость Гипатии была столь велика, что ей было великодушно поз­волено преподавать в Александрий­ском музее. Красноречие позволило ей принимать участие в политической жизни города, к ее мнению прислуши­вались в александрийском обществе. Конечно, это вызывало бурный про­тест среди множества мужчин. По нау­щению епископа Кирилла 45-летняя Гипатия была растерзана фанатично настроенной толпой.

В истории цивилизации было нема­ло женщин-ученых, но их труды упор­но не признавались. Вы когда-нибудь видели одну из первых карт Вселен­ной? А ведь ее нарисовала женщина -Хильдегарда Бингенская, аббатиса мо­настыря в Германии. Хильдегарда пи­сала книги по теологии, медицине, со­ставила энциклопедию, в которой опи­сала 230 растений, 60 пород деревьев, животных и минералы. Открытия, сде­ланные женщинами, мужским общест­вом упорно игнорировались, их имена забывались. Таким забытым оказалось имя математика и философа Анны Конвей. Графиня Конвей родилась в 1631 году в Лондоне. С книгами ее по­знакомил брат. Анна увлеклась работа­ми Декарта. Ее труд "Принципы антич­ной и современной философии" был издан лишь спустя 11 лет после ее смерти. Книга оказала большое влия­ние на математика Лейбница, который высоко оценил труд женщины-ученой. Однако все заслуги этой книги припи­сали голландцу Хельмонту, и вскоре забылось и само имя Конвей.

Трудно поверить, что каких-то сто лет назад женщин не принимали в высшие учебные заведения! Все, на что они могли рассчитывать, - это обучение на дому. Даже получив серьезное образо­вание и став авторами собственных разработок, женщины могли претен­довать на место ассистентки при уче­ных-мужчинах. Только в 1878 году по настоянию кружка прогрессивной ин­теллигенции для российских девушек были открыты Бестужевские курсы -женский вуз. Но такой кошмар мужчи­ны пережить не смогли: в 1886 году курсы были закрыты. Лишь в 1890 го­ду учреждение возобновило свою дея­тельность. Но было введено множество ограничений - вдвое повышена плата, принимались лишь девушки, имевшие родственников, у которых можно было проживать (Самой снимать комнату? Разврат!). Окончившие курсы (а таких в 1914 году было 6996 на многомилли­онную Россию) имели всего лишь пра­во работать учительницами. Но даже ради этой возможности женщины еха­ли в любую глушь, в сельские школы. Можно буквально по пальцам пере­считать случаи, когда женщинам дове­рялись высокие научные посты. Так, только в 1787 году в Англии первой из дам была назначена на пост помощни­ка главного придворного астронома 35-летняя Каролина Гершель (обучи­лась астрономии и математике не в университете, а с помощью брата-ас­тронома Уильяма). Каролина открыла множество комет, ей были присужде­ны премии, а в 1828 году - золотая ме­даль Королевского астрономического общества. Надо ли говорить, что путь к признанию был "вопреки". А через какие тернии пришлось пройти Софье Ковалевской!.. Она родилась в 1850 году в Москве, рано обнаружила незаурядные математические способности Но заниматься любимой наукой могла не в университетских аудиториях ( доступ в Петербургский университет был закрыт), а лишь беря частные уроки у известного педагога А.Н.Страннолюбского. В 1868 году, чтобы иметь возможность проводить изыскания, Софье пришлось вступить в фиктивный брак (незамужнюю ученую подвергли бы осуждению) с В.О.Ковалевским. К счастью, позднее этот брак стал фактическим. В 1870 году Софья переехала в Берлин, но в тамошний университет ее тоже не приняли, и она брала частные уроки у К.Вейерштрасса. В 1874 году на основании трех работ представленных этим ученым, Геттигенский университет заочно (ведь даже само появление женщины среди ученых мужей осквернило бы храм науки!) присудил ей степень доктора философии. Счастливая Ковалевская вернулась в Россию, но ее надежды получить место в Петербургском университете не сбылись. А в Московском университете ученой не разрешили сдавать экзамены на звание магистра. Безуспешными были и ее попытки получить должность профессора на высших женских курсах во Франции. В 1888 году Ковалева написала работу "Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки", за которую Парижская академия присудила ей премию. За следующий труд на эту же тему через год Ковалевская получила премию Шведской А.Н. Ее труды получили всеобщее признание, ими вовсю пользовались, но при этом женщине чинились всяческие препятствия. По сути дела, академическая карьера Ковалевской была разрушена, она стала жертвой мужского шовинизма. Можно только догадываться что творилось в душе автора повести "Нигилистка" и драмы "Борьба за счастье", пережившей столько несправедливостей только потому, что она родилась женщиной. ...Надеясь занять пост профессора в Стокгольме, Ковалевская отправилась в Швецию, но по пути простудилась и умерла.