Смекни!
smekni.com

Примерные билеты по Русскому языку (стр. 6 из 23)

2. Прямая речь — один из способов передачи чужой речи, это предложение (или предложения), в котором говорящий точно воспроизводит чью-то речь, как бы от лица того, кто ее произнес. Прямая речь, выполняя эту функцию дословной передачи чужого высказывания, вместе с тем служит средством характеристики персонажа, средством создания художественного образа.

Например, А. М. Горький в повести «В людях» исключительно ярко передает речевую манеру своего персонажа с помощью прямой речи: Я вошел в комнату, взглянул на деда и едва удержался от смеха — он действительно был доволен как ребенок, весь сиял, сучил ногами и колотил лапками в рыжей шерсти по столу.

— Что, козел? Опять бодаться пришел? Ах ты, разбойник! Весь в отца! Формазон, вошел в дом не перекрестился, сейчас табак курить, ах ты, Бонапарт, цена копейка!

Умело пользуется этим средством характеристики персонажей Н. В. Гоголь в поэме «Мертвые души». Каждый помещик говорит своим языком, и читатель хорошо представляет себе характер героя. Сравним, например, речь слащавого Манилова и «медведя» Собакевича:

— Конечно, — продолжал Манилов, — другое дело, если бы соседство было хорошее, если бы, например, такой человек, с которым в некотором роде можно было поговорить о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое...

А вот вы, наконец, и удостоили нас своим посещением. Уж такое, право, доставили наслаждение... майский день... именины сердца...

— Мошенник, — сказал Собакевич очень хладнокровно, — продаст, обманет, еще и пообедает с вами. Я их знаю всех: это все мошенники, весь город там такой: мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы. Один там только и есть порядочный человек: прокурор; да и тот, если сказать правду, свинья.

Характер Манилова со всей полнотой выражается в манере говорить, в подборе слов, которые он употребляет в своей речи. Неопределенность Манилова, человека «ни то ни се», претензии его казаться высококультурным

человеком выражаются в склонности к употреблению неопределенных местоимений, вводных слов, маскирующих пустоту речи. Он строит свои фразы так длинно, что сам запутывается в них, каждую фразу оснащает указательными местоимениями, уклонясь от реального определения предмета (эдакое, этакую науку). В речи Собакевича, в тоне, манере, в подборе слов выражается его грубая, животная натура. Весьма характерно для злобного, мизантропиче-

ского взгляда Собакевича на окружающих обилие в его лексиконе ругательных слов: хапуга, разбойник, свинья, мошенник. Очень важным средством создания образа персонажа становится речевая характеристика в драма-

тических произведениях.

3. Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете № 1.

Билет № 6

1. Докажите, что словообразование — источник непрерывного пополнения словарного запаса родного

языка. Охарактеризуйте основные способы образования слов.

2. Расскажите об анафоре и эпифоре как стилистических фигурах речи.

3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.

1.Лексический (словарный) запас русского языка постоянно изменяется: одни слова переходят в пассивный словарь, а затем и вовсе исчезают из языка, другие слова, напротив, появляются и начинают активно использоваться носителями языка. Например, в настоящее время в наш язык пришло большое количество иноязычных слов: ваучер, мэр,

дилер, брокер, дивиденды, шоп, брифинг и т. д. Однако основным источником пополнения словарного состава языка является не заимствование, а образование новых лексических единиц на базе родного языка, путем использования различных способов словообразования. В русском языке существуют следующие способы образования слов.

Суффиксальный:летать — летчик, воспитатель — воспитательница, разбрасывать — разбрасывании [э],

холодный — холодноватый.

2. Приставочный: плыть — приплыть, отплыть, выплыть; темно — затемно, сонный — бессонный, друг — недруг.

3. Приставочно-суффиксальный (к производящей основе прибавляются одновременно приставке и суффикс): борода — подбородок, кричать — раскричаться, усы — безусØый.

4. Бессуффиксный: переходить — переходØ, синий — синьØ, глухой — глушьØ, полететь —полетиØ

5. Сложение:

а) без соединительной гласной: плащ-палатка,диван-кровать, ракета-носитель',

б) с соединительной гласной: сухие фрукты —сухофрукты, ремонт вагонов — вагоноремонтный, фабрика птицы — птицефабрика,

в) сложение с суффиксацией: сено косить —сенокосилка, стог метать — стогометатель,Белое море — Беломо[р’аэ];

г) слияние слов на основе словосочетания: вечнозеленый, долгоиграющий,

д) слияние слов на основе предложения: перекати-поле.

6. Аббревиация — образование сложносокращенных слов. При этом могут объединяться:

а) начальные буквы (МГУ, МП ГУ),

б) звуки (вуз, ГАИ);

в) может сокращаться только первое слово (зарплата, Сбербанк);

г) могут сокращаться части двух слов (продмаг).

7. Слова также могут быть образованы путем перехода из одной части речи в другую:

прил. сущ.

Больной ребенок плакал. Больной тихо стонал.

дееприч. предлог

Он ушел, благодаря врача за помощь. Благодаря помощи врача ему стало легче.

8. Активно появляются новые слова в результате развития новых значений у существующих в языке уже длительное время слов (ракушка или хлебница для обозначения гаражей; дипломат — зимняя мужская шляпа из кроличьего пуха; ёж —оборонительное построение пешек на шахматной доске).

2.В художественных произведениях для усиления образно-выразительной речи авторы используют так называемые стилистические фигуры, среди которых есть анафора, или единоначатие, и эпифора, или повторение концовки.

Анафора — это повторение отдельных слов или

оборотов в начале отрывков, из которых состоит

высказывание.

Ею нередко пользуются поэты:

Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем.

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством.

(М. Лермонтов)

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли — эти слезы,

Этот пух — не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это все — весна.

(А Фет )

Пример анафоры в поэзии В. Берестова:

Любили тебя без особых причин

За то, что ты — внук,

За то, что ты — сын,

За то, что малыш,

За то, что растешь,

За то, что на папу и маму похож.

И эта любовь до конца твоих дней

Останется тайной опорой твоей.

Если хочется пить, то колодец копай,

Если холодно станет, то печь истопи.

Если голоден, то испеки каравай.

Если ж ты одинок, то чуть-чуть потерпи.

И потянутся путники по одному

И к воде, и к теплу, и к тебе самому.

Эпифора — это повтор слов и выражений в конце стихотворных строк:

Мы вам дарили прекрасных, как ночь, сыновей,

Нищих, как ночь, сыновей.

(М. Цветаева)

Эпифору и анафору рассматривают как противоположные стилистические фигуры.

3.Примеры лингвистического анализа художественного текста см. в билете № 1.

Билет № 7

1. Расскажите о лексике как разделе науки о языке. Охарактеризуйте основные группы лексики русского

языка: а) синонимы, антонимы, омонимы; б) устаревшие слова и неологизмы; в) исконно русские слова и заимствованные.

2. Охарактеризуйте обращение как средство поэтического синтаксиса.

3. Проведите лингвистический анализ художественного текста.

1.Известно, что язык нужен людям, чтобы сообщать свои мысли, чувства, желания — одним словом, для общения. Для того чтобы общаться, нужны слова, которые бы называли все то, что нас окружает, что мы видим, воспринимаем, чувствуем. Слова обозначают предметы, явления природы и общественной жизни, различные действия, свойства, качества и даже то, чего нет на самом деле, то, что мы можем себе представить (Снегурочка, Кощей Бессмертный, леший, русалочка и т. п.). В совокупности слова образуют словарный состав языка, или его лексику. Словарный состав языка находится в постоянном движении: одни слова выходят из употребления, другие появляются, так как возникают новые реалии .в окружающей нас жизни, которые требуют наименования. Наука, изучающая словарный состав языка, называется лексикология. В лексикологии изучается прежде всего лексическое значение слова, т. е. содержание, закрепленное за ним в обществе. Например, слово город имеет значение 'населенный пункт крупных размеров; промышленный, торговый и культурный центр', а слово горожанин — 'житель города'. Лексическое значение можно объяснить по-разному:

1. Дать краткое описание (см. примеры выше).

2. Подобрать синонимы: ратный — военный, боевой.

3. Перечислить те предметы, которые включает слово как общее наименование. Например, морфема — это значимая часть слова: корень, суффикс, приставка, окончание.