Щёки. Розовые щёки ─ признак здоровья; красные ─ взволнованности, бледные ─ болезни, страха: Краснощёких африканских парней…(Какая странная нега…); И щёки ─ розоватый жемчуг юга…(Сады души); И живая тень румянца Заменяется тенью белой…(Самоубийство).
Шея. В фольклоре шея обычно белая. Смуглая шея указывает на природный цвет кожи её владельца: На смуглой шее нить коралла…
Руки. Гумилёв довольно часто описывает руки. Если смуглый цвет ─ природный цвет кожи человека, то оттенки белого, серебряного приобретают значение нежности, красоты: В смуглых ладонях лук и сети…(Товарищ); На смуглых руках и ногах трепетали запястья…(Варвары); И рукою загорелой Посылают поцелуй…(Сказка о королях); Забывающий игрушки между белых усталых рук…(Жизнь); Наклонилась…достать мечтает Серебристой тонкой рукой…(На берегу моря); И зачем эти тонкие руки Жемчугами прорезали тьму…(Корабль).
Пальцы: Свой белый пальчик приложа…(Самосовершенство).
Ногти.Розовый цвет ногтя ─ признак здоровья: Посыпая толчёным рубином Розоватые длинные ногти…(Помпей у пиратов).
Цветообозначения составляющих частей организма (органов, крови).
Сердце ─ главный орган человека, это символ самой жизни, чувств, любви. В сознании человека сердце всегда красное. Цветообозначение золотой, носит яркий символический характер, положительные коннотации: Но скорбное сердце моё заревое…(Сон Адама); И бешенством ваши нальются сердца и печалью И будут красней виноградных пурпуровых лоз…(Варвары); Золотое сердце России…(Наступление).
Кровь. Образ крови играет большую роль в ранней лирике Гумилёва (как и цветообозначение кровавый). Кровь является прототипом красного цвета, хотя в художественной литературе функционируют и другие цветовые характеристики крови (чёрный, голубой). Кровь ─ символ жизни, любви, но существует и противоположное значение смерти, войны, битвы: Я плавал в злате и крови…(Дева Солнца); И Смерть, и Кровь даны нам Богом…(Дева Солнца); Их глухая тоска там колышет снега Красной кровью ─ ведь их ─ зажжены горизонты…(Современность). Кровь ─ яркое имплицитное цветообозначение, которое, для придания большей выразительности, поэт может дополнить усилительным цветообозначением.
Цветообозначение человека.
Нередко поэт использует цветообозначения при описании человека. Гумилёв употребляет несколько основных наименований человека, специфика которых обусловлена особенностями его поэзии. Это такие лексемы, как Жених, Невеста, Дитя, Всадник, дева, воин и т.п. Для характеристики человека поэт использует цвета, несущие основную символическую нагрузку в его творчестве ─ белый, красный, золотойчёрный: Она идёт, краса дриад, Стыдливо-белая Невеста…(Осенняя песня); Призрак Счастья, Белая Невеста…(Ягуар); Ты совсем, ты совсемснеговая, Как ты странно и страшно бледна…(Отравленный); И в храме Белое Дитя…(Осенняя песня); И Белый Всадник кинул клик…(осенняя песня); Белые бродят итальянцы…(Абиссинские песни); Белый воин был так строен…(Осенняя песня); Надо мною взор кровавый Золотого Жениха…(Невеста льва); Ты казалась золотисто-пьяной…(Смерть); Про чёрную деву, про страсть молодого вождя…(Жираф); Красные, как медь, нагие люди…(Блудный сын); От белизны их обнаженных тел…(Падуанский собор); И загорелый кормчий ловок…(На море); Смуглым и жестоким пикадорам…(Блудный сын). Лишь в последних трёх случаях цветообозначения носят чисто номинативный характер ─ природный цвет кожи человека; остальные цветовые характеристики человека глубоко символичны.
2.2 Мир артефактов и их цветообозначение
Артефакты ─ продукты целенаправленной человеческой деятельности. Цветообозначения артефактов имеют различный характер. В.Г.Кульпина предлагает следующую их классификацию:
1) артефакты «метонимического цвета» ─ артефакты, сохранившие природный или синтетический цвет того материала, сырья, из которого они сделаны (изделия из металла);
2) артефакты «онтологического цвета» ─ предметы, сделанные из подвергшегося крашению материала или приобретшие цвет в результате нанесения краски;
3) артефакты «образно-метафорического цвета» ─ результат писательской рефлексии, имеют место в художественной литературе; если автор стремится придать достоверность описываемому, характеризует предметы стандартными цветообозначениями. [Кульпи-
на 2001, 187].
Цветообозначение одежды.
Неотъемлемой частью портрета у Гумилёва является одежда. Особенность его поэзии состоит в том, что чаще всего это не обычная, повседневная одежда современная автору, а историческая, экзотическая одежда, обусловленная особым художественным миром, созданным в произведениях Гумилёва. В основном это яркая одежда, окрашенная в оттенки красного, ─ символ чувственности, иногда власти. Поэт употребляет следующие лексемы: одежда ─ Горели алые одежды… В одежде розовой жреца…(Царица); Нежной, бледной, в пепельной одежде…(Смерть); Возвращаются дети в красном…(Пиза); плащ ─ И на плечах багряный плащ…(Товарищ); Злой насмешник в красном плаще…(Маргарита); Распутник в раззолоченном плаще…(Это было не раз); мантия ─ В пурпурной мантии декана…(Дон Жуан в Египте); Нетленный пурпур королевских мантий…(Пятистопные ямбы); Сверкают в золоте лучей их мантий багрецы…(Мечи и поцелуи); манжеты ─ Гранатов алых для манжет…(Рондалла); С розоватых брабантских манжет…(Капитаны); хитон ─ Юный маг в пурпуровом хитоне…(Заклинание); Старый хитон мой изодран и чёрен…(Императору); тога ─ Старый доктор сгорблен в красной тоге…(Болонья); фрак ─ В красном фраке с галунами…(Маэстро); убор ─ И в пурпуровом уборе император вышел в море…(Мореплаватель Павзаний); камзол ─ Его камзол пылает красный…(Осенняя песня); платье ─ А тихая девушка в платье из красных шелков…(Я Верил, я думал…); риза ─ И душу смутную одень своею ризою жемчужной…(Вечер); рубашка ─ Палач, в рубашку синюю одетый…(Фра Беато Анджелико); порфира ─ Однажды сидел я в порфире златой…(Песня о певце и короле); хламида ─ Под пёстрой хламидой он прятал косу…(Возвращение); халат ─ На нём халат изодранный, а новый, Лиловый, шитый золотом, в мешке…(Паломник); пояс ─ Я надела алыйпояс…(Невеста льва); вуаль ─ Обвернув лицо зелёнойвуалью…(Абиссинские песни); фата ─ Бледная дева под траурно-чёрнойфатой…(В библиотеке); венец. Горел мой алмазный венец…(Песня о певце и короле).
Цветообозначение воинского снаряжения.
Гумилёв сам был военным, его привлекала рыцарская романтика. Нередко герой его лирики ─ храбрый воин, рыцарь, неотъемлемой частью характеристики которого является воинское снаряжение. Чаще всего для характеристики воинского снаряжения поэт использует цветообозначения разных металлов. Гумилёв употребляет в своей лирике следующие виды военного снаряжения: щит ─ Их щиты как серебро…(Сказка о королях); Я к серебряномущиту прикую стальную цепь…(Рыцарь с цепью); Сверкнули золотомщиты…(Поединок); Над море встал алмазный щит Богини воинов, Паллады…(Возвращение Одиссея); меч ─ Силой огненныхмечей…(Сказка о королях); С окровавленныммечом… панцирь ─ Видят только панцирьбелый…(Сказка о королях); Белыйпанцирь так и блещет…(Неоромантическая сказка); кольчуга ─ Персей в кольчуге из горящеймеди…(Баллада); шлем ─ Мерцая шлемомзолотым…(Поединок); арбалет ─ Что сразить морскую гидру Может чёрныйарбалет…(Капитаны). Сюда же мы относим и лексему арена ─ На аренекровавой…(Игры). Особенностью поэзии Гумилёва является использование для характеристики воинского снаряжения цветообозначения белый ─ символа честности, чести, чистоты.
К артефактам мы относим также музыкальные инструменты ─ Златыеарфы многострунны…(На молитвы Грига); И серебряный рогзаревой…(Завещание); водные сооружения ─ От кормы, разукрашенной красным…(Помпей у пиратов); Завесы чёрных гондол…(Венеция); изделия из металла ─ Серебряный рог, изукрашенный костьюслоновьей… На бронзовом блюде рабы протянули герольду…(Варвары); а также следующие случаи: В кружевной и розовой кроватке…(Крыса); Что под зонтиком зелёным…(Неаполь); Ехала чёрная карета…(Сказка); С кипрских холмов золотое вино…(Возвращение Одиссея); Мне стакан золотого вина…(Отравленный).
Нередко при помощи цветообозначений Гумилёв описывает различные строения. Наименования строений не совсем обычны, экзотичны, что объясняется особенностями художественного мировоззрения поэта. Для цветовой характеристики строений поэт использует яркие, насыщенные цвета, в основном оттенки красного,голубой: А потом в голубомтерему…(В небесах); У кого есть дом С голубыми ставнями…(Заводи); И город с голубыми куполами…(Сонет); Голубая беседка Посредине реки…(Китайская девушка); Пред красными, как зарево, шатрами…Юдифь); В пурпуровой зале я слушать был рад…(Песня о певце и короле); И ласкает быстрый Тибр ступени Гордо розовеющих дворцов…(Каракалла); На пагоде пёстрой…(Я верил, я думал…); Где чернеют остатки забора…(Мечты).