Т. В. Ицкович
В. В. Одинцов определил текст как сложную структуру многообразно соотносящихся категорий содержания (темы и собственно содержания) и формы (композиции и языка), обратив внимание на то, что стилистический анализ должен выявлять характер «оформленности содержания», т. е. структуры текста [см.: Одинцов, 1980, 35]. Схема структурной упорядоченности текста, что и есть композиция последнего, выступает постоянным предметом внимания традиционной и новой филологии. В лингвистике текста понятие композиции увязывается с процессами расчленения текстового континуума на содержательные сегменты, группирующиеся в информативные блоки, и объединения информации внутри каждого сегмента и блока; а также между блоками в составе текстового целого [см., например: Баженова, 2001; Данилевская, 1996; Валгина, 2003]. Иначе говоря, композиция представляет собой группировку элементов содержания по определенной схеме, создающей «каркас, на котором держится текст» [Кожин и др., 1982, 178].
Динамический подход к композиции (эта идея разрабатывалась В. В. Виноградовым применительно к художественному тексту [см.: Виноградов, 1959]) очень близок исконно свойственному риторике коммуникативному подходу, в соответствии с которым композиция речевого произведения определяется как строение, соотношение, взаимное расположение частей, посредством которого а д р е с а н т у п р а в л я е т в н и м а н и е м а д р е с а т а таким образом, что эти части воспринимаются как единое иерархическое целое, где каждому компоненту уделяется внимание, соответствующее его значимости, обусловленной коммуникативной установкой [см. об этом: Хазагеров, Ширина, 1994].
В рамках категориально-текстовой концепции категория композиции также теснейшим образом связана с категорией темы. Если тема — это обобщенный предмет обсуждения, смысловое ядро текста, его обобщенное содержание [см.: Москальская, 1978], то композиция — «это форма выражения и развития темы» [Клинг, 1988, 6], способ ее структурирования. Соответственно делению темы на подтемы и образованию тематического «дерева» текста, отягощенного тематическими модификациями и дополнительными включениями, можно ожидать формирования композиционных фрагментов и блоков с формально выраженными показателями их относительной смысловой самостоятельности и в то же время текстовой общности. Динамический подход обусловливает рассмотрение данных компонентов как последовательности, соотносимой с замыслом автора и авторской целью воздействия на адресата текста.
В данной статье рассматривается взаимосвязь темы и композиции на материале церковной проповеди с целью выявить типовое содержательное структурирование текстов данного жанра. Более конкретно: в задачи автора входит соотнесение тематического развертывания проповеди с ее делением на композиционные субтексты и выявление признаков повторяемости такого деления в границах текстотипа, т. е. жанровой типичности выявленных соотношений. При этом за основу берется исходная позиция православного проповедничества, тем более что в ней абсолютно точно учтены основные признаки текстовой деятельности: коммуникативность и целенаправленность коммуникации, а также тематическое единство текста. В гомилетике признанной является четырехчастная схема построения проповеди как наиболее отвечающая требованиям распределения материала и последовательности раскрытия темы. Гомилеты выделяют следующие части проповеди: вступление, имеющее целью «расположить пасомых к слушанию и ввести их в тему проповеди»; изложение, цель которого — «обоснование главной мысли или темы проповеди, раскрытие ее смысла»; нравственное приложение, цель которого «сделать нравственные выводы из изложенного»; наконец, заключение, призванное «служить обрамлением и являться завершением выступления проповедника» [Еп. Феодосий, 1999, 166—171]. Данная схема имеет предельно общий характер и может быть, на наш взгляд, уточнена на основе последовательного прослеживания тематического, т. е. содержательно-логического, развертывания текста проповеди.
Рассмотрим содержательные блоки проповеди, предварительно оговорив соотнесенность понятий «тема» и «содержание» [см.: Дресслер, 1978]: под содержанием будем понимать «материал действительности, использованный для раскрытия темы» [Кожин и др., 1982, 136]; под темой — содержание в его обобщенно-номинативном представлении.
Категориально-тематический анализ проповедей различного типа (катехизаторских, миссионерских, догматических) показал общее своеобразие данного жанра. Главная особенность проповеди заключается в ее тематическом двуединстве. Проповедь одновременно содержит в себе п р е д м е т н у ю тему целого текста (отражение реального события, значимого для аудитории в религиозном контексте) и д у х о в н у ю тему (реализация сути христианского вероучения на базе лексемы Бог и наименования нравственных понятий христианства: вера, надежда, любовь, свет, спасение, милосердие, грех, покаяние и др.). В тексте проповеди с помощью предметной темы автор подводит своего слушателя к сути текста — его духовной теме.
Если же иметь в виду полную тематическую картину проповеди как жанра, то следует отметить неоднородность предметной тематики проповеди. Данный жанр характеризуется по крайней мере тремя подтипами предметных тем. Наиболее важна в содержательном отношении и близка к духовной предметно-событийная тема сакрального текста (событие, связанное с жизнью, смертью и воскрешением Христа или с жизнеописанием святых), наряду с ней выделяются тема-факт (событие реальной обыденной действительности, которое осмысляется с религиозной точки зрения и подчиняется духовной теме) и тема-повод (тот или иной христианский праздник или другое религиозное или светское событие, послужившее отправным пунктом для проповедника). Соответственно назовем эти разновидности предметной темы с о б ы т и й н о - с а к р а л ь н о й, с о б ы т и й н о - п р о ф а н н о й и с и т у а т и в н о й. Рассмотренная логическая классификация тем позволяет сделать предварительный вывод об иерархической соподчиненности в рамках предметной темы (событийно-сакральная тема возглавляет иерархию, событийно-профанная наименее значима) и общего тематического набора: вся предметная тематика подчинена единой д у х о в н о й т е м е, главной и обязательной в тексте любой проповеди.
Композиция проповеди как линейное развертывание ее содержания типизируется по общим законам жанрообразования. Наиболее актуальна схема тематического развертывания, при которой сначала развивается ситуативная предметная тема, указывающая на повод произнесения именно этой проповеди. Затем ситуативная тема сменяется событийно-сакральной, основанной на текстах Священного Писания и богослужебных книг (Четьи-Минеи, Пролог), повествующих о реальных событиях из жизни Христа и святых Церкви. После тематической проработки событийно-сакральной темы осуществляется переход к духовной теме, истолкованию глубинного смысла рассказанных событий. При этом предметно-профанная тема является сугубо факультативной, она используется в логической структуре текста в качестве аргумента или иллюстрации к аргументу. Заканчивается проповедь композиционным блоком, в котором сливаются воедино духовная и ситуативная темы.
Продемонстрируем данную схему на базе проповеди «На Воздвижение честного и животворящего Креста Господня» архимандрита Кирилла (Павлова) [Арх. Кирилл, 2000] 1 , с привлечением материала других текстов. Проповедь начинается с экспликации ситуативной предметной темы: «Сегодня Святая Церковь торжественно вспоминает обретение Честного Креста Господня» [НВ]. Ввод ситуативной темы через речевой оборот сегодня Святая Церковь… вспоминает типичен для церковной проповеди. Используются также речевые вводы: сегодня христиане всего мира… празднуют; сегодня мы с вами снова вспоминаем…; сегодня я хотел поговорить с вами…; в настоящий день… Святая Церковь торжественно совершает память..;. мы слышали сегодня…. Прямым сигналом ситуативности служит детерминант с темпоральной семантикой.
Переход к событийно-сакральной теме осуществляется с помощью композиционно-речевой связки с номинацией это [какое] событие: «Это радостное событие последовало…» [НВ]. В других текстах отмечены речевые связки этот праздник, это произошло, эта молитва, такое покровительство. Так или иначе, с помощью слов с обобщающей семантикой (событие, праздник, покровительство) или более конкретных номинаций определенного события начальная позиция содержательного фрагмента маркируется для слушателя как обращенная к событийно-сакральной конкретике обсуждаемого явления. Это сразу же подтверждается последующим повествованием о реальных исторических событиях, легших в основу данного праздника (или другого события-повода). Сакральное событие предстает перед слушателями в его становлении и развитии, автор перечисляет существенные моменты развития события через действия героев повествования, при этом учитывается напряженность развития действия. Типичным для повествовательного фрагмента является использование проповедником классической схемы: экспозиция — завязка — развитие действия — кульминация — развязка. Повествование организуется типичными средствами грамматического оформления: используются глаголы-сказуемые совершенного вида, им сопутствуют обстоятельства со значением времени (сначала, в это время, потом, тогда), высокочастотны союзы и союзные слова того же значения (когда, во время, после того как). Смена событий передается различными сдвигами видо-временных форм глаголов. По ходу повествования указываются причинно-следственные взаимосвязи, могут использоваться описательные характеристики, однако то и другое факультативно.
Стилистическое единство данного композиционного блока достигается за счет создания единого лексического поля, в котором особенно значима конкретно-предметная лексика, поскольку повествование нацелено на чувственное воспроизведение события: Иуда, северо-восточная сторона Голгофы, капище Венеры, мусор, земля [НВ] и т. п. При повествовательном развитии событийно-сакральной темы широко используются приемы популяризации. В первую очередь, это вопросно-ответный ход как средство диалогизации текста, т. е способ привлечения внимания аудитории: «Но как найти это сокровище?.. Он связан крестною силою, а если связан, то как может тебе повредить?.. Влагает ли тебе в ум диавол худые мысли?.. Принуждает ли тебя обращать очи туда и сюда?.. Понуждает твой язык разглагольствовать?.. Доносит ли до ушей твоих суетные слова других?..» [НВ]. Вопросно-ответное структурно-содержательное единство — важнейший способ развертывания событийно-сакральной темы в тексте проповеди, активизирующий внимание адресата. Первый компонент — единичный вопрос или, чаще, цепочка вопросов, выполняет следующие функции: обозначение узловых позиций текста, связь частей текста, формирование определенного эмоционального состояния слушателей, выражение авторской оценки. В ответной части единства, как правило, содержится поведенческий пример, связанный с жизнеописаниями святых и содержащий в себе образец должного поведения и отношения к обозначаемой проблеме.