Смекни!
smekni.com

Абсурд как проявление театральной условности (стр. 5 из 5)

Как фиксация онтологических закономерностей последний тезис новизной, конечно, не отличается, но его оформление в пьесе, яркой, зрелищной и убедительной, заслуживает внимания. Абсурд в драматургии конца второго тысячелетия тяготеет к некоторому академизму: это сложившийся эстетический норматив, на равных состязающийся с законами, утвердившимися в другие эпохи. В наиболее чистом виде театр абсурда был презентацией особого мира – одновременно комического, грустного и парадоксального, но автономного, существующего благодаря сцене и не претендующего на отражение неких внеположных по отношению к театру аналогов. Сегодня абсурд по-прежнему работает как серия приемов, часть теперь уже «традиционной театральной условности». Перестав казаться революционным, театр абсурда стал классикой, которая успешно доказала правомерность установки на принципиальную и акцентированную условность.

Список литературы

Арто А. Струя Крови / Пер. с фр. С. Исаева // Антология французского сюрреализма, 20-е годы М., 1994.

Беккет С. Эндшпиль / Пер. Е. Суриц // Беккет С. Театр: Пьесы. СПб., 1999.

Вахрушев В. Логика абсурда, или Абсурд логики // Новый мир. 1992. № 7. С. 235–237.

Воронин В. С. Законы фантазии и абсурда в художественном тексте. Волгоград, 1999.

Делез Ж. Логика смысла. М., 1995.

Дюшен И. Театр парадокса // Театр парадокса (Ионеско, Беккет и другие). М., 1991. C. 5–21.

Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс: театр абсурда – реальный театр: Прочтение пьесы «Елизавета Бам» // Театр. 1991. № 11. С. 18–26.

Камю А. Миф о Сизифе: Эссе об абсурде // Сумерки богов. М., 1990. С. 221–318.

Клюев Е. В.Теория литературы абсурда. М., 2000.

Коренева М. М. Литературное измерение абсурда // Художественные ориентиры в зарубежной литературе ХХ века. М., 2002. C. 477–507.

Косиков Г. К. Несколько штрихов к портрету Альфреда Жарри // Жарри А. «Убю король» и другие произведения. М., 2002. С. 473–497.

Культурология, ХХ век: Энциклопедия. Т. 1. СПб., 1998.

Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

Пинтер Г. «Сторож» и другие драмы / Пер. с англ. А. Дорошевича. М., 1988.

Померанц Г. С. Язык абсурда // Выход из транса. М., 1995. С. 435–480.

Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.

Сартр Ж.-П.Объяснение «Постороннего» // Называть вещи своими именами. М., 1986. С. 92–107.

Тлостанова М. В. Гротеск в литературах Запада ХХ века / М. В. Тлостанова // Художественные ориентиры в зарубежной литературе ХХ века. М., 2002. C. 408–439.

Токарев Д. В. Курс на худшее: Абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М., 2002.

Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2001.

Чернорицкая О. Трансформация тел и сюжетов: Физиология перехода в поэтике абсурда // Новое лит. обозрение. 2002. № 56. С. 296–309.

Эйдинова В. В. «Антидиалогизм» как стилевой принцип русской литературы абсурда 1920-х – начала 1930-х годов (к проблеме литературной динамики) // XX век. Литература. Стиль: Стилевые закономерности русской литературы XX века (1900–1930). Вып. 1. Екатеринбург, 1994. С. 7–23.

Barnes P. Plays: One (The Ruling Class, Leonardo’s Last Supper, Noonday Demons, The Bewitched, Laughter! Barnes’ People). L., 1989.

Barnes P. Plays: Two (Red Noses, The Spirit of Man, Nobody Here but Us Chickens, Sunsets and Glories, Bye ByeColumbus). L., 1993.

Beckett S. The Complete Dramatic Works. L.;Boston, 1986.

Beckett S. Disjecta. Miscellaneous Writings and a Dramatic Fragment / Ed. by Ruby Cohn. N. Y., 1984.

Bloom H. The Western Canon: The Books and School of the Ages. N. Y.;San Diego; L., 1994.

Cronin A. Samuel Beckett: The Last Modernist. N. Y., 1997.

Doherty Fr.Samuel Beckett. L., 1971.

Esslin M. Pinter the Playwright. L., 1992.

Esslin M. The Theatre of the Absurd. L., 1964.

Hauck G. Reductionism in Drama and the Theatre: The case of Samuel Beckett. [Potomak;Maryland, 1992].

Hammond B. S.Beckett and Pinter: towards a grammar of the absurd // J. of Beckett Studies. 1979. № 4. P. 31–39.

Innes Ch.«The Cutting Edge of Comedy: Peter Barnes’ Polemics» // New Forms of Comedy: Contemporary Drama in English 1.Trier, 1994. P. 7–22.

Kalb J. Beckett in Performance.Cambridge; N. Y.; N. Rochelle;Melbourne;Sydney, 1989.

Kennedy A. K.Samuel Beckett.Cambridge, 1989.

KennerH. A Reader’s Guide to Samuel Beckett. L., 1973.

Mayberry B. Theatre of Discord: Dissonance in Beckett, Albee and Pinter. L.;Toronto, 1989.

Morrison K. Canters and Chronicles: The Use of Narrative in the Plays of Samuel Beckett and Harold Pinter. Chicago; L., 1983.

Примечания

1 Два последних термина – «редукция» и «несогласие» – являются оппозиционными по отношению к понятию «абсурд». Определение «театр абсурда» – самое распространенное и «аргументированное» в нашей науке, доказавшее свою жизнеспособность, но не единственное для атрибуции драматургии С. Беккета и ряда его современников. Б. Мэйбери называет тот же феномен «театром разлада» [см.: Mayberry, 1989], Ф. Доэрти – театром страдания [см.: Doherty, 1971], Г. Хаук успешно применяет для анализа беккетовского театра понятие «редукция» [см.: Hauck, 1992].