Смекни!
smekni.com

Особенности лексико-семантического поля «отношение человека к собственности»а (стр. 1 из 3)

Особенности лексико-семантического поля «отношение человека к собственности»

А. А. Едалина

Данная работа выполнена в русле современных этнолингвистических исследований, ориентированных на реконструкцию народной языковой картины мира. Значительный интерес в указанном аспекте представляет рассмотрение диалектной лексики, которая является ценнейшим источником для получения этнокультурной информации. Русские говоры «обслуживают» традиционное мировоззрение, сформированное в условиях иных имущественных отношений, нежели те, которые окружают носителя литературного языка и книжного языкового сознания, и это выступает дополнительным обстоятельством, обусловившим наше обращение к диалектному материалу. Исследователи в качестве источника этнокультурной информации избирают различные фрагменты диалектной языковой системы. Так, Ж. Ж. Варбот обращается к комплексному анализу лексико-семантических полей и этимологических гнезд [см.: Варбот], С. М. Толстая, Е. И. Якушкина, Т. В. Леонтьева сосредотачивают свой взгляд на внутренней форме слова и его мотивационных связях [см., например: Толстая, 2002; Якушкина; Леонтьева]. Часто «ареной» для этнолингвистической интерпретации материала становится семантическое поле, методика исследования которого подробно описана Е. Л. Березович [Березович, 19—50].

Для проведения семасиологического анализа нами взято лексико-семантическое поле «отношение человека к собственности» и предпринята попытка определить его границы, выявить особенности его организации. Материал для исследования извлечен из Словаря русских народных говоров (СРНГ).

Представления человека о характере «взаимоотношений» с собственностью весьма многообразны, о чем говорят состав и объем лексического фонда, отражающего данную сферу деятельности человека, вписываются в традиционную для носителя диалекта систему ценностей и имеют ощутимый этнокультурный колорит.

Главной особенностью любого лексико-семантического поля 1 является «наличие ядра и периферии, именно это позволяет отграничить поле от иных парадигм (лексико-семантической группы, фрейма и др.)» [Верхотурова, 18]. Поле «отношение человека к собственности» хорошо очерчено, характеризуется наличием довольно четкой и проработанной структуры, организующей данную лексическую группу. В нем можно выделить центр (ядро) и четыре основных сектора (периферия).

При выделении центра семантического поля «отношение человека к собственности» мы разграничиваем понятия «центр поля» и «базовый смысл поля». Под центром мы понимаем слово (или группу слов), наиболее точно соответствующих имени поля, под базовым смыслом — ключевое понятие, выражаемое всеми единицами данного поля, которое определяет состав и окружение поля. Для изучаемого поля разграничение этих понятий удалось произвести, опираясь на соотношение внутренней формы ключевого в имени поля слова (словасобственность) и определения самого понятия собственности.

Если обратиться к происхождению словасобственность, то мы увидим, что кореньсоб- (с вариантомсеб-, ср.:себя, себялюбец) оказывается связанным со слав. *svojь, которое является прямым продолжением и.-е., *sue-, т. е. кореньсоб- реализует в русском языке семантику ‘свой’ [см.: Трубачев, 166—176]. Следовательно, первоначальное значение словасобственность— ‘то, что является своим’. На синхронном же уровне оно трактуется как ‘имущество, принадлежащее кому-либо и находящееся в полном распоряжении кого-либо, чего-либо’ [МАС, IV, 172]. Таким образом, современное пониманиесобственностикак имущества является более узким, конкретизированным по сравнению с тем, которое отражено во внутренней форме слова. Однако центром поля «отношение к собственности» будет являться лексическая репрезентация представлений о собственности в связи с ее материальным воплощением (имущество, хозяйство, пожитки), поскольку именноона будет определять основные оппозиции нашего поля (например: наличие/отсутствие имущественной собственности, способ приобретения имущества). Базовый же смысл поля, содержащийся во внутренней форме словасобственность, можно определить как отношение принадлежности, при этом наиболее важно разграничение всего лексического массива на две зоны: 1) на лексику, содержащую в семантике идею отношения к чужой собственности, принадлежности другому; 2) на лексику, содержащую в семантике идею отношения к своей собственности, принадлежности себе. Это деление будет прослеживаться далее во всех секторах изучаемого нами поля.

Все четыре сектора поля «отношение человека к собственности» определяются содержательным минимумом, который можно обозначить как отношения имущественного обладания между субъектом (как правило, одушевленным лицом, способным к сознательным действиям) и объектом собственности (необходимыми качествами которого являются его конкретность, материальность, принадлежность кому-либо). При этом имущественное обладание понимается прежде всего как результат процесса, действия субъекта по отношению к собственности(своей или чужой). В зависимости от наличия или отсутствия имущественной собственности, ее количества и качества определяются крайние состояния субъекта собственности (богатство, бедность). Этими базовыми параметрами, на наш взгляд, определяются границы данного семантического поля.

Объект собственности

Потенциально объектом собственности может выступать огромное количество различных предметов, однако далеко не все слова, их обозначающие, входят в состав изучаемого поля. В него следует включить слова, содержащие лингвистически релевантное указание на то, что носитель языка воспринимает соответствующие объекты действительности как объекты собственности. Такое указание содержится, в первую очередь, во внутренней форме слов. Следовательно, речь должна идти о лексических единицах, образованных от корнейсеб-, соб-, св-, которые являют собой самостоятельное этимолого-словообразовательное гнездо. Эти единицы составляют весьма солидный массив и четко распадаются на две части в зависимости от словообразующего корня. Так, исторически более древняя огласовкасв-в большей степени уходит в «нематериальную» сферу (отношения родства и проч.) [см.: Толстая, 2008, 406—421], тогда как более поздние образования ссоб-, себ-детально прописывают те объекты, которыми может владеть человек, начиная от вещей, необходимых ему для жизни (предметы обихода, скот, земля и многое другое), и заканчивая владением живыми людьми (крепостные, слуги). Помимо них в круг изучаемых фактов следует включить слова, имеющие сему ‘собственность’ в составе концептуального ядра значения.

Для описания семантической структуры поля «отношение к собственности» достаточным будет рассмотрение только лексических единиц собирательного характера, имеющих значения ‘имущество’, ‘хозяйство’, ‘пожитки’. Главным качеством объекта собственности признается его принадлежность кому-либо, причем важна как принадлежность в данный момент времени (добрина‘всякого рода свое движимое имущество, добро’ [СРНГ, 8, 76], кальга‘общая собственность, общий доход’ [Там же, 13, 7]), так и принадлежность этого имущества кому-либо до сего момента (батьковщина‘имущество, доставшееся от отца, наследство’ [Там же, 7, 20], дедовское‘имущество деда’ [Там же, 331]).

Модификации смысла могут быть также осуществлены: а)по способу приобретения имущества (добычь‘добытое торговлей или трудами имущество’ [Там же, 8, 83], горб‘о заработке, имуществе’ [Там же, 7, 20]); б) по социальному статусу обладателя (добрыдни‘пожитки, имущество, в особенности женское, состоящее из платья, белья и разных нарядов’ [Там же, 8, 80]); в)по качеству и количеству имущественной собственности (злыдни‘последнее жалкое имущество’ [Там же, 11, 294], жирка‘небольшое домашнее хозяйство’ [Там же, 9, 182]). Если же говорить о местоположении сектора «объект собственности», то он располагается в самом центре семантического поля «отношение к собственности». Им задаются все основные оппозиции поля: наличие/отсутствие имущества, приобретение/растрачивание имущества, характеристика человека в зависимости от его поведения и отношения к собственности/имуществу.

Субъект собственности

Данный сектор можно разделить на два блока в соответствии с вычленяемыми базовыми признаками для той или иной группы лексем.

А. Качественная характеристика человека по отношению к собственности.

Эта группа выделяется на основании такого признака, как поведение человека по отношению к собственности, проявляющееся при взаимодействии в социуме. Сюда входят лексемы, имеющие следующие значения:расточительный, бережливый; скупой/жадный/корыстолюбивый, щедрый. Парарасточительный — бережливыйпрежде всего рассматривается как реализующая признак ‘отношение человека ксвоейсобственности’. Для значения ‘бережливый’ синонимичными будут значения ‘экономный’, ‘расчетливый’ (кредитный‘экономный, бережливый, хозяйственный’ [СРНГ, 15, 206], расчетный‘расчетливый, бережливый’ [Там же, 34, 239]). Для значения ‘расточительный’ — ‘неэкономный, небережливый’, ‘мот, транжира’. В тех случаях, когда растрачиваемое имущество досталось по наследству, оно расценивается как уже осознанноесвоим:развейдомник‘нерадивый хозяин, расточитель, мот’ (Oт-разведомник и есть, все отцово хозяйство по ветру пустил) [СРНГ, 33, 283]. Значение ‘расточительный, бесхозяйственный’ образует отношения «негативной симметрии» со значением ‘бережливый’ (как заботящийся о своем хозяйстве), ср.:раздаваха‘небережливый человек, мот; плохой хозяин, хозяйка’ [Там же, 320], растеряха‘о бесхозяйственном, небережливом человеке’ [Там же, 34, 256], развей‘нерадивый хозяин, расточитель, мот’ [Там же, 33, 283].

Противопоставлениескупой/жадный/корыстолюбивый — щедрыйимеет более сложную структуру. Это объясняется тем, что данные понятия раскрывают не только отношение человека к собственности (как к своей, так и к чужой), но и его позицию относительно других людей. Происходит своеобразное преобразование двусторонних отношений в трехсторонние: биномчеловек®объект обладания, воздействия (имущество/собственность)нередко трансформируется в треугольникчеловек®объект обладания, воздействия®другой человек. Скупой, жадный и корыстолюбивый человек характеризуется не только страстью к приобретению и приумножению своей собственности, но и таким качеством, как нежелание тратить, отдавать другим эту собственность. Такой человек оказывается обращен «на себя», сосредоточен лишь на собственном благосостоянии и, как следствие, оказывается «закрытым» для других.