Офертой согласно п. 1 ст. 435 ГК РФ признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. В соответствии с п. 2 названной статьи оферта обладает связующей силой, она, с момента получения адресатом, обязывает лицо, направившее ее, считать себя заключившим договор с адресатом, которым оферта будет принята. Следовательно, оферта порождает определенные законом последствия и, таким образом, является юридическим фактом.
Вопрос о месте оферты в системе юридических фактов является спорным. При этом основной спор возникает по поводу того, является ли оферта односторонней сделкой (так же как и акцепт) или оферта и акцепт — слагаемые двусторонней сделки (договора).
Большинство авторов считает, что оферта и акцепт не являются односторонними сделками, эти действия являются лишь составными частями двусторонней сделки - договора. В подтверждение своей точки зрения они ссылаются на высказывание О.А. Красавчикова о том, что "Договор не юридическая сумма односторонних волеизъявлений, односторонних актов, односторонних сделок и тем более, односторонних согласий". На основе анализа данного высказывания сторонники рассматриваемой точки зрения приходят к выводу, что договор является тем конечным результатом, в котором воля сторон находит свое общее выражение, то есть единым, с юридической точки зрения, "волевым актом".
Мы соглашаемся с О.А. Красавчиковым в том, что договор представляет собой систему волеизъявлений, следствием или "органическим воплощением" которой является взаимное соглашение сторон, являющееся единым волевым актом. Однако необходимо отметить, что приведенное выше утверждение О.А. Красавчикова в большей степени относится к самому договору, как юридическому факту, а не к процессу его заключения, в ходе которого взаимное соглашение сторон достигается посредством направления и принятия односторонних волеизъявлений.
В подтверждение того, что оферта и акцепт не являются односторонними сделками М.И. Брагинский, ссылается на действующий ГК РФ: "Офертой признается, подчеркнуто в п. 1 ст. 435 ГК РФ, намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Цель оферты состоит, таким образом, не в том, чтобы заключить договор, а в том, чтобы поставить товары, выполнить работы или оказать услуги либо заказать все это. Следовательно, содержание оферты и акцепта совпадает не только одно с другим, но и с содержанием договора".
Можно согласиться с М.И. Брагинским в том, что касается совпадения содержания оферты, акцепта и договора, поскольку это действительно так. Договор, по общему правилу, установленному п. 1 ст. 433 ГК РФ, считается заключенным с момента, когда на оферту получен акцепт. Оферта содержит все существенные условия будущего договора, а акцепт должен быть только безоговорочным. Акцепт на иных условиях не будет считаться акцептом. Такой акцепт в соответствии со ст. 443 ГК РФ признается отказом от акцепта и в то же время, новой офертой. Таким образом, акцепт в части договорных условий должен совпадать по содержанию с офертой. Следовательно, если сторонами не высказано иного, договор будет заключен на условиях, указанных в оферте, а потому содержание оферты, акцепта и договора в части договорных условий будет совпадать всегда, что подтверждает на наш взгляд, что сам договор не является простой суммой оферты и акцепта.
С тем же, что оферта направлена не на заключение договора, а на выполнение работ, поставку товара и прочее, с М.И. Брагинским согласиться сложно. Анализ п. 1 ст. 435 ГК РФ, свидетельствует, что офертой признается предложение, которое выражает намерение лица, сделавшего его, считать себя заключившим договор, а не само намерение поставить товары, оказать услуги или выполнить работы. Из такого легального определения оферты можно сделать следующий вывод: поскольку предложение заключить договор выражает намерение оферента не заключить договор, а именно считать себя заключившим договор, то договор возникает в результате акцепта оферты. Никаких дополнительных действий по заключению договора от сторон не требуется, за исключением тех случаев, когда законом установлены особые требования к форме заключаемого договора (составление единого документа, нотариальное удостоверение) либо необходима его государственная регистрация. Более того, с учетом положений п. 3 ст. 438 ГК РФ можно утверждать, что, получив оферту, сторона договора может немедленно приступать к его исполнению. По нашему мнению такая взаимосвязь двух все же самостоятельных правовых явлений — оферты и договора — вовсе не является основанием для умаления значения одного из них — оферты. Тем более что правовые последствия полученной адресатом оферты и заключенного договора существенно различаются. Все действия, указанные М.И. Брагинским, в приведенной цитате являются, по сути, исполнением договора. Заключая договор, стороны, естественно, исходят из того, что он будет исполнен, иначе его заключение не имеет смысла, однако исполнение заключенного договора производится не на основании оферты или акцепта, а на основании самого договора. Даже в том случае, когда договор заключен сторонами в соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ путем обмена документами, основанием, из которого возникают права и обязанности его сторон, является сам заключенный договор. Из договора возникают обязанности сторон по передаче имущества, оплате товаров, работ, услуг, в то время как последствием направления документа, содержащего признаки оферты, является лишь связанность оферента своим предложением и право адресата принять предложение.
Нас не убеждает позиция авторов, считающих оферту и акцепт составными частями договора. По нашему мнению оферта и акцепт являются односторонними сделками. На наш взгляд это можно обосновать следующим.
Оферта обладает всеми признаками юридического факта. Оферта — это факт реальной действительности. Он закреплен в законе (ст. 435 ГК РФ) и порождает гражданские права и обязанности – связанность оферента, его обязанность считать себя заключившим договор с адресатом оферты, в случае принятия предложения, и право адресата оферты принять предложение оферента.
Будучи юридическим фактом, оферта занимает определенное место в системе юридических фактов.
Оферта является действием. Она – волевой акт, так как предложение заключить договор, являющееся офертой, должно выражать волю направившего его лица заключить договор, его "намерение... считать себя заключившим договор" (п. 1 ст. 435 ГК РФ).
Оферта — это действие правомерное. Оферта не стала бы одной из стадий заключения договора, будь она противоправна, поскольку всякое противоправное действие запрещено под угрозой наказания.
К правомерным действиям в гражданско-правовой классификации юридических фактов относятся договоры, сделки, юридические поступки административные акты и судебные решения. Оферта не административный акт и не судебное решение. Договором она также быть не может, поскольку, во-первых, исходя из определения, это "адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение..." (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Во-вторых, оферта составляется без участия адресата, в то время как договор предполагает соглашение сторон по всем существенным условиям. Оферта не является юридическим поступком, поскольку, в отличие от юридических поступков, порождающих правовые последствия вне зависимости от направленности воли совершающих их лиц, оферта порождает именно те последствия, на которые направлена воля оферента – его связанность своим предложением и право адресата оферты акцептовать ее.
Оферта отвечает установленным законом признакам односторонней сделки. Так, в силу ст. 154 ГК РФ односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны. Офертой же согласно ст. 435 ГК РФ признается лишь такое предложение заключить договор, которое выражает волю сделавшего его лица. Таким образом, в оферте выражается воля одной стороны и ее достаточно для возникновения прав и обязанностей оферента и адресата предложения. Согласно ст. 155 ГК РФ односторонняя сделка создает обязанности для лица, совершившего сделку. Так и оферта создает обязанность для оферента вступить в договор с тем, кто ее акцептует.
Отметим, что точка зрения, согласно которой оферту следует рассматривать как одностороннюю сделку, также находит в юридической литературе своих сторонников. Так, В.С. Ем, упоминает о предложении заключить договор, рассматривая односторонние сделки. Он пишет, что "предлагая заключить договор, субъект юридически связывает себя возможностью принятия предложения его адресатом. Таким образом, у адресата предложения возникает особая возможность его принятия, именуемая секундарным правомочием".
Рассматривая вопрос о значении "односторонних волеизъявлений в жизни обязательства", к каковым относят оферту и акцепт, некоторыые авторы справедливо утверждают: "Одностороннее волеизъявление, порождающее, изменяющее или прекращающее какое-либо юридическое отношение, является юридическим фактом. В этом отношении всякое одностороннее волеизъявление подпадает под понятие сделки так же, как и договор".
Следует так же заметить, что критикуемая точка зрения, рассматривающая оферту и акцепт как составные части гражданско-правового договора, не придавая им самостоятельного значения как юридическим фактам, сформировалась в науке советского гражданского права, в то время, когда наиболее распространенным видом договоров был, так называемый, хозяйственный договор, обязательный для одной или обеих сторон в силу планового акта, определявшего сторон договора, их права, права и обязанности организаций, не являющихся сторонами договора. И.Б Новицкий, говоря о заключении договора, утверждал: "стороны — социалистические организации могут быть в разногласии по содержанию будущего договора, но не могут доводить свои разногласия до срыва договора. Заключение договора - общее дело сторон, которое они должны довести до конца в силу обязанности перед государством". В таких условиях оферта была, по сути, простым извещением о готовности заключить договор - выполнить свою обязанность перед государством.