Определённый жанр соответствует теме как предмету, но он предметно ориентирован не на каждый отдельный жизненный материал, а на определённый его тип. Репортаж, например, может быть о спортивном поединке, о полёте в космос, о пожаре - но обязательно о ходе события. Статья работает только с проблемами, интервью – с мнениями, а рецензия имеет дело не с самой действительностью, а с её отражением в фильме, в книге, спектакле. Нарушение этого порядка приводит к полной нелепости, либо к необходимости подделывать внешнюю форму, имитировать жанр. Чтобы этого избежать, журналист должен отчетливо представлять не только «фактуру», но и задачу, которую ему предстоит решать.
Итак, задача, или функциональная обоснованность – второй кит, на котором держится жанр. Считается, что журналистика решает триединую задачу:
- сообщение фактов;
- оценка, анализ, интерпретация фактов, событий, явлений;
- изображение фактов, событий и явлений.
Эти три задачи формируют три группы жанров:
- информационные;
- аналитические;
- художественно-публицистические (документально-художественные).
К информационным жанрам относятся заметка, корреспонденция, репортаж, некролог и др.; к аналитическим – беседа, комментарий, анкета, рейтинг, рецензия, журналистское расследование; к художественно-публицистическим – очерк, фельетон, анекдот, пародия, эпитафия. У жанра может быть несколько функций, но в основе неизменно остаётся одна. Так, главной задачей корреспонденции является информационная, статья специализируется на постановке и решении проблемы, заметка сообщает новости, обзор помогает представить положение дел в целом, обозрение – увидеть в этом целом перспективные тенденции. Информационные признаки жанра остаются неизменными в течение столетий, но остальные более подвижны и изменения их для жанра весьма чувствительны. Поэтому, выбирая творческую задачу, журналист должен знать, какой жанр предназначен для её решения.
Связь между предметом и функцией определяет жанр, а значит устанавливает метод работы с информацией. С информационными жанрами, предназначенными для «новостного» материала, проще – им соответствуют наиболее освоенные способы собирания информации: наблюдение, расспрашивание, чтение документов. Аналитические жанры имеют дело с интерпретирующей информацией, и их методы ориентированы на основные логические операции: дедукцию и индукцию, установление причинно-следственных связей, анализ.
Знание жанрообразующих факторов помогает более чётко представить себе истоки и особенности возникновения тех или иных жанров. Но процесс жанрообразования, то есть обретения будущими публикациями характеристик, позволяющих относить эти публикации, например, к уже известным жанрам, надо отличать от процесса возникновения «имён» жанров. Этот второй - процесс номинации, заявившей о себе новой группы публикаций, ещё не получившей жанрового определения. Не имеет строгих принципиальных оснований, не опирается на какую-либо закономерность.
Выделение особого вида жанра или смешивание его с другими жанрами происходит в результате изменений в каждом из жанрообразующих факторов. Эти изменения могут быть обусловлены отмиранием (не основных) и появлением новых функций жанров. Усложнением информационных задач, открытием новых предметных граней действительности.
Процесс «гибридизации» был подробно показан В.В. Ученовой на примере репортажа. В начале 80-х годов происходило заметное движение репортажа к аналитике. Конечно, оставался и классический, информационно-событийный и познавательный репортаж, но трудами Г.Бочарова, Ю.Роста, В. Черткова и других выделился особый вид репортажа – аналитический. Этот термин не прижился, и сегодня чаще говорят о «репортёрском расследовании». Однако расследование – не жанр, а метод, открывающий пути к нескольким жанрам: корреспонденции, проблемному очерку, статье. Осознавая и творчески осваивая процесс развития жанров, важно не терять из виду, что за внешне наглядными метаморфозами жанров происходит многомерное сочетание, пересечение и взаимодействие методов журналистского познания, репортерского поиска, приёмов исследования, и именно в этих, спрятанных в глубине строки, взаимодействиях обнаруживаются многие секреты эволюции традиционных жанровых форм.
В процессе написания курсовой работы, я не раз задумывалась, не является ли жанр надуманным, несуществующим понятием, оболочкой, под которой может содержаться всё, что угодно. Мысль о том, что жанр – это лишь выдумка теоретиков не раз встречалась в прочитанных мною книгах и статьях. Теперь я могу твёрдо сказать, что не согласна с этой точкой зрения.
Жанры можно сравнить с нациями – каждая имеет свой язык, свои традиции, историю и менталитет. И каждая прекрасна в своём своеобразии и уникальности. А вместе они составляют единый мир – жестокий, но гармоничный.В своей работе я попыталась отобразить единство, неразделимость жанров, нарисовать картину «жанрового мира», так похожего на мир людей.
Жанр – это основа поэтики любого вида искусства, её исходные выразительные формы. Знание их – важная ступенька на пути к вершинам мастерства. И так же, как художник, постигший азы реалистической живописи, легко сможет развить в себе талант импрессиониста, журналист, освоивший информационные жанры легко освоит приёмы очерка и фельетона.
Список использованной литературы:
Эстетика: Словарь. – Москва: Политиздат, 1989.
Большая советская энциклопедия. – Москва, 1992.
Энциклопедия изобразительного искусства. – Москва, 1985
Тертычный А.А. Жанры периодической печати: Учебное пособие. – Москва.: Апспект Пресс, 2000.
Любовь Шибаева «Жанры в теории и практике журналистики»
«Жанры современной радиожурналистики» www.sprut.ru