В наше время культура идет от слова к мысли. Массовые средства фактически контролируют всю культуру. Современный человек вырабатывает свою индивидуальную культуру под воздействием непрерывного потока возникающих перед его восприятием и сознанием компонентов культуры, отфильтрованных массовыми коммуникациями
Использование термина созерцания, как уже говорилось, применительно к эстетическому познанию и процессу восприятия объекта связано с глубокой традицией, в которой немало ценного. Немецкий искусствовед Вин Кельман говорил о созерцании как о постижении красоты произведений искусства, единства во многообразии, воплощенного, например, в знаменитой эллиптичной линии. Созерцанию, по Вин Кельману, отвечают благородная простота и спокойное величие как в позе, так и в выражении', что являлось замечательной чертой греческих шедевров. Широко использует понятие созерцания Гете. Он отличает термин «углубленное рассмотрение» от термина «поверхностное наблюдение». Сила художника, пишет Гете, заключается в созерцании, в схватывании целостной значимости, в восприятии отдельных частей.... Для грека, считает Гете, еще не распались на части чувство и созерцание, тогда как для современного человека значим не только и не столько объект, как чувство и мысли по поводу объекта и даже отлет фантазии от мира во всей его бытийной целостности в сторону чего-то запредельного.
Погруженность в сложный мир художественного произведения, сосредоточение внимания именно на нем и его культурном контексте, освобождение от мешающих дан ному познавательному акту других устремлений и интересов связаны с таким атрибутивным свойством эстетического созерцания, как бескорыстие.
В марксистской немецкой литературе подчеркивается, что в созерцании объективная реальность дана в форме восприятия или репродуцирования с помощью представления как единое явление, в котором еще не отличаются друг от друга единичное и всеобщее, существенное и несущественное, необходимое и случайное. Это происходит лишь в процессе рациональной переработки созерцаемого материала с помощью мышления. Взгляд, что созерцание схватывает только единичное, случайное, несущественное, справедливо оценивается как недиалектический.
Созерцание есть необходимый компонент искусства. Что касается собственно эстетического созерцания, то еще известный искусствовед Бакушинский писал: я...в эстетическом созерцании есть такой последний и самый ценный момент, когда оно ускользает от слов, умственных мерок и всякого перевода на иной язык, кроме того, которым воспользовался художник как творческим орудием. Это драгоценное ядро искусства"
Время от времени вскипает "антисозерцательная" волна. Говорят о неизбежности кризиса созерцания, связывая этот процесс с темпами современной жизни, распространением средств массовых коммуникаций, репродукций и копий, а также с повышением роли "вещного искусства" в окружающей, повседневной, бытовой, градостроительной среде. Рост повседневного общения с "вещным искусством", удовлетворяя эстетическую потребность человека в гармонической организации окружающей его предметно-пространственной среды, одно временно в какой-то степени способствует закреплению фрагментарного восприятия эстетического объекта, противостоящего концертномузейному, сосредоточенно устойчивому и почтительно-дистанционному его созерцанию. Навыки ускоренного, и "несозерцательного" восприятия и оценки художественного объекта возникают также в атмосфере потребительского, престижного отношения к культуре, что может оцениваться только негативно.
Любая новая пространственно-предметная композиция, изменение ландшафта, а тем более активное строительство влияют на художественный облик здания, ансамбля, архитектурного комплекса. Изменяя близлежащую и более отдаленную среду, архитектурную и ландшафтную, мы вносим элементы нового истолкования произведения искусства. Эта интерпретация должна быть исторически обоснованной и эстетически выразительной, а в некоторых случаях художественно полноценной и органично включенной в наше время и современную пространственную среду. В силу этого деятельности по сох ранению памятников культуры и установлению их взаимосвязей с иными историческими ценностями и новой культурной средой должен предшествовать научный анализ всех возможных последствий вносимых нами новшеств.
Соседство памятников старины и новых зданий не всегда бывает удачным. Так, например, игрушечно-бутафорский облик церкви Сименона Столпника на новом Арбате: слишком близко она расположена к огромным новым домам, и между ними нет никакой взаимосвязи, в том числе и по принципу контраста. В гостинице "Россия" гипертрофирован объем и непропорционально увеличена этажность по отношению к Кремлю. Кроме того, ее положение разрушило восприятие Покровского собора со стороны Красной площади. Несоблюдение пространственной удаленности может разрушить взаимосвязь старого и нового; соблюдение ее способно взаимно обогатить старое и новое. Поскольку техника современного строительства резко отличается от прежних эпох, особую роль в выявлении единства старой и новой застройки приобретает композиция, основанная на объемно-пространственных и силуэтных соотношениях по принципу соответствия, гармонизации или контраста, тоже включающего определенное сходство, на котором вырисовывается различие. В крайнем случае это отношения нейтрального характера, но не подавления одного другим. Попытки стилизации под старину довольно распространены, но малоплодотворны, современная охрана памятника, создание его окружения нуждается, скорее, в переосмыслении традиций прошлого, в сохранении некоторых трансформированных компонентов, а не в стилизаторской деятельности, в поддельной экзотике.
Особой значимостью в современной художественной культуре обладают переводы художественно-прозаических произведений на язык театра, кино, художественного телевидения (инсценировки, сценические варианты, переложения для сцены, композиции, драматические исследования и т. п., а также телефильмы, экранизации, кинороманы и т. п.). Одним из путей создания художественной интерпретации становится при этом акцентировка определенных тем, мотивов произведения-первоисточника.
1. «Вопросы философии» №7 1997г.
2. «Философия» В.П. Кохановский «Феникс» 2000г.
3. «Основы философии» В.Г. Горбачев М.; 1997г.
4. «Произведение искусства в мире художественной культуры» М.;1998г.
5. «Искусство и эстетика» Г.Н. Поспелов М.;1984 г.
6. К. Маркс и Ф. Энгельс «Об искусстве». М.;1983
7. Блок А. «Об искусстве». М.;1989
8. Гулыпа А.В. «Принцип эстетики» М.;1997