Смекни!
smekni.com

Исторические и культурные места в Геленджике (стр. 1 из 5)

План работы:

1. Историческая справка.

2. По городу-курорту.

3. Тонкий мыс. Голубая бухта.

4. Дивноморск или Фальшивый Геленджик

5. Джанхот

6. Криница и Бетта

7. От Геленджика до Архипо-Осиповки

8. Архипо-Осиповка

9. Литература
Историческая справка.

Геленджикская бухта с глубокой древности привлекала внимание человека. Её берега в те времена были покрыты могучим листвен­ным лесом, среди которого преобладали дуб и граб; склоны Маркотхского хреб­та покрывали вечнозеленые можжевельники, высокие кедры. Местами эти деревья подступали к морю, смеши­ваясь с лиственными,

Юго-восточный берег бух­ты представлял пологое к морю возвышение. На этом месте около семи тысяч лет назад поселился человек, до­казательством чего являют­ся предметы его обихода, которые здесь найдены.

Спустя почти две тысячи лет человек заселил весь бе­рег бухты и ее окрестности. На северной ее стороне вскрыты круглые, обмазан­ные глиной, ямы, в них зола, угли, черепки, кости, диких и домашних животных. В_раскопках наидены - сибойники, точила, кремневая пилочка. Каменная мотыга, рыболовецкий поплавок из пемзы. Человек в то время занимал­ся земледелием, охотой, рыбной ловлей, животноводством.

Разными сказами овеяны обомшелые каменные соо­ружения—дольмены, которые построили здесь люди, жившие в эпоху меди и бронзы. Они встречаются на вер­шинах гор. в долинах рек и напоминают собой хаты. сло­женные из больших плит песчаника весом от 300 до 800 пудов каждая. В нижней части передней стены располо­жено отверстие диаметром до 45 сантиметров. Дольмены служили для захоронения в них родовой знати. Отвер-ствие после совершения ритуальных обрядов закрыва­лось грибовидной каменной пробкой. Затем способ захоронения изменился, стали появляться большие гробницы, сложенные из легких каменных плит с насыпанными на них курганами, такие памятники находятся на, Толстом мысу и далее на прибрежной—полосе, вплоть до села Фальшивый Геленджик (Дивноморск). Относятся они к 8-6 векам до н. э. и характеризуют собой закат эпохи бронзы, начало железного века. В них найдены наконечники копий из бронзы и железа, кривые железные ножи, боевые топорики, бронзовые украшения, глиняные посуда. У людей, оставивших эти памятники, было развито животноводство, земледелие, ремесла. С ними вели торговлю древние греки. На своих гребных судах—галерах они заходили в Геленджикскую бухту, доставляя сюда посуду, ткани, вина. Этот период связан с разложением родового строя.

В VI веке до и. э. на берегу Геленджикской бухты греки основали небольшую торговую колонию—город Торик, о существовании которого впервые упоминает греческий географ Скилак Кариандский.

Торик лежал на оживленном морском торговом пути, о чем свидетельствуют пантикапейские и боспорские монеты, фрагменты древнегреческих сосудов, найденные на берегу бухты. В 63 году до н. э. Торик становится римским портом Пагры. В окрестностях города обнаружены мечи, римские и боспорские монеты, относящиеся к это­му периоду.

Около 370 года гунны опустошили и разрушили города Причерноморья. Позже на восточных берегах Черно­го моря появляются византийцы. Одновременно сюда проникают славяне и расселяются среди местных племен. В конце Х века на территории Таманского полуострова возникло русское феодальное Тмутараканское княжество, ставшее частью Киевской Руси. Оно просущест­вовало до татаро-монгольского нашествия. Орды Чингис-хана испепелили 'Тмутаракань и города Черномор­ского побережья Кавказа. На берегу Геленджикской бух­ты погибла цветущая колония византийцев. До сих пор жители находят в своих огородах плоские стрелы монголо-татар со сквозными вырезами по оси.

В конце XV столетия Черноморское побережье Кавказа захватывают турки. Крупное торговое село на берегу Геленджикской бухты становится местом вывоза турками невольниц—молодых красивых девушек-горянок для гаремов. С этого времени оно получает тюркское название «Геленджик», что по-русски означает «Невесточка». Помимо невольниц, отсюда вывозили рабов на Трапезундские рудники, а также лес и шкуры животных. Горцы, населявшие побережье, попали в зависимость к туркам и к их вассалу—крымским татарам. Владычество турок на Черноморском побережье Кавказа длилось три­ста лет. Это были самые мрачные времена в истории гор­ских племен — адыгов.

В сентябре 1829 года был подписан Адрианопольский договор, по которому восточное побережье Черного моря, от устья реки Кубани до Батуми, отошло России. Воина с Турцией прекратилась, но адыгейские феодалы, подстрекаемые турками и английской агентурой, отка­зались подчиниться России. Оружие и боеприпасы горцы стали получать от Турции и Англии. Для того чтобы прекратить всякие сношения между турками и адыгейскими феодалами, Россия строит ряд укреплений вдоль побе­режья Черного моря. Первое из них было возведено в августе 1831 года на берегу Геленджикской бухты.

Бухта имела в то время важное стратегическое зна­чение. После Новороссийска она служила второй базой русского флота. Отсюда военные суда контролировали береговую зону до Гагры.

Всего на побережье было построено 19 укреплений, Ближайшие укрепления на юго-востоке от Геленджикского—Ново-Троицкое в устье реки Пшады и Михайловское—в устье реки Вулан. Оба эти укрепления были построены в 1837 году генералом Вельяминовым. Михайловское укрепление, расположенное на холме, при­крывало собой древнюю Вуланскую бухту. Северо-западнее от Геленджикского укрепления, в устье реки Накопсе, в 1836 году возник форт Александрия, переимено­ванный впоследствии в укрепление Кабардинское.

В те времена на Кавказ высылали политически не­благонадежных и разжалованных офицеров. Декабрист Александр Бестужев-Марлинский, после отбытия ссылки в Якутске, в апреле 1829 года по указу царя был зачис­лен рядовым в Кавказскую армию, а в 1835 году его пе­ревели в Геленджикское укрепление. Писатель и публи­цист, человек передовой мысли, друг казненного Рылее­ва, в стенах этой крепости испытывал на себе месть рус­ского самодержавия. 7 июня 1837 года он погиб при взя­тии русскими войсками мыса Адлер.

С мая 1864 года Черноморское побережье Кавказа начало заселяться русскими. В первую очередь сюда пе­реселили в принудительном порядке 629 семей, состоя­щих из казаков Кубанского войска, отставных матросов Черноморского флота из города Николаева, государст­венных крестьян и старослуживых женатых солдат. От бухты Геленджикской и до реки Туапсе они основали 12 станиц. Был образован Шапсугский Черноморский от­дельный пеший казачий батальон, состоявший в ведении войскового начальства Кубанской области. В задачу батальона входила охрана береговых границ.

Переселенцы основали станицы: Геленджикскую, Пшадскую, Береговую и Адербиевскую. Самая большая из них была Геленджикская — 59 семей.

В течение четырех лет казаки-переселенцы состояли на казенном коште. Их наделили землей. Но охотников переселяться в «гиблые» места, как в то время называли Черноморское побережье, было мало. Для людей, привык­ших к степным просторам, новые условия были чужды — их угнетали горы, леса. Домашние животные, завезен­ные с Кубани и не приспособленные к местным условиям, погибали. Незнакома была поселенцам и культура садо­водства. Кубанцы и черноморцы чувствовали себя ско­рее военными, чем мирными земледельцами. Освоение берега протекало медленно. В 12 станицах Шапсугского батальона к моменту его упразднения в 1871 году числи­лось только 2760 человек.

В целях улучшения земледелия и внедрения новых культур специальный комитет разрешил с 1866 года се­литься на побережье выходцам из других стран. Из ка­зенного фонда им выделялась земля. Это несколько из­менило положение. Греки основали селение Прасковеевку, чехи—поселок Текос, молдаване—Молдаванку. Иностранцы оседали и в казачьих станицах. Значи­тельная часть их оставалась подданными своих стран. Мелкие поселения, разбросанные в горах и на берегу, изолированные друг от друга бездорожьем, оторванные от жизненных центров Кубани, испытывали неимовер­ные тяготы.

Росту населения и экономическому развитию Причер­номорья, в том числе и Геленджика, мешало отсутствие магистральной дороги, которая связывала бы населен­ные пункты с Новороссийском и Туапсе. Лучшие участ­ки, сенокосные уголья и лесные массивы были розданы представителям царской и военной знати. Часть земли и угодий осталась в казне и продавалась желающим при­обрести их на условиях, доступных только для зажиточ­ных и кулацких хозяйств.

В 1891 году начало строиться Новороссийско - Сухумское шоссе. Из голодающих губерний России на работу сюда устремилась масса крестьян. Здесь их ожидали тя­желый труд и низкие заработки. Свирепствовали болез­ни. Люди, не получая медицинской помощи, гибли. На­род эту дорогу назвал «голодным шоссе».

Дорога внесла оживление в жизнь побережья.В Ге-ленджик хлынула волна различных дельцов. В казне по­купались земельные участки, на них выкорчевывался лес, возводились строения, разбивались сады, виноград­ники. Привилегированное сословие строило на дарствен­ных землях красивые дачи.

На базе местного сырья французское акционерное об­щество начало возводить цементный завод. В 1894 году он вступил в строй. Производство цемента привлекло в Геленджик свыше 3000 рабочих и служащих. Одновре­менно приступили к выработке продукции лесопильные заводы бельгийских и французских фирм. В начале XX столетия в Геленджике учреждаются различные общества: дачевладельцев южной стороны, дачевладельцев Тонкого мыса, просветительные, благо­устройства курорта, взаимного кредита, потребителей » другие. С их помощью была открыта библиотека, газет­ный киоск, выстроены два курзала, разбиты скверы. Част­ные предприниматели открыли купальни, гостиницы. 18 июля 1929 года был открыт музей истории.

В июле 1915 года село Геленджик было переимено­вано в город. С начала 1916 года он перешел на городское самоуправление и был разграничен на две зоны— городскую и сельскую.