Другое этическое основание — понимание того, что справедливо. Обсуждая те или иные действия, люди называют их полезными или вредными с точки зрения, как морали, так и закона. Такая оценка ведет к доминированию в законности двух начал: обязательность — справедливость и желательность — полезность, это относится и к деятельности субъектов, и к последствиям применения норм права.
Таким образом, с нравственной позиции законность — юридическая форма выражения идеи справедливости. В этой связи она обладает двойственной природой, воплощенной в ее сущности. От человека можно требовать только того, что является полезным. Это находит свое подтверждение в эволюции самой идеи законности.
В историческом аспекте установить точное время возникновения законности так же трудно, как и определить «возраст» человека, государства и права, все они находятся между собой в теснейшей причинно-следственной взаимозависимости и взаимообусловленности.
Поэтому и в отечественной литературе мнения ученых по данному вопросу разделились. Одни считают, что законность свойственна любому классовому обществу, другие — связывают ее возникновение с демократией.
На мой взгляд, режим законности неразрывно связан с демократией, в условиях которой признаются и реализуются в действительности принципы народовластия, равенства граждан, созданы условия для их участия в решении вопросов государственной и общественной жизни.
Можно сказать: законность – основа демократии, демократического режима общества. В условиях режима законности становятся реальными демократические права граждан, общественных движений и организаций, осуществляется принцип разделения властей, принцип всеобщего избирательного права, соблюдаются необходимые, основанные на законе, процедуры, как в правотворческой, так и в правоприменительной практике.
“Законность,– отмечает В.Н.Кудрявцев,– не только формальный принцип права, но и содержательная категория, отражающая демократическое существо общественного строя”[6].
Действительно, связь права, законности и демократии очевидна.
Посредством законодательства закрепляется характер соподчинения органов власти, управления, способы реализации государственной власти, диапазон прав и свобод граждан. Иными словами, демократия необходимо предполагает юридическое оформление, отражающее меру свободы человека, объединений людей в обществе. Поэтому право и законность представляют собой элемент демократии.
* Принципиальное значение имеет анализ юридического аспекта, поскольку именно он придает законности формально-обязательный характер, возводит ее в ранг правовой категории. В этой связи понятие законности необходимо давать исходя из соотношения сущности, содержания и практического функционирования. Это в какой-то мере позволит избежать спорных моментов.
Главное в любой теоретической конструкции — раскрытие природы (сущности) исследуемого явления. В данном случае: сущность законности заключается в строгом и неуклонном соблюдении и исполнении всеми субъектами права действующих законов. Но ее (сущность) нельзя толковать буквально, а следует рассматривать как целевую установку общественного развития, которая сводится к одному — достижению законопослушания со стороны его членов. Поэтому законность характеризует процесс формирования правового государства и реализации идеи социальной справедливости.
Законность характеризуется следующими основными признаками:
1. Важнейшей чертой законности является ее всеобщность. Требование соблюдать юридические нормы относится ко всем, кто находится в пределах действия права. Никто не может уклоняться от выполнения установлений, исходящих от государства, точно так же, как и государство не может уклоняться от обеспечения и защиты законных прав личности. Приоритетным субъектом правового регулирования является гражданин государства. Государство обязано создавать наиболее благоприятный режим для удовлетворения разнообразных интересов своих граждан.
2. Законность неразрывно связана с правом, юридическими нормами.
Оценить состояние законности в стране можно только на основании того, в какой мере законы государства отражают объективные потребности общественного развития. Если издаваемые государством правовые нормы закрепляют и охраняют интересы только отдельных лиц или определенных социальных групп, не учитывая общих и индивидуальных интересов всего населения страны, - законность отсутствует. Если правовые нормы лишь формально отражают интересы различных слоев населения, но не гарантируют их, - то и здесь не может быть речи о законности. История изобилует многими примерами, когда государство регламентировало практически все стороны общественной жизни, но такая регламентация осуществлялась неправовыми законами, которые не имели ничего общего с действительными интересами собственных граждан.
Итак, нормативной основой законности являются правовые законы, адекватно отражающие общие и индивидуальные интересы всех участников общественных отношений.
3. Понимаемая как метод государственного регулирования обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами - путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию.
В свете традиционного понимания законности ее субъектами являются все субъекты права. Должностные лица, следовательно, поставлены в один ряд с гражданами и другими лицами, то есть здесь нивелируется повышенная опасность нарушения закона со стороны должностного лица в сравнении с опасностью нарушения закона, совершаемого гражданином.
В свое время профессор Н.Г. Александров предлагал компромиссное решение. Он не ставил в один ряд нарушения закона, допускаемые гражданами и должностными лицами. Законность в широком аспекте, по его мнению, означает требование соблюдать законы всеми субъектами права. Законность, понимаемая в узком аспекте, означает соблюдение законов именно должностными лицами государства. То есть законность распространяется только на деятельность государственного аппарата.[7]
Наиболее убедительна точка зрения профессора А.Ф. Черданцева, который обращается к ст.15 Конституции РФ, в которой требование соблюдения законов в равной мере обращено как к должностным лицам государственных органов, так и к гражданам и их объединениям.[8]
Вместе с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Благодаря законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и общественной свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни.
Режим законности предполагает наличие следующих взаимосвязанных факторов:
- совершенного, четко отработанного законодательства, отвечающего потребностям общественного прогресса;
- полной и безусловной реализации предписаний законов и подзаконных правовых актов государственными органами, должностными лицами, гражданами и различными объединениями.
Итак, законность - это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти, массу людей - от анархии, общество в целом - от насилия, хаоса, беспорядка.
Режим законности означает такое состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности. Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате действия законности в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.
Итак, что же такое правопорядок?
Категория правового порядка довольно прочно вошла в научный и повседневный обиход. Когда применительно к какой-то сфере общественных отношений употребляют термин «порядок», то под ним понимают сложившуюся устойчивую их упорядоченность. А использование сочетания со сравнительным прилагательным лишь конкретизирует область его действия и основание. В этом смысле говорится о социальном, экономическом, политическом и правовом порядке.
В различных словарях порядок толкуется как правильное, налаженное состояние, расположение чего-нибудь; правило, по которому совершается что-нибудь; существующее устройство, режим чего-нибудь. А его синонимами являются слова: система, распорядок, очередность, строй.[9]
Прилагательное “правовой” указывает на то, что порядок образуется в связи с правом и базируется на нем. В то же время анализируемая категория не сводится только к праву. Не менее важную роль здесь играет объяснение такого понятия, как законность, так как правопорядок — результат действия права и законности.
Как видно, правопорядок означает реальное обеспечение и реализацию субъективных прав, соблюдение юридических обязанностей всеми гражданами, должностными лицами, органами и организациями. В этой связи в учебной и научной литературе правопорядок определяется как определенная система общественных отношений, складывающаяся на основе права и законности, как основанная на праве и законности организация общественной жизни, отражающая качественное состояние общественных отношений или как состояние фактической упорядоченности общественных отношений, выражающих реальное, практическое осуществление требований законности.[10]