Законодатель по поводу применения к семейным отношениям гражданского законодательства говорит следующее.
Большая часть отношений, возникающих по поводу пользования, владения, распоряжения семейным имуществом, регулируется гражданским законодательством.
Так, общие положения о собственности супругов в настоящее время включены в Гражданский Кодекс РФ (ст.256) [4]. Следовательно, совместная собственность супругов регулируется одновременно гражданским и семейным законодательством. К ней применимы все общие нормы Гражданского Кодекса РФ о собственности в целом и о совместной собственности в частности. Семейное законодательство о супружеской собственности конкретизирует соответствующие нормы Гражданского Кодекса РФ и не может противоречить им.
Согласно п.2 ст.33 Семейного Кодекса права супругов при владении, пользовании и распоряжении имуществом, являющимся совместной собственностью членов крестьянского (фермерского) хозяйства, определяют ст.256-259 Гражданского Кодекса.
В соответствии с п.2 ст.46 Семейного Кодекса предъявление кредитором супруга-должника требования об изменении условий или расторжении заключенного между ними договора регулируются ст.451-453 Гражданского Кодекса.
Определение права ребенка по распоряжению принадлежащим ему на праве собственности имуществом регулируется ст.26 и ст.28 Гражданского Кодекса (п.3 ст.60 Семейного Кодекса).
Осуществление родителями правомочий по управлению имуществом детей регулируется ст.37 Гражданского Кодекса (п.3 ст.60 Семейного Кодекса).
Кроме того, в отдельных нормах Семейного Кодекса бланкетного характера имеются ссылки на необходимость применения правил гражданского законодательства без указания при этом конкретных статей Гражданского Кодекса, подлежащих использованию. Именно такая необходимость установлена в случаях:
1) применения положений о долевой собственности к имуществу, приобретенному совместно лицами, брак которых признан недействительным (п.2 ст.30 Семейного Кодекса);
2) возмещения добросовестному супругу при признании брака недействительным материального и морального вреда (п.4 ст.30 Семейного Кодекса);
3) изменения или расторжения брачного договора (п.2 ст.43 Семейного Кодекса);
4) признания брачного договора недействительным (п.1 ст.44 Семейного Кодекса);
5) ответственности супругов за вред, причиненный их несовершеннолетними детьми (п.3 ст.45 Семейного Кодекса).
Также семейное законодательство устанавливает определенные исключения из общих правил, предусмотренных гражданским законодательством, связанные со спецификой семейных отношений. Примером может служить брачный договор. Как было сказано, он регулируется общими нормами гражданского договорного права, и в то же время семейное законодательство содержит положения, регулирующие его особенности.
Так, согласно ст.5 Семейного Кодекса, регулирующей применение семейного законодательства и гражданского законодательства, к семейным отношениям по аналогии, если семейные отношения не урегулированы нормами семейного законодательства и нормы гражданского законодательства, прямо регулирующие данные отношения, отсутствуют, то применяются нормы семейного и (или) гражданского права, регулирующие сходные отношения. Указанное правило является новеллой Семейного кодекса.
Если же отсутствуют даже нормы семейного и (или) гражданского права, которые возможно применить к конкретным семейным отношениям по аналогии, то в таких случаях права и обязанности сторон определяются исходя из аналогии права, то есть из общих начал и принципов семейного или гражданского права, закрепленных в ст.5 Семейного Кодекса4 и ст.6 Гражданского Кодекса[5].
Как следует из требований ст.18 Конституции РФ[6], говорящей о том, что только права и свободы человека определяют смысл, содержание и применение законов, при использовании аналогии права необходимо руководствоваться принципами гуманности, разумности и справедливости. Применение аналогии права к семейным отношениям входит только в компетенцию суда, и принятое в таком порядке решение должно соответствовать действующему законодательству.
Сравнительный анализ отечественного законодательства и зарубежного показал следующее. Законодательством многих стран Европы в настоящее время предусмотрен режим совместной собственности имущества супругов без выделения долей (законный режим), по которому общим считается:
1) имущество, приобретенное супругами вместе или порознь во время брака, за исключением личных вещей;
2) доходы от собственного имущества каждого из супругов;
3) доходы от профессиональной деятельности каждого из супругов;
4) хозяйство, управляемое каждым из супругов и учрежденное после заключения брака (если речь идет о
недвижимости, принадлежавшей одному из супругов до брака, то имеются в виду только принадлежности и прирост стоимости такого имущества).
К личному имуществу супругов относится имущество:
1) принадлежавшее каждому из них на праве собственности до заключения брака;
2) полученное в браке по завещанию или в дар, если в завещании или в договоре дарения не указано о вхождении этого имущества в состав общего имущества;
3) предназначенное для личного пользования или профессиональной деятельности;
4) полученное в качестве возмещения ущерба, в том числе пособия по временной нетрудоспособности или инвалидности;
5) приобретенное за счет средств, вырученных от продажи имущества, подлежащего государственной регистрации (недвижимость, автомобили, яхты и др.) и зарегистрированного на имя каждого из супругов.
Управление общим имуществом осуществляют оба супруга. При отказе одного из них дать согласие на совершение сделки другой супруг вправе получить такое согласие через суд. Сделка, совершенная без согласия одного из супругов, является оспоримой. Совершивший ее супруг обязан внести в общее имущество вклад, соответствующий цене имущества, отчужденного им по оспоримой сделке.
В случае признания одного из супругов недееспособным суд может принять решение о выделении долей в общем имуществе супругов. Раздел производится путем распределения активов и пассивов в равных долях. В интересах потомства на часть имущества, отходящего к другому супругу, может быть установлен узуфрукт - право пользования имуществом при условии сохранения существа данной вещи.
Законодательство США регулирует имущественные отношения супругов в зависимости от правового основания заключенного брака. Так, если брак заключен по нормам общего право, все имущество принадлежит мужу. В браках, заключенных по закону, действуют законный и договорный режимы имущества. Законный режим имущества в США имеет две модели: раздельное имущество каждого из супругов и общая совместная собственность супругов.
К первой модели относится имущество, приобретенное каждым из супругов до брака, а также полученное каждым из них в дар или по наследству в период брака. Критерии отнесения имущества к раздельному или общему совместному в законодательстве отдельных штатов имеют некоторые отличия. Увеличение стоимости раздельного имущества во всех штатах увеличивает раздельное имущество. Управление раздельным имуществом осуществляется каждым из супругов самостоятельно, что не исключает его использования в общих семейных целях.
Ко второй модели относится общее имущество супругов, приобретенное в браке, а также все доходы, полученные каждым из них по трудовому договору, от предпринимательской деятельности до программам социальной помощи. Общее имущество управляется по принципу равноправия супругов при наличии определенных различий в отдельных штатах. Так, в одних штатах каждый из супругов вправе свободно распоряжаться любым общим имуществом от имени обоих супругов, без каких-либо ограничений. Вместе с тем в большинстве штатов распоряжение недвижимым общим имуществом возможно только с письменного согласия другого (или обоих супругов). В некоторых штатах требуется официальное заверение такого согласия в нотариате, суде или органе ЗАГС.
Приступая к рассмотрению основного вопроса темы исследования обратимся к семейному и гражданскому законодательству РФ, как отмечалось выше, оно построено на диспозитивном принципе полной общности имущества супругов.
Как известно, семья выполняет экономическую функцию: обеспечение материальных потребностей ее членов. Этому предназначению служит семейное имущество, которое складывается главным образом за счет труда, денежных средств и иного имущества трудоспособных членов, супругов.
Имущественные вопросы собственности почти полностью стали гражданско-правовыми. И можно говорить только о небольших нюансах в порядке гражданско-правового регулирования этих отношений собственности.
Понятия право собственности супругов, собственность супругов и имущество супругов не совпадают.
Понятие законного режима имущества супругов дается в главе 7 п.1 ст.33 Семейного Кодекса. Законный режим имущества супругов - это режим их совместной собственности. Он действует, если брачным договором не предусмотрено иное. Совместной собственностью супругов согласно п.1 ст.34 Семейного Кодекса является имущество, нажитое супругами во время брака, заключенного в установленном законом порядке. Важно, что совместная собственность супругов - это собственность бездолевая. Доли супругов в совместной собственности (общем имуществе супругов) определяются только при ее разделе, который влечет за собой прекращение совместной собственности. Каждый из супругов имеет равное (одинаковое с другим супругом) право на владение, пользование и распоряжение совместной собственностью в порядке, определяемом ст.35 Семейного Кодекса. Примечательно, что право на общее имущество принадлежит обоим супругам независимо от того, кем из них и на имя кого из них приобретено имущество (внесены денежные средства), выдан правоустанавливающий документ. Важно и то, что любой из супругов в случае спора не обязан доказывать факт общности имущества, если оно нажито во время брака, так как в силу закона (п.1 ст.34 Семейного Кодекса) существует презумпция (предположение), что указанное имущество является совместной собственностью супругов. Право на общее имущество принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам (болезнь, учеба и т.п.) не имел самостоятельного дохода (п.3 ст.34 Семейного Кодекса). Указанная норма направлена главным образом на защиту законных прав и неработающих женщин. В результате их домашний труд, исходя из закрепленного ст.31 Семейного Кодекса принципа равенства супругов в семье, приравнивается к труду работающего мужа.