Лицо, которое имеет авторский правый или любую исключительную право-можність на произведение, для свидетельства об авторстве на обнародованный или необнародовано произведение, о факте и дате опубликования произведения или о договорах, которые задевают права автора на произведение, в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных государственных реестрах.
О регистрации прав автора выдается свидетельство. При возникновении спора регистрация признается судом как юридическая презумпция авторства, то есть считается действительной, если в судебном порядке не будет доказано другое.
Статья 11 Закона определяет, что первичным субъектом, которому принадлежит авторское право, является автор. Автором считается лицо, отмеченное как автор на экземпляре обнародованного произведения, на рукописи или на оригинале произведения искусства, если в судебном порядке не будет доказано другое.
Соавторами являются лица, общим творческим трудом которых создано произведение. Отношения между соавторами определяются соглашением, заключенным между ними. Право опубликования и другого использования произведения принадлежит в одинаковой степени всем соавторам. Один соавтор не может без достаточных оснований отказать другим в разрешении на опубликование, другое использование или изменение произведения. В случае нарушения общего авторского права каждый соавтор может доводить свое право в судебном порядке (ст. 12).
Статья 24 определяет, что срок охраны прав авторов, что предоставляется данным Законом, действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. Для произведений, обнародованных анонимно или под псевдонимом, срок охраны заканчивается через 50 лет после того, как произведение было обнародовано.
Особенно важно значение в телерадиорекламе имеет ст. 31 Закона, которая определяет порядок охраны смежных прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещание. Охрана смежных прав осуществляется без вреда охране произведений авторским правом.
Производители фонограмм и организации вещание должны соблюдать права авторов и исполнителей. Организации вещание должны соблюдать права производителей фонограмм, авторов и исполнителей.
Критерии для предоставления охраны смежных прав (ст. 32):
1. Права исполнителей охраняются по закону этим, если:
• выполнение впервые мало место на территории Украины;
• выполнение зафиксировано на фонограмме, которая охраняется согласно этой статье;
• выполнение, не зафиксированное на фонограмме, включено в передачу организации вещание, которое охраняется согласно этой статье. Согласно ст. 33:
1. Исполнителям принадлежит исключительное право позволять или запрещать публичное сообщение их выполнений, фиксацию на материальном носителе ранее незафиксированного выполнения и передачу в эфир и по проводам их выполнений, а также воспроизводить, распространять способом первой продажи или другой передачи в собственность или владение или способом аренды или проката фонограмм, на которых зафиксировано их выполнение, независимо от первой продажи или другой передачи в собственность или владение.
2. Исключительные права исполнителей могут передаваться другим лицам на основании договора, в котором определяются способ использования выполнений, размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора и использования выполнений и тому подобное.
4. В том случае, когда выполнение используется в аудиовизуальном произведении, считается, что исполнитель передает организации, которая осуществляет производство аудиовизуального произведения, или продюсеру все имущественные права на выполнение, если другое не установлено договором.
Статья 35 определяет права организаций телерадиовещания — распространителей рекламы.
1. Организации вещание должны исключительный правый позволять или запрещать публичное извещение своих программ путем их ретрансляции, фиксации на материальном носителе, воссоздание своих передач, извещения в эфир и по проводам, публичного извещения передач в местах с платным входом, а также запрещать распространение на территории Украины или из территории Украины сигнала, который несет программы, распространяющим органом, для которого этот сигнал из спутника не назначался.
2. Организациям вещание принадлежит право на получение вознаграждения за любое использование их передач.
Согласно ст. 37 допускается без согласия производителей фонограмм (в том числе и рекламных аудиовидеороликов. — Авт.), опубликованных с коммерческой целью, и исполнителей, записанных на таких фонограммах, но с выплатой вознаграждения:
• публичное выполнение фонограммы;
• извещение фонограммы в эфир;
• извещение фонограммы по проводам.
Размер вознаграждения и условия ее выплаты определяются соглашением между пользователем фонограммы или объединением таких пользователей, с одной стороны, и организациями, которые управляют правами производителей фонограмм и исполнителей, с другой стороны. Размер вознаграждения устанавливается за каждый вид использования фонограммы.
Раздел V Закона определяет порядок защиты авторского права и смежных прав.
В ст. 41 отмечается:
1. Воссоздание, распространение и другое использование, а также ввоз в Украину без разрешения лиц, которые имеют авторский правый и смежные права, экземпляров произведений, фонограмм, программ вещание является нарушением авторского права и смежных прав, что дает основания для судебной защиты.
2. Экземпляры произведений, фонограмм, изготовленных и распространенных с нарушением авторского права и смежных прав, есть контра-фактними.
3. Ввоз на территорию Украины экземпляров произведений и фонограмм, которые охраняются на территории Украины по закону этим,, из государства, в котором эти произведения и фонограммы не охранялись или перестали охраняться, признается нарушением авторского права и смежных прав.
Статья 44 Закона определяет порядок возмещения убытков за нарушение авторского права и смежных прав.
1. Лица, которые имеют авторский правый и смежные права, могут требовать возмещения убытков, нанесенных им в результате нарушения авторского права и смежных прав, включая упущену выгоду; исключение и направление на их пользу прибылей нарушителя, полученных им в результате нарушения авторского права и смежных прав, вместо возмещения убытков; выплаты компенсации, которая определяется судом.
2. Кроме возмещения убытков, взыскания прибылей суд, арбитражный суд за нарушение авторского права или смежных прав стягивает штраф в размере 10 процентов от суммы, присужденной судом в интересах истца. Сумма штрафов направляется в установленном законодательством порядке к соответствующим бюджетам.
3. Нарушитель авторского права и смежных прав обязан возместить лицам, которые имеют авторский правый и смежные права, моральный вред в размере, который определяется судом.
Предлагаемый труд является конспективным изложением теоретических основ и практического опыта рекламной деятельности за рубежом — фундаментальных отечественных научных исследований в этой области пока еще нет. Современная реклама является обязательным атрибутом рынка, она обеспечивает связь между производством и потреблением невозможный, ее становление и развитие как системы независимого бизнеса для экономики Украины — одна из актуальных проблем, потому решать ее нужно на современном уровне.
Теория и практика рекламы — не набор догм, а побуждение к действию. Нужно учиться и творчески осмысливать изученное. Как молвил Тарас Шевченко:
"Учитеся, читайте, И чужому научайтесь, И своего не чуждайтесь".
К сожалению, рекламная деятельность в Украиниаж никак не отвечает положением классической теории рекламы — у нас еще нет рекламистов уровня Девида Огилви или Лео Бернетта, нет и мощной рекламной инфраструктуры.
Однако мы имеем почти все объективные условия и субъективные факторы для того, чтобы подняться к мировому уровню в сфере рекламы: соответствующий интеллект, современное образование, мощную науку, стойкий менталитет и национальную элиту, которая формируется и призванная сыграть роль катализатора общественного прогресса.
Рекламисты — часть элиты, которая активно участвует в формировании новой экономики и рыночных отношений. Рынок не может существовать без рекламы. Уровень развития рекламы определяет, насколько успешно мы продвигаемся по пути экономических превращений. На украинском рынке разворачивается острая конкурентная борьба, а потому рекламное дело нуждается в более глубоких знаниях и профессионализме. В настоящее время нужны не рекламисты-ремесленники, а рекламисты соответствующего профессионального уровня, которые умеют творчески мыслить, создавать новые и адаптировать имеющиеся методы рекламы к украинской реальности, рекламисты, которые победят рекламу памперсов и создадут современную эффективную украинскую рекламу. Таких специалистов нужно готовить.
Не за горами создания в Украине специализированных учебных заведений — институтов рекламы (кстати, у наших северных соседей, в
Москве, их два), научно-исследовательских заведений и мощных рекламных агентств.
Предлагаемый конспект лекций является лишь небольшим кирпичиком к фундаменту, на котором строится современная украинская реклам