Позднее, эмигрировав во Францию, следователь Соколов пытался сообщить результаты своего параллельного расследования и обнародовать их в специальной работе. Но, как и в предыдущих случаях, разгадка ускользнула от нас: 23 ноября 1924 года Соколов был обнаружен мертвым у себя в доме во Французском городке Сальбри. Хотя официальная версия гласит, что Соколов умер от разрыва сердца в возрасте 42 года, существует мнение, что его убили. При этом многие важные документы, подготовленные Соколовым к публикации, исчезли.
Как странно, что всех кто имел самое не посредственное дело к расследованию, настигает смерть. Кому понадобилось так тщательно скрывать правду о гибели царской семьи? Или кого-то очень сильно пугала правда?
Исчезнувшие документы Соколова были обнаружены совсем недавно в библиотеке рукописей Калифорнийского университета. Как они туда попали остается не ясным. Первичная обработка этих документов американскими историками показала, что следователю Соколову удалось проследить и задокументировать факт эвакуации царской семьи из Екатеринбурга в Пермь, а от туда в Казань.
Три четверти века ученные, изучавшие это дело, оспаривали вывод Соколова о том, что вся семья Романовых была расстреляна в ночь с 16 на 17 июля 1918 года, указывая на имеющиеся противоречия.
Например, когда 19 июля большевики объявили о казни бывшего царя, они сообщили, что Александра Федоровна и ее дети “были отправлены в безопасное место”. Эта версия была опубликована через 4 дня в Екатеринбурге. Кроме того, осенью 1918 года большевики вели переговоры с Германией об обмене бывшей императрицы - урожденной немецкой принцессы - и ее детей на русских политзаключенных.
Одним из первых иностранцев, побывавших в Екатеринбурге после возможного убийства, был сэр Чарлз Элиот, британский консул в Сибири. После разговора с первым следователем Белой армии Элиот сообщил своему начальству, что, по его мнению, бывшая царица и его дети уехали из Екатеринбурга поездом 17 июля. Он считал, что кровавые истории о бойне были сфабрикованы.
Примерно в то же время брат Александры великий герцог Эрнст Людвиг Гнессенский послал через нейтральную Швецию своей сестре, маркизе Милфорд-Хэвен, в Англию известие о том, что Александра в безопасности. Предположительно, эта информация поступила о секретного агента Германии в России.
Тем не менее, поскольку бывшая царица и ее дети так и не появились и после того, как был опубликован отчет Соколова, вывод о гибели всей семьи постепенно стал общепринятым.
По прошествии нескольких десятилетий изменение официальной версии казалось маловероятным. Однако в начале 70-х годов английские журналисты Энтони Саммерст и Том Менгольд обнаружили официальные документы расследования Соколова. Изучая дело, они пришли к убеждению, что Соколов не только опустил ряд важных улик - он не допросил ни одного свидетеля, - но и, возможно, фальсифицировал часть информации.
Прежде всего, это касается шифрованной телеграммы, направленной в Москву 17 июля с сообщением о смерти всей семьи. Она была включена в дело только в январе 1919 года, после того как был отстранен первый следователь, и до того, как его сменил Соколов. Не была ли она всех устраивавшей фальшивкой?
Далее - улики с заброшенной шахты. Соколов нашел отрубленный палей и скелет собачки через несколько месяцев после казни. Любого маленького зверька могли бросить в шахту и опознать в качестве собачки Романовых. А если палец принадлежал бывшей царице, то где же были остальные части тела.
Сможем ли мы когда ни будь раскрыть самую большую тайну дома Романовых или гибель царской семьи останется самой искусной дезинформацией? Время покажет.
Различных претендентов на роль переживших эту ужасную трагедию считали самозванцами, а легенду о том, что в ту ночь погибли не все Романовы, заклеймили как явную фантазию.
Вечером 17 февраля 1920 года полицейский вытащил из канала в Берлине молодую женщину лет 20. Поскольку она отказывалась назвать свое имя или отвечать на вопросы, о том что привело ее к попытке самоубийства, женщину поместили в психиатрическую больницу. Молодая женщина, у которой нашли “психическое расстройство депрессивного характера”, в конце концов, призналась сиделке, что она великая княжна Анастасия, младшая из четырех дочерей русского царя Николая II. Она заявила, что одна из всей семьи спаслась в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года. Она была не единственной претенденткой на роль пережившей кровавую бойню: за ней будут другие Анастасии и даже один Алексей, который объявился в Польше в 60-годах и заявил, что всей семье удалось бежать из России.
После первой мировой войны в Европе проживали несколько членов российской императорской фамилии, которым удалось избежать большевистских чисток.
Лучшим способом установить подлинную личность девушки из Берлина, которая называла себя Анной Андерсон, - было дать ей встретиться с кем-либо из потенциальных родственников. Лишь двое из них согласились на такую встречу: сестра Николая, великая княгиня Ольга, и сестра Александры, прусская принцесса Ирена.
Когда эти две тетки не признали претензии Анны Андерсон, остальные последовали их примеру. К 1928 году 12 Романовых и трое из немецких братьев и сестер Александры отвергли ее как самозванку.
Тем не менее у Анны Андерсон по-прежнему оставались сторонники. Татьяна Боткина, дочь расстрелянного в месте с императорской семьей их личного врача, видела Анастасию уже в период ее заключения в Тобольске и поверила в историю Анны. Один из сыновей принцессы Ирены подготовил список вопросов, на которые могла ответить только Анастасия. Ответы Анны Андерсон его убедили.
Его мать позднее признала, что между той Анастасией, которую она помнила, и Анной Андерсон имелось поразительное сходство.
Встреча княгини Ольги и молодой женщины утверждавшей, что она - ее племянница Анастасия, произошла в октябре 1925 года в берлинской больнице, где Анна выздоравливала после тяжелого приступа туберкулеза.
При расставании Анна залилась слезами; великая княгиня расцеловала ее и пообещала писать. “ Мой разум не в силах этого понять, но мое сердце говорит мне, что эта малышка - Анастасия”, - сказала Ольга своей подруге. За визитом последовали нежные письма Ольги, приходившие до Рождества. Затем - молчание, а в январе 1926 года - отречение. До самой своей смерти в 1984 году Анна Андерсон будет ломать голову над этим внезапным отказом.
Несмотря на опубликованную книгу “Я Анастасия”, Анне Андерсон так никогда и не удалось вразумительно объяснить свое спасение. Ее рассказ о том, как она выжила и была спасена большевистским охранником, ставшим в последствии ее любовником, похожа скорее на романтическую повесть, чем на достоверную историю. После целой серии рассмотрений этого дела в 1958-1970 годах западногерманские суды вынесли окончательный вердикт о том, что ее претензии не могут быть ни доказаны, ни опровергнуты.
Однако, после смерти Анны Андерсон, родственники Романовых долгое время не давали разрешение на проведение химического анализа хромосом. Но когда такое разрешение было дано и проведена экспертиза, то выяснилось, что набор молекул хромосом Анны Андерсон, не совпадает с хромосомами семьи Романовых.
В 1988 году новая политика гласности у нас в стране позволила увидеть свет сенсационным фактам.
Бывшему следователю МВД Гелию Рябову удалось в конце 70-х годов разыскать детей Якова Юрковского. Сын Юрковского передал Рябову секретный отчет с подробным описанием захоронения тел. В отчете говорилось, что трупы действительно изуродовали и сбросили вместе с ручными гранатами в ствол заброшенной шахты, однако взрывы не привели к ее завалу. Поэтому Юрковский, опасаясь, что наступающие белогвардейские войска найдут тела, приказал вырыть их и перенести в другое место. Возможно, в этом кроется отгадка найденного пальца.
Новая информация воодушевила Рябова. Он вел раскопки, при этом, ему помогали местные энтузиасты - историк и геолог. Последний, взобравшись на дерево, увидел едва заметные следы старой дороги, по которой следовал грузовик с телами.
Так были найдены первые кости. Через несколько лет он рассказал, что чувствовал, увидев “эти зеленовато-черные кости со следами кислотных ожогов. В одном из черепов было пулевое отверстие”.
Рябов опубликовал отчет о своих находках в 1988 году. Однако официальное подтверждение стало возможным только после того, как археологи провели на этом месте раскопки в июле 1991 года.
Было извлечено девять скелетов. Пять из них принадлежали родственникам - Николаю, Александре и троим из пятерых детей. Четыре скелета - троим слугам и доктору Боткину, семейному врачу.
Современная наука помогла, на основе сравнения генов ныне живущих родственников семьи Романовых и останков царской семьи и компьютерного анализа, установить принадлежность пятерых скелетов к царской семье. А в 1993 году был идентифицирован череп Николая.
А как же Алексей и Анастасия? Действительно ил их тела были сожжены? Или им удалось спастись? Возможно, русская земля еще вернет нам их останки.
Но очень жаль, что последнюю дань останкам царской семьи у нас превратили в политический фарс.
Совет Федерации спешно снарядил на похороны официальную делегацию. Жириновский срочно расстался с траурным обедом для депутатов нижней палаты. Засуетились прочие лидеры успеть бы выкрикнуть над могилками заветную молитву. “ Ельцин несостоятелен в поступках, поддается влиянию...” “ Участие президента в церемонии - акт всероссийского покаяния...”
Президент в последний момент вскочил на подножку катафалка и это уже названо “сильным политическим ходом”. Кто заглядывает в глаза Первому, кто плюет ему в спину - все бегут, бегут впереди гробов.